16:09 Справочник дорожных терминов | |
Схема развития автомобильных дорог - отраслевая схема общего комплекса схем развития и размещения отраслей народного хозяйства, отраслей промышленности и схем развития и размещения производительных сил по экономическим районам. Разработка схем развития автомобильных дорог, так же как и других отраслевых схем, осуществляется в два этапа. На первом этапе определяются задачи и основные показатели развития автомобильных дорог, на втором этапе в составе этих схем разрабатываются материалы с расчетами, обосновывающими целесообразность проектирования, строительства, реконструкции, и другие мероприятия по развитию и повышению технического уровня дорог. Транспортно - эксплуатационные показатели дороги - ряд параметров, определяющих технический уровень дороги и ее эксплуатационные возможности. В зависимости от значений показателей дорогу относят к той или иной категории. Основными показателями являются: скорость, интенсивность и состав движения, пропускная и провозная способности, уровень аварийности, качество дорожного покрытия, время сообщения, себестоимость перевозок автомобильным транспортом и др. Узел автомобильных дорог - зона взаимодействия транспортных потоков двух или нескольких сходящихся дорог. В зависимости от характера этого взаимодействия узлы образуют пересечения или примыкания дорог, причем сходящиеся дороги могут быть расположены в одном или нескольких уровнях. Проложение дорог в разных уровнях, а также связь между этими дорогами осуществляются при помощи комплекса специальных инженерных устройств. Улица - автомобильная городская дорога в пределах населенного пункта. Улица кольцевая - автомобильная городская дорога, которая проходит вокруг определенного района города или вокруг города, по его территории и представляет собой полное кольцо или его часть. Улица магистральная - автомобильная городская дорога главной сети. Различают магистральные улицы общегородского значения ( связь между жилыми, промышленными районами и общественными центрами с выходом, как правило, на загородные автомобильные дороги ) и магистральные улицы районного значения ( транспортная связь в пределах района и с магистральными улицами общегородского значения ). Улица радиальная - автомобильная городская дорога, связывающая окраину города с его центральной частью. Улица с односторонним движением - автомобильная городская дорога, на которой разрешено движение транспортных средств только в одном указанном направлении. Улица тангенциальная ( хордовая ) - автомобильная городская дорога, которая проходит по касательной к определенной территории района города и выполняет функции подвода и отвода движения, а также служит для обхода района. Уровень загрузки дороги движением - показатель, характеризующий условия и безопасность движения автомобилей и определяемый отношением интенсивности движения автомобилей к пропускной способности этого участка. 2. Изыскания и проектирование автомобильных дорог Автоматизация проектирования - проектирование автомобильных дорог и мостов с широким использованием компьютеров и математических методов. Позволяет ускорить процесс проектирования и принятие оптимальных решений на основе проработки большого числа вариантов. Аэросъемка - процесс получения изображения местности с воздуха. Выполняется с помощью фотоаппаратов - аэрофотосъемка, специальных электронных устройств - цифровая аэрофотосъемка, радиолокационных аппаратов - радиолокационная аэрофотосъемка. Аэрофотоизыскания - комплекс работ по изысканию трассы, выполняемый для проектирования дорог на основе аэрофотосъемок местности. По методам выполнения подразделяются на аэрофототопографические, стереофотограмметрические и комбинированные. Балкон - поперечный профиль дороги в горной местности на подходах к мостам или участках с крутыми склонами, когда часть поперечного профиля расположена над склоном. Барханы - подвижные скопления песков, навеянных господствующими ветрами. Имеют серповидную в плане форму высотой до 150 м. Наветренный ( выпуклый ) склон пологий (5...14 ° ) и длинный, подветренный ( вогнутый ) крутой ( до 30 ° ) и короткий, переходящий в заостренные «рога». При устойчивых ветрах в одном направлении происходит поступательное движение барханов, при ветрах противоположных направлений в зависимости от их скорости возможны колебательные или поступательно - колебательные движения. Скорость перемещения барханов находится в прямой зависимости от скорости ветра и в обратной от высоты бархана. Бассейн испарительный - искусственное или естественное понижение местности вдоль автомобильной дороги для сбора и последующего испарения поверхностных вод, в котором колебание уровня воды зависит от интенсивности испарения. Устраивается в степных районах и в равнинной местности, когда нельзя отвести воду от земляного полотна боковыми водоотводными канавами. Биклотоида - кривая из двух клотоид одинаковой кривизны, которые в точке сопряжения имеют одинаковые меньшие радиусы и общую касательную. Биссектриса кривой - отрезок прямой, соединяющий вершину угла поворота трассы с серединой кривой. Бровка - линия пересечения плоскости откоса и поверхности земляного полотна в месте их сопряжения. По ней определяются рабочие отметки земляного полотна автомобильной дороги. Вариант трассы - одно из нескольких решений проложения трассы. Видимость встречного автомобиля - минимальное расстояние, обеспечиваемое геометрическими элементами дорог, необходимое для выполнения безопасного маневра обгона. Видимость расчетная - минимальное расстояние видимости встречного автомобиля или поверхности проезжей части автомобильной дороги, обеспечиваемое для заданной расчетной скорости ее геометрическими элементами. Вираж - односкатный поперечный профиль проезжей части с уклоном к центру кривой, устраиваемый на кривых малого радиуса. Устраивают для повышения устойчивости автомобиля на кривых. Возможно устройство ступенчатого виража с различными поперечными уклонами. «Воздушная линия» - см. Коэффициент развития ( удлинения ) трассы. Восстановление трассы - комплекс работ, выполняемых при закреплении на местности оси запроектированной трассы автомобильной дороги. Вставка прямая - прямой участок трассы между соседними кривыми в плане. Георадар - переносной ( передвижной ) радиолокатор, применяемый для проведения