16:10 Справочник дорожных терминов | |
Уклон виража - поперечный уклон односкатного поперечного профиля проезжей части на кривой в плане. Уклон поперечный - отклонение поверхности какого - либо элемента дорожной конструкции ( земляного полотна, слоев дорожной одежды ) от горизонтального уровня, измеряемое в направлении, перпендикулярном к оси дороги. Уклон продольный - отклонение проектной линии от горизонтали в продольном направлении. Наибольший продольный уклон - предельный допустимый уклон, принятый при проектировании продольного профиля, при котором обеспечивается рациональное сочетание строительной стоимости, транспортных расходов и безопасности движения. Назначается в зависимости от типа расчетного автомобиля, категории дороги и рельефа местности. Ход трассы - проложение трассы в зависимости от условий рельефа местности. Различают ходы: долинный - по незатопляемой части речной долины, следуя ее направлению и не поднимаясь на водораздел ; водораздельный - между долинами рек в пределах водораздела между ними ; перевальный - с пересечением водораздела ( по перевалу ) и переходом из одной долины в другую ; косогорный - по склону между долиной и водоразделом. Ходатайство ( декларация ) о намерениях - первичный предпроектный документ, представляемый на рассмотрение органа исполнительной власти, содержащий общую характеристику объекта, предлагаемое размещение трассы, включающее данные о потребности в изъятии и временном отводе земель с указанием сроков пользования и т. д. Цифровая модель местности ( ЦММ ) - упорядоченный список исходных данных ( цифр ), предназначенный для математического моделирования местности. Шаг проектирования - минимальное расстояние между точками перелома проектной линии продольного профиля дороги. Шейка серпантины - минимальное расстояние между вспомогательными кривыми, необходимое для размещения полуширины земляного полотна верхней части дороги и полуширины нижней части с откосом или с подпорной стеной между ними. Ширина земляного полотна - расстояние между бровками - нормируется в зависимости от категории дороги. Эпюра грузонапряженности дороги - графическое изображение перевезенной массы груза в тоннах на данном перегоне дороги в единицу времени. Эпюра интенсивности движения - графическое изображение среднегодовой среднесуточной интенсивности движения автомобилей на данном перегоне. GPS ( Global Positioning System ) - технологии - спутниковые навигационные системы, применяемые для выполнения геодезических работ при изысканиях, проектировании, строительстве и эксплуатации автомобильных дорог. 3. Дорожно-строительные материалы, полуфабрикаты и изделия 3.1. Грунты. Укрепленные грунты Глины - глинистые грунты с преобладающим содержанием глинистых частиц. Различают глины: гравелистые, содержащие 20-50 % окатанных зерен размером крупнее 2 мм ; песчанистые с числом пластичности 17-27 и содержащие более 40 % зерен песка ; пылеватые с числом пластичности 17-27; щебенистые, содержащие 20-50 % острореберных зерен размером крупнее 2 мм. Граница раскатывания грунта - нижняя граница пластичности, соответствующая переходу грунта от полутвердой к пластичной консистенции, когда грунт содержит преимущественно связную воду. Граница текучести грунта - верхняя граница пластичности, соответствующая переходу от пластичной к текучей консистенции грунта. Гранулометрический ( зерновой ) состав - содержание по массе групп частиц грунта различной крупности по отношению к общей массе абсолютно сухого грунта. Грунт - горные породы, залегающие преимущественно в пределах зоны выветривания земли и являющиеся объектом инженерно - строительной и хозяйственной деятельности человека ; подразделяют на скальные и рыхлые ( по классификации, принятой в строительных нормах и правилах, - нескальные ). Скальные грунты - породы, залегающие в виде монолитного или трещиноватого массива ; рыхлые - крупнообломочные, песчаные и глинистые породы. Грунт пылеватый - песчаный или глинистый грунт, содержащий частицы пылеватой фракции (0,005-0,05 мм ) в количестве, существенно влияющем на его свойства. Термин «пылеватый» используют как дополнение к основному наименованию грунта. Грунтовая смесь оптимальная - смесь грунтов или естественные грунты, отличающиеся наибольшей плотностью и определенным содержанием песчаных зерен, пылеватых и глинистых частиц. Грунтоведение дорожное - отрасль инженерной геологии, изучающая происхождение, состав, строение и свойства грунтов с точки зрения использования их в дорожном строительстве. Грунтовые частицы - элементарные частицы грунтов. В зависимости от их крупности различают: песчаные размером 0,05-2 мм ; пылеватые размером 0,001-0,05 мм ; глинистые размером менее 0,001 мм. Грунтовый агрегат - комки грунта размером от 1 до 10 мм, образовавшиеся в результате процессов коагуляции пылеватых и глинистых частиц. Грунты вечномерзлые - грунты, которые в условиях природного залегания находятся в мерзлом состоянии непрерывно ( без оттаивания ) в течение многих ( трех и более ) лет. Грунты глинистые - связные дисперсные грунты, содержащие более 25 % глинистых частиц с числом пластичности более 27. В зависимости от содержания песчаных частиц и числа пластичности эти грунты разделяют на три группы: супеси, суглинки и глины. Грунты дисперсные - грунты, сложенные из отдельных частиц и агрегатов, свойства которых определяются межчастичными и межагрегатными связями. Грунты дренирующие - грунты, имеющие при максимальной плотности ( при стандартном уплотнении ) коэффициент фильтрации не менее 0,5 м / сут. Грунты засоленные - грунты, содержание легкорастворимых солей в пределах верхней толщи которых составляет более 0,3 % по массе. Грунты заторфованные - песчаные, пылеватые и глинистые грунты, содержащие органические вещества в пределах от 10 до 50 % ( по массе ) - см. также Торфы. Грунты искусственные - грунты, закрепленные и уплотненные различными методами, насыпные и намывные грунты, а также твердые отходы производственной и хозяйственной деятельности человека. Грунты крупнообломочные - естественные несцементированные обломочные грунты: дресвяные с преобладанием неокатанных зерен ( более 50 %) и гравийные с преобладанием ( более 50 %) окатанных зерен размером крупнее 2 мм ; галечниковые с преобладанием ( более 50 %) окатанных зерен размером крупнее 10 мм ; щебенистые с преобладанием ( более 50 %) неокатанных острореберных зерен размером крупнее 10 мм ; валунные ( глыбовые ) с преобладанием ( более 50 %) окатанных зерен и каменистые с преобладанием неокатанных острореберных зерен крупнее 200 мм. Грунты лёссовые - см. Лёссы. Грунты недоувлажненные - грунты, имеющие влажность менее 0,9 от оптимальной влажности ( определенной по методу стандартного уплотнения Союздорнии ). Грунты некондиционные - непригодные для строительства грунты, полученные при проведении дорожных земляных работ, вывезенные и складированные в заранее выбранное место. Грунты нормальной влажности - грунты, имеющие влажность в пределах от 0,9 до 1,0 оптимальной влажности ( определенной по методу стандартного уплотнения Союздорнии ) до допустимой влажности. Грунты обломочные, несцементированные - несвязные грунты, полученные из скальных грунтов при искусственном и естественном ( процессы выветривания ) разрушении горных пород. Разделяют на крупнообломочные и песчаные грунты ( в зависимости от крупности частиц ). Грунты особые - грунты, обладающие специфическими свойствами, вследствие чего их запрещается использовать в рабочем слое земляного полотна без специальных обоснований. Для обоснования возможности использования особых грунтов требуются специальные испытания. Номенклатура особых грунтов регламентируется нормативными документами. Грунты переувлажненные - грунты, имеющие влажность выше предельной. Грунты песчаные однородные - пески, имеющие показатель максимальной неоднородности гранулометрического состава менее 4, а также мелкие пески, содержащие по массе не менее 90 % частиц фракции 0,10-0,25 мм. Грунты повышенной влажности - грунты, имеющие влажность выше допустимой, но ниже предельной. Грунты просадочные - грунты, которые под действием внешней нагрузки или собственной массы при замачивании водой дают просадку. Грунты пучинистые - общее название грунтов, относительное морозное пучение которых превышает 1 %. Грунты скальные ( массивные ) - горные породы ( изверженные, метаморфические и осадочные ) с жесткими структурными связями, залегающие в естественных условиях в виде сплошного массива или трещиноватого слоя и идущие в переработку для получения готовых изделий и полуфабрикатов. Грунты слабозасоленные - средняя суммарная массовая доля легкорастворимых солей в которых меньше 0,5 % в V дорожно - климатической зоне и меньше 0,3 % в остальных зонах. Грунты слабые - связные грунты, имеющие прочность на сдвиг в природном залегании менее 0,075 МПа ( при испытании прибором вращательного среза ) или модуль осадки при нагрузке 0,25 МПа более 50 мм / м ( модуль деформации ниже 0,5 МПа ); требуют укрепления или замены. Грунты техногенные - естественные грунты, измененные и перемещенные в результате производственной и хозяйственной деятельности человека, а также твердые отходы, в которых в процессе производства произошло коренное изменение состава, структуры и текстуры природного минерального или органического сырья. Грунты укрепленные - грунты, обработанные в установке или на дороге минеральными ( цемент, известь, зола уноса ), органическими вяжущими ( жидкий битум, битумная эмульсия, вспененный битум ), синтетическими смолами ( карбамидная, карбамидоформальдегидная ) или комплексными методами ( внесение добавок двух вяжущих или одного вяжущего и ПАВ ). Применяют для устройства дорожных оснований и покрытий ( с последующим устройством поверхностной обработки ). Кир - песчаный или супесчаный грунт, пропитанный в природных условиях нефтью, которая под влиянием атмосферных воздействий потеряла легкие составляющие, окислилась и приобрела свойства битума. Классификация грунтов дорожная - разделение грунтов по наименованиям в зависимости от содержания в них глинистых, пылеватых, песчаных частиц и зерен, а также по числу пластичности. Применяют при проектировании и сооружении земляного полотна и дорожных одежд. Лёссы - однородные пылевато - глинистые грунты, содержащие более 50 % пылеватых частиц, легко - и среднерастворимые соли и карбонаты кальция. В маловлажном состоянии способны держать вертикальный откос. При значительном увлажнении дают просадку, легко размокают и размываются, а при полном водонасыщении могут переходить в плывунное состояние. Методы физико - химические улучшения грунтов - методы, основанные на воздействии на коллоидно - глинистую часть грунта и его смесей с гравием или щебнем термической обработкой, солевым укреплением, гидрофобизацией и укреплением вяжущими материалами. Ссылка на страницу: Справочник дорожных терминов Теги: Справочник дорожных терминов | |
|
ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам
Всего комментариев: 0 | |