Главная » Справочник дорожных терминов


16:13
Справочник дорожных терминов
Прослойка изолирующая - дополнительный конструктивный водонепроницаемый слой. Устраивается в теле земляного полотна, когда невозможно обеспечить требуемое расстояние низа дорожной одежды над уровнем воды или поверхностью земли. Различаются прослойки: сплошные и замкнутые ( толщиной 3-8 см ) или капилляропрерывающие ( толщиной 10-15 см ). Глубина заложения от поверхности покрытия не менее 0,9 м для II дорожно - климатической зоны и на 0,2 м выше возможного наивысшего горизонта грунтовых вод или длительного подтопления насыпи.

Резерв - территория, отводимая для разработки грунта неглубокими выработками правильной формы, из которых грунт используют для отсыпки насыпи автомобильной дороги. Закладывается непосредственно у основания насыпи с одной или двух ее сторон или с нагорной стороны, а если невозможно, - вдали от дороги на отведенном участке сосредоточенного грунтового карьера.

Слани - деревянные настилы, устраиваемые на слабых грунтах в основании насыпи, обеспечивающие равномерное распределение нагрузок.

Слой земляного полотна рабочий - верхняя часть земляного полотна, расположенная от низа дорожной одежды до 2/3 глубины промерзания, но не менее 1,5 м от поверхности проезжей части.

Слой земляного полотна улучшенный - дополнительный ( необязательный ) слой из необработанного или обработанного каменного материала, расположенный в пределах рабочего слоя земляного полотна, устраиваемый с целью улучшения свойств дорожного основания.

Стена волноотбойная - сооружение, устраиваемое для защиты участков автомобильной дороги от воздействия речных и морских вод при наличии береговых оползней.

Стена заградительная - сооружение, устраиваемое на склонах для задержания осыпи и предотвращения ее выхода к автомобильной дороге.

Стена одевающая - сооружение, предназначенное для защиты откосов выемки в грунтах, легко поддающихся разрушению под влиянием атмосферных воздействий. Выполняют из бетона или каменной кладки наклонными или вертикальными слоями, одно - или многоярусными в тех случаях, когда распор близок к нулю. Применяют главным образом при мергелистых и тонкоплитчатых сланцевых грунтах, в глубоких выемках и для защиты делювиальных грунтов, содержащих значительное количество мелких частиц. Обязательно устройство застенного дренажа с отводом воды.

Стена подпорная - сооружение, предназначенное для удержания от обрушения находящегося за ним грунта и воспринимающее расположенные на его поверхности нагрузки. Устраивают взамен откосов насыпей, на крутых склонах в полувыемке, в оползневых и сейсмических районах, на косогорах, на берегах рек и морей, в районах осыпей и др. Строят из железобетона, бетона, каменной кладки, из габионов и ряжей. Обязательно устройство застенного дренажа с отводом воды в сторону. Различают подпорные стены: верховые, расположенные выше поверхности дороги, и низовые, расположенные ниже поверхности дороги.

Стена подпорная верховая - сооружение, предназначенное для обеспечения устойчивости верхового откоса полувыемки, при придании откосам большой крутизны.

Стена подпорная низовая - сооружение, предназначенное для обеспечения устойчивости полунасыпи в пределах ее низового откоса, или ограничения земляного полотна по внешней бровке.

Траншеи - полки - сооружения капитального типа, устраиваемые на склонах для улавливания осыпей в целях предохранения автомобильной дороги от завала.

Улавливающая траншея - сооружение трапецеидальной формы, предназначенные для защиты дорог от обвалов с верховой стороны земляного полотна вдоль дороги на пологих участках горных склонов.

Улавливающие стены - сооружения, предназначенные для защиты дорог от обвалов горных склонов с верховой стороны. Устраивают в скальных грунтах, как и подпорную стену, из каменной кладки или монолитного бетона с устройством амортизирующей отсыпки.

Ядро насыпи - часть насыпи, ограниченная сверху нижней границей рабочего слоя, снизу - поверхностью основания насыпи и с боков - вертикалями, проведенными через бровки земляного полотна.