геоакустического зондирования верхних слоев подповерхностных сред. Домер - разность длины двух тангенсов и длины круговой кривой при ее вписывании в угол поворота трассы, вводимая при разбивке пикетажа. Закрепление трассы - комплекс работ по привязке точек трассы к существующим предметам на местности или специально установленным реперам. Изыскания автомобильных дорог инженерные - исследования экономических, технических и природных условий, в которых будут осуществляться строительство и эксплуатация автомобильной дороги, с целью определения оптимального технико - экономического решения для проектирования, строительства и эксплуатации автомобильной дороги. Различают изыскания для составления схемы развития дорог, проекта дороги и разработки рабочей документации. Изыскания делятся на экономические и технические. Включают следующие этапы: подготовительный, полевой, камеральный. Изыскания камеральные - один из этапов проектно - изыскательских работ по изучению картографических материалов, справочных данных, позволяющих наметить общее направление трассы. Изыскания технические - комплекс изыскательских работ, включающий осмотр и инструментальную съемку местности, а также ее инженерно - геологическое обследование для установления направления трассы и разработки проекта дороги. Подразделяются на рекогносцировочные и подробные. Изыскания технические подробные - комплекс детальных изыскательских работ, включающий производство на местности всех инструментальных съемок, измерений и обследований, необходимых для установления точного направления трассы и для составления проекта дороги со всеми сооружениями. При этом осуществляют трассирование, разбивку и закрепление на местности основного направления и вариантов трассы, выполняют инструментальные съемки намеченных планов и продольного профиля, производят подробные гидрологические, инженерно - геологические и грунтовые обследования, изыскания местных строительных материалов и базовых карьеров, собирают все данные для составления проекта организации работ и сметы, а также ведомостей отвода земель и сноса строений, осуществляют согласование трассы и отдельных проектных решений с заинтересованными организациями. Обычно подробные технические изыскания совмещают с разработкой проекта. Изыскания технические рекогносцировочные - комплекс изыскательских работ по предварительному изучению местности вдоль трассы проектируемой дороги. При этом, как правило, прокладывают ( по карте ) предварительный вариант трассы с ориентировочным размещением дорожных сооружений, производят осмотр местности с установлением основных грунтовых и гидрогеологических условий трассы, а также занятости земель, намечают варианты трассы, расположение, конструкцию и размеры дорожных сооружений, определяют районы, подлежащие топографической съемке и аэрофотосъемке, собирают данные для предварительной оценки объема земляных работ. Изыскания экономические - комплекс работ по сбору, обработке, систематизации и анализу исходных данных для обоснования и установления экономической целесообразности, очередности и стадийности строительства или реконструкции отдельных объектов дорожного строительства. Подразделяются на комплексные, включающие работы по технико - экономическому обоснованию дорожной сети административного или экономического района, и титульные, включающие работы по технико - экономическому обоснованию проекта отдельного объекта, намеченного к постройке или реконструкции. Карст - процесс растворения и разрушения горных пород под воздействием движущихся подземных вод с образованием под поверхностью земли пустот и связанных с ними провальных явлений. Клотоида - кривая, кривизна которой возрастает обратно пропорционально ее длине ( R = A 2 / L ). См. также Биклотоида. Коэффициент заложения - характеристика крутизны откоса - отношение высоты откоса к его горизонтальной проекции - заложению. Коэффициент использования грузоподъемности - отношение фактически перевезенной массы грузов к номинальной грузоподъемности автотранспортных средств. Коэффициент неравномерности перевозок - отношение максимального объема перевозок за сутки или месяц к среднесуточным или среднемесячным размерам перевозок за год. Коэффициент пробега - отношение количества автомобилей с грузом ( пассажирами ) к общему количеству автомобилей данной модели, прошедших через данное сечение дороги. Коэффициент развития ( удлинения ) трассы - отношение действительной длины трассы к длине прямой линии, соединяющей заданные пункты ( «воздушной линии» ). Является одним из показателей при сравнительной оценке вариантов трассы. Кривая в плане - криволинейный участок дороги в плане, сооружаемый при изменении направления трассы. Может состоять из одной круговой кривой большего радиуса или нескольких кривых - круговой кривой и кривых с переменными радиусами ( переходные кривые ), которые, как правило, устраиваются при круговой кривой малого радиуса для улучшения условий движения. Кривая в продольном профиле ( вертикальная ) - кривая, сопрягающая перелом продольного профиля при изменении уклона. Различают кривые: вогнутые, применяемые при переходе от спуска к подъему, а также при уменьшении уклона на спуске или увеличении на подъеме ; выпуклые, применяемые при переходе от подъема к спуску, а также при уменьшении уклона на подъеме или увеличении на спуске. Кривая вспомогательная - кривая между прямолинейным направлением трассы и прямой вставкой серпантины. Кривая коробовая - кривая, состоящая из ряда круговых кривых с кривизной одного направления, которые в точках соприкосновения имеют общие касательные. Кривая круговая - участок кривой в плане, представляющий собой дугу окружности. Кривая основная - криволинейный участок серпантины, состоящий из круговой кривой и двух переходных, размещенных с внешней стороны угла поворота. Кривая переходная - кривая, располагаемая между прямолинейным участком дороги и кривой в плане. Предназначена для плавного изменения кривизны оси дороги от 0 на прямолинейном участке до 1/ R в начальной точке круговой кривой с радиусом R. Кривые обратные - сопряженные кривые с различной по направлению кривизной. Ссылка на страницу: Справочник дорожных терминов Теги: Справочник дорожных терминов | |
|
ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам
Всего комментариев: 0 | |