16:09 Справочник дорожных терминов | |
Проезжая часть - основной элемент дороги, предназначенный для движения автомобилей. В зависимости от интенсивности движения проезжая часть может быть одно -, двух -, трех - и многополосной. Ширина проезжей части измеряется между кромками покрытия, зависит от категории дороги и числа полос движения. Проект автомобильной дороги ( технико - экономическое обоснование ) - основной проектный документ на строительство автомобильной дороги, стадия разработки проектной документации. В проектах автомобильных дорог, зданий и сооружений на них с учетом инженерных изысканий и вариантных проработок уточняются решения, принятые в обосновании инвестиций по элементам, определяющим транспортно - эксплуатационные качества дорог ( удобство, скорость, безопасность движения транспортных средств и др.) - по проложению дорог на местности, их параметрам по элементам плана, поперечного и продольного профилей, составу и размещению зданий и сооружений на них, технологии и организации строительства. Включает сводный сметный расчет стоимости строительства или реконструкции. Проект, утвержденный в установленном порядке и составе, является основанием для планирования и финансирования строительства ( реконструкции ) объекта, на который он разработан. Проект индивидуальный - проект сооружения, разрабатываемый при отсутствии или невозможности применения типовых проектов, а также в случае необходимости высокого качества решений для наиболее ответственных и сложных объектов. Проект типовой - проект сооружения, разработанный на высоком техническом уровне с учетом единой модульной системы и действующих стандартов на строительные изделия, утвержденный в установленном порядке и предназначенный для многократного применения проектными организациями путем привязки к конкретным условиям строительства. Проектирование автомобильных дорог - процесс творческого характера на основе изыскательских работ, состоящий из комплекса расчетно - экономических и проектно - конструкторских работ, включающих выбор наиболее выгодного направления дороги, определение грузооборота, интенсивности движения, назначение категории дороги, определение соответствующих ее технических параметров, потребности в капитальных затратах, в основных строительных материалах и изделиях, рабочей силе, механизмах и транспорте, установление сроков и очередности строительства и сроков окупаемости капитальных вложений, размещение всех устройств и сооружений. Проектирование вариантное - метод выбора оптимального решения по проложению трассы в целом или отдельных ее участков. Заключается в установлении возможных вариантов, сравнительной оценке каждого из них по принятым показателям и выборе наиболее целесообразного. Различают коренные варианты, касающиеся трассы или значительных ее участков между главными пунктами, указанными в проектном задании, и местные, распространяющиеся на отдельные короткие участки. Основой для сравнительной оценки вариантов являются экономические обоснования. Проектирование ландшафтное - метод проектирования дорог, обеспечивающий плавность сопряжения между собой элементов дороги и гармоничное сочетание дороги с окружающей местностью. Проектирование по обертывающей - метод проектирования проектной линии по возможности параллельно поверхности земли. Проектирование по секущей - метод проектирования проектной линии, предусматривающий срезку возвышенностей рельефа местности с использованием грунта для отсыпки насыпей в пониженных местах. Проектирование продольного профиля - установление положения земляного полотна дороги в продольном профиле по отношению к поверхности земли. Профиль дороги поперечный - изображение в уменьшенном масштабе сечения дороги вертикальной плоскостью, перпендикулярной к ее оси. Элементы поперечного профиля: проезжая часть, обочины, разделительная полоса, водоотводные канавы, откосы и др. Профиль дороги продольный - развернутая в плоскости чертежа проекция оси дороги на вертикальную плоскость. Элементы продольного профиля: кривые выпуклые и вогнутые, прямые горизонтальные и наклонные ( подъемы и спуски ). Пункт грузообразующий - предприятие, организация, хозяйство, перевозки грузов которых будут осуществляться по проектируемой дороге. Пункт грузопотребляющий - предприятие, организация, хозяйство, грузы в которые будут поступать по проектируемой дороге. Пункт опорный - пункт, обусловливающий положение трассы проектируемой дороги ( промышленные, политико - административные или культурные центры, транспортные узлы ). Количество и характер пунктов зависят от народно - хозяйственного значения дороги. Пункт пассажирообразующий - предприятие, организация, хозяйство, курорт, база отдыха и т. д., перевозки пассажиров которых будут осуществляться по проектируемой дороге. Рабочая документация - стадия проектирования автомобильной дороги. В состав рабочей документации для строительства автомобильных дорог, зданий и сооружений на них входят: рабочие чертежи, разрабатываемые в соответствии с установленными требованиями ( чертежи на элементы обстановки дорог, укрепительные сооружения, чертежи на устройства и сооружения, связанные с охраной природы и окружающей среды или рекультивацией земель, а также с охраной труда и безопасностью, чертежи, предназначенные для производства строительно - монтажных работ, установки различного оборудования, элементов конструкций и