4.3. Конструкции и типы дорожных одежд
Водонепроницаемая прослойка ( гидроизолирующая ) - прослойка из синтетических материалов или грунта, обработанного органическим вяжущим, практически не пропускающая воду.

Дорога грунтовая ( проселочная ) - наезженная автомобильная или тракторная дорога, не имеющая покрытия.

Дорога грунтовая профилированная - автомобильная дорога, не имеющая покрытия, но построенная с помощью профилировочных дорожных машин с приданием земляному полотну определенного продольного и поперечного профиля. Требует регулярной профилировки ( восстановления профиля ). При переувлажнении проезд прекращается.

Дорога грунтовая улучшенная - профилированная грунтовая автомобильная дорога, проезжая часть которой улучшена путем введения скелетных добавок ( гравия, шлака и др.) или местных вяжущих ( золошлаковых смесей и других отходов производства ). При оттаивании после замерзания, а также после обильных дождей проезд затруднителен или полностью невозможен.

Дорога зимняя ( автозимник ) - дорога, проезжая часть которой ( сплошная или колейная ) построена из льда, намораживаемого послойно, или из уплотненного снега и льда, а также проложенная непосредственно по замерзшей поверхности рек и озер. Действует до оттаивания ледяного покрытия.

Дорога лежневая - дорога, проезжая часть которой построена из лесоматериалов в виде полос, уложенных на расстоянии, равном ширине хода автомобиля или трактора, и скрепленных поперечинами.

Дорожная одежда - многослойная конструкция в пределах проезжей части автомобильной дороги, воспринимающая нагрузку от автотранспортного средства и передающая ее на грунт. Дорожные одежды классифицируют по типам исходя из их капитальности.

Дорожная одежда жесткая - дорожная одежда с цементобетонными монолитными покрытиями ; со сборными покрытиями из железобетонных или армобетонных плит с основанием из цементобетона или железобетона.

Дорожная одежда капитальная - дорожная одежда, обладающая наиболее высокой работоспособностью, соответствующей условиям движения и срокам службы дорог высоких категорий.

Дорожная одежда нежесткая - дорожная одежда, не содержащая в своем составе конструктивных слоев из монолитного цементобетона, сборного железобетона или армобетона, укатываемого бетона.

Дорожная одежда низшая - дорожная одежда из шебеночно - гравийно - песчаных смесей ; малопрочных каменных материалов и шлаков ; грунтов, укрепленных или улучшенных различными местными материалами ; древесных материалов и пр.

Дорожная одежда облегченная - дорожная одежда с усовершенствованным покрытием ( асфальтобетонным, дегтебетонным, из черного щебня, из щебня, обработанного вяжущими по способу пропитки, из крупнообломочных материалов, из песчаных или супесчаных грунтов, обработанных в установке битумной эмульсией совместно с цементом ), применяемая на дорогах III, IV категорий, а также при стадийном строительстве дорожных одежд на дорогах II категории.

Дорожная одежда переходная - дорожная одежда, устраиваемая из щебня прочных пород по способу заклинки без применения вяжущих ; из грунтов и малопрочных каменных материалов, обработанных вяжущими ; из булыжного и колотого камня, а также из шебеночно - гравийных смесей оптимального гранулометрического состава.

Дорожное основание - см. Основание дорожной одежды.

Дорожное покрытие - см. Покрытие дорожное.

Дорожные плиты - плиты из монолитных материалов, применяемые для строительства сборных покрытий и оснований дорожных одежд. Наиболее распространены железобетонные и бетонные плиты, есть случаи применения асфальтобетонных плит, а также плит из синтетических материалов.

Дорожных одежд классификация - разделение дорожных одежд по типам исходя из их капитальности, характеризующей работоспособность дорожной одежды.

Дренирующий слой - конструктивный слой дорожной одежды, чаще всего из песка, предназначенный для впитывания и отвода воды, накапливающейся в верхней части земляного полотна, а также проникающей через вышележащие слои. Часть толщины слоя может быть заменена геотекстилем, также обладающим дренирующими свойствами.

