16:13 Справочник дорожных терминов | |
Дрена трубчатая - водоотводное устройство закрытого типа, состоящее из полых элементов с перфорированными или пористыми стенками, для отвода воды из - под дорожной одежды или для осушения подстилающего слоя с выходом на дневную поверхность. Дрена фильтрующая - дрена, представляющая собой канаву, обычно глубиной 1 м, с трубой из пористого перфорированного материала или с открытыми швами, которая уложена и засыпана пористым материалом. Дрена используется для сбора как поверхностной воды, так и для закрытого дренажа ( «фильтрующая дрена», обычно шириной 0,6 м ) или только для закрытого дренажа ( «дрена французская», обычно шириной около 0,15 м ). Дренаж - геотехническая конструкция, служащая для перехвата и отвода подземных или поверхностных вод. Различают дренажи: откосный, перехватывающий и подкюветный. Дренаж прерывающий - сооружение на откосах выемок и насыпей на косогорах для перехвата грунтовых вод из водоносного слоя и недопущения их выхода на откос. Устраивается также на спусках автомобильных дорог, на участках перехода из мокрых выемок в насыпь. Дренаж противооползневый - сооружение в виде системы открытых или закрытых канав для перехвата подземных вод выше оползневого участка. Дренажная воронка - водоотводное сооружение закрытого типа, сооружаемое под обочинами по обеим сторонам дорожной одежды в шахматном порядке и заполняемое дренирующим материалом для отвода воды или осушения верхней части земляного полотна, с выходом на дневную поверхность. Дренажная прорезь ( завеса ) - совершенный тип дренажа для дренирования подземных вод в верхней части косогора ( на обоих склонах ). Заглубляют в водоупор при глубине перехвата водоносного слоя до 3 м. Располагают по возможности перпендикулярно к направлению перехватываемых потоков подземных вод. Дренажная траншея - сооружение, представляющее собой ров, параллельный оси дороги и располагаемый в толще слабого основания ( болото ), для ускорения осадки земляного полотна. Дренажные сооружения - комплекс сооружений, предназначенных для понижения уровня и сбора грунтовых вод с их отводом из земляного полотна и из - под дорожных одежд. Различают: горизонтальный дренаж, к которому относятся трубчатый дренаж, сплошная прорезь, дренажная галерея, горизонтальные скважины ( дрены ), и вертикальный дренаж - забивные и сквозные фильтры, колодцы, сифонный дренаж. Дренажные устройства укладывают: выше водоупора глубокого залегания ( несовершенный дренаж ); на поверхность или ниже водоупора при неглубоком его залегании для полного перехвата подземных вод ( совершенный дренаж ). Дюза - щит, устанавливаемый на столбах и располагаемый почти параллельно подветренному склону, способствует увеличению скорости снего - ветрового потока в приземном слое, что препятствует образованию лавин. Земляное полотно - сооружение, предназначенное для размещения конструктивных слоев дорожной одежды и других элементов дороги. Возводится из местных или привозных грунтов с обеспечением устойчивости самого земляного полотна, его обочин, откосов и естественных подстилающих грунтов. К земляному полотну относят связанные с ним водоотводные сооружения: кюветы, канавы, резервы, дренажные устройства и др. Земляное полотно улучшенное - слой, устраиваемый путем обработки материала земляного полотна на месте строительства. Зероторы ( охлаждающие установки С. И. Гапеева ) - металлические замкнутые трубы, погруженные в грунт до водоупора и заполненные керосином ; предназначены для создания мерзлотной перемычки. Иглофильтр - оборудование для глубинного водопонижения в грунтах с коэффициентом фильтрации от 2 м / сут. при невозможности применения открытого водоотлива. Высота всасывания 7-8 м. Кавальер - отвал грунта, насыпь, отсыпаемая в стороне от дороги из грунта, не использованного для возведения земляного полотна при разработке выемки. Канава боковая ( кювет ) - канава, проходящая вдоль земляного полотна для сбора и отвода поверхностных вод, стекающих с проезжей части и окружающей местности, с поперечным сечением лоткового, треугольного или трапецеидального профиля. Канава водоотводная - канава, предназначенная для пропуска воды из боковых канав и резервов или находящихся в пределах дорожной полосы котловин в ближайшие водоемы или пониженные места рельефа. Канава забанкетная - канава, располагаемая между банкетом и отвалом, собирающая воду, которая может стекать с отвала в выемку. Канава нагорная - канава, отрываемая с нагорной стороны дороги для перехвата стекающей по склону воды и отвода ее от дороги. Канава осушительная - канава для понижения уровня грунтовых вод в местах, где они расположены вблизи от поверхности земли при прохождении дороги в заболоченной местности. Канава перехватывающая - сооружение в виде сети каналов, прокладываемых под острым углом к направлению движения оползня с бетонированием их дна и стенок. Канава поперечная - водоотводная канава, сооружаемая при ожидаемом большом скоплении воды для спуска ее из боковых канав в сторону от земляного полотна. Каптаж противооползневый - сооружение в виде колодца с дренажной засыпкой и дренажной трубой, сооружаемое на откосах выемок, если прорезан водоносный слой или при наличии выхода постоянных источников ( родников ). Служит для организованного отвода подземных вод, выходящих на дневную поверхность, и для предотвращения размыва ими откосов. Колодец водосборный - устройство, перехватывающее в определенных местах дороги поверхностные воды и отводящее их через другие водоотводные устройства. Колодец