др.), объектные и локальные сметы ; ведомости объемов строительно - монтажных работ, ведомости и сводные ведомости потребности в материалах ; паспорта строительных рабочих чертежей ; расчеты затрат труда и расхода основных материалов ; расчеты показателей сметной стоимости и их изменение. Рабочая документация разрабатывается с учетом исходных данных, выдаваемых проектной организации заказчиком. Радиус кривой в плане наименьший - радиус, при котором обеспечивается безопасное движение автомобилей с расчетной скоростью при чистом увлажненном покрытии, с устройством виражей и уширением проезжей части. Развитие трассы - удлинение трассы между двумя точками с целью уменьшения продольного уклона. Производится на местности с большими уклонами поверхности земли, где для обеспечения заданного уклона требуется повышенный объем земляных работ. Разделение транспортного потока - изменение направления движения части транспортного потока. Район изысканий - производственно - территориальный комплекс, предположительно подлежащий обслуживанию проектируемой сетью автомобильных дорог или отдельной дорогой. При проектировании дорожной сети район изысканий охватывает всю административно - территориальную единицу ( область, край, республику, экономический район ), а также связанные с ней в производственно - транспортном отношении районы и города соседних административно - территориальных единиц. При проектировании отдельных дорог район изысканий, как правило, включает территорию, примыкающую к проектируемой дороге и ограниченную крупными естественными рубежами или ближайшими автомобильными дорогами, имеющими такую же или более высокую категорию. Район тяготения - территория народно - хозяйственного комплекса, которая будет обслуж ив аться проектируемой сетью автомобильных дорог или отдельной дорогой. Для предварительной оценки в район тяготения включают весь район изысканий. Границы района тяготения уточняют по результатам обследований с выявлением транспортных связей, грузообразующих пунктов и перспектив их развития. Расстояние видимости - расстояние до обнаруживаемых или рассматриваемых объектов. См. также Видимость расчетная. Репер - исходная высотная точка, имеющая абсолютную или относительную отметку. Реперы устанавливают вдоль трассы вне зоны земляных работ. Различают постоянные реперы, которые устанавливают через 1...3 км. Сводный сметный расчет стоимости строительства или реконструкции автомобильной дороги - обобщающий документ, определяющий сметную стоимость, составляемый по установленной форме и охватывающий затраты на все основные объекты и виды работ, включая подготовительные работы, временные здания и сооружения, резерв на непредвиденные работы и затраты, затраты на содержание дирекции ( технический надзор ) строящегося предприятия и авторский надзор, затраты на проектно - изыскательские работы, на подготовку эксплуатационных кадров и др. Сель - грязекаменный поток, движущийся обычно по руслам горных рек или ручьев в результате предшествующего накопления продуктов выветривания и поступления воды. Серпантина - вид кривой в плане, описываемой с внешней стороны угла поворота трассы между двумя ее направлениями, сходящимися под острым углом. Применяется, как правило, при проложении дорог в горной местности, на крутых горных склонах. В общем случае состоит из основной кривой, двух вспомогательных кривых и двух прямых вставок, устраиваемых между основной и вспомогательными кривыми. Слияние потоков движения - объединение двух или нескольких потоков движения в один. Смета объектная и локальная - основная часть сметной документации, разрабатываемая при проектировании согласно установленным формам. Сметная стоимость в составе рабочей документации определяется по прейскурантам, укрупненным показателям стоимости стро и тельства на единицу объема или площади здания или протяженности линейного сооружения, дифференцированных в зависимости от их основных параметров, сметам к типовым и повторно применяемым экономичным индивидуальным проектам ( объектам - аналогам ), а при их отсутствии - по единичным расценкам и ценникам. Сметная документация - часть общего комплекса проектной документации, определяющая сметную стоимость проектируемых автомобильных дорог, зданий и сооружений на них или их очередей строительства. В зависимости от стадии проектирования составляется следующая сметная документация: в составе проекта - сводный сметный расчет стоимости, сводка затрат, объектные и локальные сметные расчеты, сметы на проектные и изыскательские работы ; в составе рабочей документации - объектные и локальные сметы ; в составе рабочего проекта ( при одностадийном проектировании ) - сводный сметный расчет стоимости, сводка затрат, объектные и локальные сметы ( объектные и локальные расчеты - для объектов с продолжительностью строительства свыше двух лет ). В составе проектов и рабочей документации составляется также ведомость сметной стоимости строительства объектов, входящих в пусковой комплекс. К сметной документации в составе утвержденного проекта ( рабочего проекта ) разрабатывается специальная пояснительная записка, содержащая все исходные данные, принятые при разработке сметной документации. Смещение кривой - расстояние, на которое смещается круговая кривая к центру окружности после размещения переходной кривой. Сплавина ( зыбун ) - плавающее на поверхности воды сплетение корней