Зернистые материалы слоев дорожной одежды - дорожно-строительные материалы, состоящие из отдельных зерен, не имеющих между собой сцепления ( щебень, песок, гравий и др.).

Краевая полоса - часть обочины или разделительной полосы ( на дорогах I категории ), непосредственно примыкающая к проезжей части и имеющая конструкцию более прочную, чем на остальной части обочины. Заезд автомобильного транспорта на краевую полосу ограничен. С этой целью краевую полосу отделяют сплошной разметочной линией. Возможно устройство краевой полосы другого цвета, чем на основной проезжей части.

Кромка шва - линия, образуемая поверхностью бетонной плиты и вертикальной ее стенкой внутри шва.

Малосвязные материалы слоев дорожной одежды - материалы, частицы которых не имеют заметного сцепления между собой, а слои дорожной одежды, построенные из них, не обладают сопротивлением растяжению при изгибе ( песчаный, гравийный, щебеночный материалы ). Иногда эти материалы называют слабосвязными.

Морозозащитные слои - слои, устраиваемые из стабильных зернистых материалов, таких как песок, песчано - гравийная смесь, гравий, щебень, шлаки и др., а также из грунтов, укрепленных вяжущими, или гидрофобизированных грунтов, или из других непучинистых материалов, обеспечивающих морозоустойчивость дорожной конструкции.

Морозоустойчивость дорожной одежды - способность дорожной одежды ограничивать морозное пучение допустимыми пределами.

Мостовая брусчатая - дорожное покрытие капитального типа из штучных материалов - брусчатки, приближающейся по форме к параллелепипеду, сужающемуся книзу. Устраивают с перевязкой и заполнением швов.

Мостовая булыжная - дорожное основание или покрытие переходного типа из штучных материалов - булыжного камня или грубоколотой каменной шашки.

Мостовая клинкерная - дорожное покрытие, устраиваемое из клинкерных кирпичей, укладываемых на ребро.

Мостовая мозаиковая - дорожное покрытие капитального типа из штучных материалов - каменной или искусственной шашки, имеющей одноразмерные грани. Устраивают с перевязкой и заполнением швов.

Мостовая торцовая - дорожное покрытие, устраиваемое преимущественно на твердом основании из шестигранных или прямоугольных деревянных шашек с пропиткой их антисептиками и заливкой швов ( в настоящее время практически не строят ).

Несвязные материалы слоев дорожной одежды - материалы, частицы которых не имеют сцепления между собой. В дорожной практике часто объединяют с малосвязными или слабосвязными.

Обработка поверхностная - облегченное покрытие, устроенное путем одно - или двукратного розлива органического вяжущего по готовому основанию или покрытию и россыпи слоя прочного щебеночного материала после каждого розлива. Процесс устройства такого покрытия носит такое же название.

Основание асфальтобетонное пористое - нижний слой двухслойного покрытия, построенный из простой или высокопористой асфальтобетонной смеси без минерального порошка. Остаточная пористость асфальтобетона от 5 до 18 % объема.

Основание бетонное ( цементобетонное ) - конструктивный слой дорожной одежды или нижний слой двухслойного цементобетонного покрытия, построенный из уплотненной цементобетонной смеси, включая укатываемый бетон или другие низкомарочные бетоны.

Основание битумогрунтовое - конструктивный нижний слой дорожной одежды, построенный из смеси местных грунтов и органических вяжущих материалов с применением добавок.

Основание гравийное - конструктивный нижний слой дорожной одежды, построенный из гравия или подобранной гравийной оптимальной смеси, распределенной по грунтовому или песчаному основанию и уплотненной.

Основание дорожной одежды - несущая прочная часть дорожной одежды, обеспечивающая совместно с покрытием перераспределение и снижение давления на расположенные ниже дополнительные слои основания или грунт земляного полотна.

Основание золошлаковое - конструктивный нижний слой дорожной одежды, устроенный из смеси грунта, гравийных и щебеночных материалов с золой уноса или золошлаком в качестве вяжущего, объединенного с добавкой малых доз цемента ( извести ).

Основание из укрепленных грунтов - конструктивный нижний слой дорожной одежды, устроенный из грунтов, обработанных органическими или неорганическими вяжущими.