поглощающий - колодец или буровая скважина, служащие для спуска грунтовых вод, залегающих близко от поверхности земли, в более глубокие водонепроницаемые слои, способные поглощать воду. Устраивают преимущественно в равнинной местности для улучшения условий эксплуатации земляного полотна. Кольктафель - противолавинное сооружение снегорегулирующего действия, представляющее собой отдельно стоящие устройства, имеющие в сечении форму трапеции. Контрбанкет - инженерное сооружение из камня или грунта, устраиваемое в виде присыпки к насыпи взамен подпорных стен. Сооружается на особо крутых косогорах у подошвы насыпей или полунасыпей - полувыемок в целях их укрепления или борьбы с выпором оснований. Контрфорс - отдельно стоящий элемент каменной кладки на растворе или из бетона, подпирающий наклонные пласты породы верхового откоса земляного полотна ( верхового склона ). Корыто - углубление в земляном полотне для размещения в нем дорожной одежды. Лоток - придорожная водопропускная канава небольшой глубины ( овального или треугольного поперечного профиля ) с пологими мощеными откосами. Устраивается на пересечении периодически действующих водотоков ( с глубиной воды не более 0,2 м ) или для пропуска воды поверх проезжей части - перепускной лоток. Лоток придорожный - неглубокий лоток для стока поверхностных вод. Лоток прибордюрный - разновидность лотка, устраиваемого вдоль бортового камня ( бордюра ). Лоток телескопический - для отвода поверхностных вод по откосу насыпи или выемки. Сборная конструкция из железобетонных элементов трапецеидальной формы, вдвигаемых один за другим узкой частью в верхнюю, более широкую часть ранее уложенного элемента. Насыпь - инженерное земляное сооружение, устраиваемое из природных и ( или ) техногенных грунтов, в пределах которых вся поверхность земляного полотна расположена выше уровня земли. Обочина - боковая полоса земляного полотна с каждой его стороны между его бровкой и кромкой проезжей части, предназначенная для предохранения краев дорожной одежды от разрушения, вынужденной остановки автомобиля в случае неисправности, размещения остановочных полос, барьерных ограждений, средств сигнализации и других средств, обеспечивающих безопасность движения. Обочины могут быть необработанные ( грунтовые ) и укрепленные асфальто - и цементобетоном, местными материалами ( щебнем, гравием, шлаком ) или засевом трав. Ширина обочин нормируется в зависимости от категории дороги. Основание выемки - массив грунта ниже границы рабочего слоя. Основание естественное - массив грунта в условиях естественного залегания, используемый в качестве несущего основания насыпи. Основание насыпи - подстилающий естественный грунт с ненарушенной структурой, на котором сооружают земляное полотно. Основание насыпи слабое - основание, в котором в пределах активной зоны имеются слои слабых грунтов общей мощностью не менее 0,5 м. Отвал грунта - насыпь, образуемая в результате размещения вскрышных пород на специально отведенных площадях. Отвал может занимать и отрицательные формы рельефа - низины, овраги и т. п. участки. Откос земляного полотна - поверхность, сопрягающая обочину с поверхностью придорожной полосы или водоотводных сооружений. Откосная часть - у насыпи - часть насыпи, расположенная между поверхностью откоса и вертикальной плоскостью, проходящей через бровку земляного полотна ; у выемки - часть грунтового массива, расположенная со стороны оси земляного полотна и ограниченная вертикальной плоскостью, проходящей через бровку выемки. Отмостка - укрепление поверхности земляного полотна штучным материалом ( мощением ) у низовой стороны водопропускной или дренажной трубы, а также на периодически затопляемом участке для предотвращения эрозии грунта. Перепад - элемент водоотвода в виде канавы, имеющей в продольном профиле ступенчатую форму для уменьшения скорости течения воды. Устраивают перепады при значительных уклонах для предотвращения размыва. Поверхность земляного полотна - поверхность земляного полотна или улучшенного верхнего слоя земляного полотна, на которых расположена дорожная одежда. Поглощающие устройства - водоприемные устройства, отводящие воду в нижние пористые водопроницаемые слои подстилающего грунта. Подошва насыпи - нижняя поверхность тела насыпи, опирающаяся на естественный грунт. Полка земляная - поверхность уступа, устраиваемого на устойчивых склонах ( крутизной более 1:3) путем врезки в косогор. В тех случаях, когда не могут быть выполнены откосы требуемой крутизны, устраиваются подпорные или одевающие стены. В выемках между подошвой нагорного откоса и канавой ( на уровне бровки ) предусматриваются полки шириной 0,5-1,0 м. Полоса отвода - полоса местности, выделяемая для расположения на ней дороги, постройки вспомогательных сооружений и посадки придорожных зеленых насаждений. Различают также полосу, временно отведенную для устройства боковых резервов, карьеров, которая после окончания строительства подлежит рекультивации и возврату землепользователям. Полувыемка - полунасыпь - земляное сооружение на косогоре, выполненное путем срезки уступом части естественного грунта с использованием его в полунасыпь или в отвал. Прослойка геотекстильная - прослойка в земляном полотне или в конструкции дорожной одежды из геотекстиля. Различают армирующие, дренирующие, капилляропрерывающие, защитные и технологические прослойки. Ссылка на страницу: Справочник дорожных терминов Теги: Справочник дорожных терминов | |
|
ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам
Всего комментариев: 0 | |