и стеблей растений, имеющее толщину до 1-2 м. Спуск ( отрицательный уклон ) - отклонение проектной линии от горизонтали вниз. Стадии проектирования - порядок проектирования строительства и реконструкции дорог и дорожных сооружений. Установлены следующие стадии проектирования: проект ( технико - экономическое обоснование ), рабочая документация. Для объектов, строящихся по проектам массового и повторного применения и технически несложных, допускается разрабатывать на основе утвержденных ( одобренных ) обоснований инвестиций или имеющейся градостроительной документации сразу рабочую документацию ( с включением в ее состав утверждаемой части ). Съезд ( въезд ) соединительный - элемент пересечения или примыкания дорог в разных уровнях, предназначенный для сопряжения проезжих частей дорог между собой и перевода движения с одной дороги на другую. Существуют лево - и правоповоротные съезды. Левоповоротный съезд соединяет проезжие части пересекающихся дорог и предназначен для последующего движения налево по пересекаемой дороге. Левоповоротный съезд может быть: прямым, при котором по ходу движения начало съезда располагается до места пересечения дорог в плане, а конец - после него ( переход движения осуществляется поворотом налево ); полупрямым, при котором начало и конец съезда расположены за местом пересечения дорог ( переход движения осуществляется последовательным поворотом сначала налево, а затем совмещается с правоповоротным съездом ); петлевым, при котором начало съезда располагается после места пересечения дорог, а конец - перед ним ( перевод движения осуществляется поворотом направо ). Правоповоротный съезд соединяет проезжие части пересекающихся автомобильных дорог и предназначен для последующего движения направо по пересекаемой дороге. Съезд противоаварийный - тупиковый участок, примыкающий к дороге, располагаемый в пределах или в конце спуска, предназначенный для принудительной остановки транспортного средства в случае отказа его тормозных устройств путем увеличения сопротивления движению ( подъем ) в сочетании с засыпкой поверхности съезда рыхлым материалом ( песок, гравий ). Тальвег - линия, соединяющая самые низкие точки дна речной долины, оврага и других эрозионных форм рельефа местности. Тангенс кривой - отрезок прямой от начала кривой в плане ( конца кривой ) до вершины угла поворота трассы. Термокарст - образование карстовых явлений в результате оттаивания подземного льда или оттаивания мерзлого грунта. Технические средства САПР - комплекс технических средств, в состав которого входят ЭВМ с подключаемыми к ней внешними устройствами, фотограмметрические приборы для обработки аэрофотоснимков, топографических планов и карт с целью формирования цифровой модели местности ( ЦММ ), обеспечивающие автоматическую или полуавтоматическую запись результатов на носители памяти. Точка контрольная - фиксированная точка на продольном профиле, через которую должна быть проложена проектная линия. Точка плюсовая - точка трассы, расположенная между пикетами, и соответствующая расположению характерных форм рельефа местности или контрольным точкам трассы. Точка трассы контрольная - точка по направлению проложения трассы, обусловленная природной или хозяйственной обстановкой, через которую трасса должна пройти ( или которую должна обойти ), - переходы рек, оврагов, болот, пересечения железных дорог, перевалы через горные хребты, места примыкания к населенным пунктам или обходы городов. Транспортная развязка - сооружение ( или комплекс сооружений ) на пересечении дорог, обеспечивающее бесперебойное движение транспортных потоков в различных направлениях. Устраивается в двух или нескольких уровнях. Если схема транспортной развязки обеспечивает непрерывное движение без пересечений траекторий автомобилей, то такие развязки называются полными, а если на отдельных участках их планировки имеются точки пересечения траекторий движения в одном уровне - неполными. Транспортные связи - графическое изображение направления перевозок и количества грузов и пассажиров, которые будут перевезены в перспективном или в расчетном году в районе тяготения проектируемой сети дорог. Различают: внутрирайонные, межрайонные, межобластные, межреспубликанские, международные. Трасса дороги - положение геометрической оси автомобильной дороги в пространстве, отвечающее ее проектному положению на местности и определяемое двумя проекциями: горизонтальной ( планом ) и вертикальной ( продольным профилем ). Трассирование - проложение трассы автомобильной дороги между заданными пунктами в соответствии с оптимальными эксплуатационными, строительно - технологическими, экономическими и эстетическими требованиями с учетом топографических, геологических, гидрологических и климатических условий. Трассирование клотоидное - приложение трассы дороги, состоящей преимущественно из сопрягающихся круговых и переходных кривых ; прямые вставки невелики или вообще отсутствуют. Тротуар - часть дороги ( улицы ), предназначенная для движения пешеходов. Усовершенствованный тип пешеходной дорожки. Обычно устраивают в пределах населенных пунктов и на мостах. Угол поворота трассы - угол между продолжением направления трассы и новым ее направлением. Ссылка на страницу: Справочник дорожных терминов Теги: Справочник дорожных терминов | |
|
ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам
Всего комментариев: 0 | |