Основание пакеляжное - конструктивный нижний слой дорожной одежды, устраиваемый из булыжного или колотого камня, который устанавливают на слое песка вертикально острием вверх, с выравниванием поверхности слоем щебня и уплотнением.

Основание песчаное - дополнительный слой, устраиваемый из песка ниже основания дорожной одежды или непосредственно под покрытием. Служит также дренирующим и выравнивающим слоем.

Основание цементогрунтовое - конструктивный нижний слой дорожной одежды, построенный из смеси местного грунта, обработанного цементом.

Основание шлакогрунтовое - конструктивный нижний слой дорожной одежды, построенный из смеси грунта с гранулированным шлаком в качестве вяжущего, иногда с добавкой цемента ( извести ).

Основание шлакощебеночное - конструктивный нижний слой дорожной одежды, устроенный из смеси гранулированного шлака со щебнем по способу щебеночного основания с уплотнением.

Основание щебеночное - конструктивный слой дорожной одежды из природного или искусственного щебня с заполнением пор более мелким щебнем, поливкой водой и уплотнением. Для устройства щебеночного основания возможно применение щебеночной смеси оптимального состава.

Паронепроницаемая прослойка - прослойка в дорожной одежде, практически не пропускающая пары воды, например полиэтиленовая пленка.

Переходные дорожные одежды - см. Дорожная одежда переходная.

Плита подшовная - бетонная балочка или плита, укладываемая под поперечными швами цементобетонного покрытия.

Плита проезжей части - часть цементобетонного покрытия, ограниченная продольными и поперечными швами.

Подушка песчаная - песчаный слой, предназначенный для укладки на него штучных каменных материалов или плит.

Покрытие дорожное - верхняя часть дорожной одежды, воспринимающая усилия от колес автомобилей и подвергающаяся непосредственному воздействию атмосферных факторов.

Покрытие дорожное асфальтобетонное - покрытие капитального типа, построенное из плотных асфальтобетонных смесей ( горячих или холодных ) и уплотненное.

Покрытие дорожное бетонное - см. Покрытие дорожное цемен тобетонное.

Покрытие дорожное гравийное - покрытие переходного типа, построенное из гравийной смеси и уплотненное. Укладывают в один или два слоя по всему профилю земляного полотна ( серповидный профиль ) или только по ширине проезжей части.

Покрытие дорожное дегтебетонное - облегченное покрытие, построенное из дегтебетонных смесей и уплотненное.

Покрытие дорожное из асфальтобетона на модифицированном битуме - верхний слой дорожной одежды, устроенный из асфальтобетонной смеси, в которой битум модифицирован различными добавками, обычно повышающими его трещиностойкость.

Покрытие дорожное из дренирующего асфальтобетона - покрытие из специального высокопористого асфальтобетона, укладываемого на плотное асфа ль тобетонное основание, отводящее воду внутри своего слоя, что обеспечивает практически сухое состояние покрытия даже в период дождя и способствует высокому коэффициенту сцепления автомобильного колеса с покрытием.

Покрытие дорожное из литого асфальтобетона - высокоплотное капитальное дорожное покрытие, построенное из литой смеси с повышенным содержанием битума высокой вязкости. Отличается повышенной долговечностью.

Покрытие дорожное из песчаного асфальтобетона - капитальное дорожное покрытие, разновидность асфальтобетонного покрытия. Устраивают из асфальтобетонной смеси, не содержащей щебеночного материала.

Покрытие дорожное из щебнемастичного асфальтобетона - плотное покрытие из щебнемастичной асфальтобетонной смеси, содержащей повышенное количество мелкого щебня ( до 10 мм иногда до 20 мм ), повышенное количество битума ( до 6...8 %), с введением целлюлозы, минерального порошка (8...12 %). При уплотнении не рекомендуется применение вибрационных катков.

Покрытие дорожное капитального типа - покрытие из цементобетона, асфальтобетона и мостовые из брусчатки и мозаики на каменном или бетонном основании.

Покрытие дорожное колейное - покрытие временного типа или специального назначения, устраиваемое из железобетонных плит или деревянного настила в виде двух узких раздельных полос, расстояние между осями которых соответствует ширине колеи колесного или гусеничного транспортного средства.

Покрытие дорожное монолитное - покрытие, устраиваемое из асфальтобетонных или цементобетонных смесей, формируемое ( укладываемое и уплотняемое ) специальными машинами на месте производства работ и образующее монолитную структуру.

Покрытие дорожное низшего типа - покрытие, устраиваемое преимущественно из малопрочных материалов или их смесей, улучшенных и укрепленных различными местными материалами, на дорогах местного значения, как правило, V категории.

Покрытие дорожное облегченное - усовершенствованное покрытие из щебеночных и гравийных материалов, обработанных органическими вяжущими ( в том числе с различными добавками ), асфальтобетона III марки.

Покрытие дорожное, обработанное битумом ( черное ) - облегченное покрытие, построенное из щебеночных и гравийных материалов, обработанных жидкими органическими вяжущими.

Покрытие дорожное переходного типа - покрытие, применяемое на автомобильных дорогах IV и V категорий или при стадийном строительстве и служащее в дальнейшем основанием для облегченных или капитальных покрытий. Устраивают из щебеночных, гравийных и шлаковых материалов, а также из грунтов, местных слабых каменных материалов, обработанных вяжущими.

Покрытие дорожное по способу пропитки ( пропитка ) - облегченное покрытие, устроенное из щебеночных материалов с пропиткой ( или полупропиткой ) конструктивных слоев органическими вяжущими с распределением более мелкого щебня и последующим уплотнением с целью расклинки более крупного щебня.

Покрытие дорожное по способу смешения ( смешение на дороге ) - облегченное покрытие, построенное из щебеночных, гравийных, шлаковых или других минеральных материалов, обработанных жидкими органическими вяжущими, путем смешения их в установке на месте работ или непосредственно на дороге.

Покрытие дорожное сборное - покрытие, состоящее из отдельных плит различной формы и размера, чаще всего железобетонных, изготовленных вне дороги и укладываемых на основание специальными укладчиками, передвижными кранами или вручную ( при малых размерах плит ).

Покрытие дорожное струнобетонное - армированное монолитное предварительно напряженное цементобетонное покрытие, устраиваемое путем укладки бетонной смеси после предварительного натяжения стальной арматуры ( струн ), закрепленных во временных опорах. После достижения бетоном 70...80 % проектной прочности струны отделяют от опор, и их напряжение сохраняется за счет сцепления струн с бетоном.

Покрытие дорожное твердое - покрытие на дорожном основании, устраиваемое из различных видов уплотненных дорожных смесей или каменных материалов ( щебень, гравий, шлак ), обработанных или не обработанных вяжущими, и обеспечивающее круглогодичный проезд автомобилей.

Покрытие дорожное цементобетонное - капитальное покрытие, монолитное, сооружаемое из цементобетонных ( или полимербетонных ) смесей, уплотняемых на месте работ, или сборное ( сплошное или колейное ) из индустриально заготовленных железобетонных плит. Различают монолитные покрытия - армированные и неармированные, непрерывно армированные, предварительно напряженные и самонапрягающиеся.

Покрытие дорожное цементобетонное армированное - монолитное цементобетонное покрытие, при строительстве которого в нем размещают арматуру ( обычно стальную в виде сеток ), улучшающую работу цементобетонной плиты на растяжение при изгибе.

Покрытие дорожное цементобетонное непрерывно армированное ( бесшовное ) - монолитное цементобетонное покрытие с повышенным содержанием арматуры, укладываемой непрерывно на большом протяжении, что позволяет избежать устройства деформационных швов.

Покрытие дорожное цементобетонное предварительно напряженное - монолитное дорожное покрытие, цементобетон которого в процессе строительства подвергнут предварительному сжатию для повышения сопротивления растягивающим напряжениям ( при безарматурном напряжении бетона ), или с предварительно напрягаемой арматурой ( струны, пучки, стержни периодического профиля ).

Покрытие дорожное шлакобетонное - цементобетонное монолитное дорожное покрытие, устроенное из бетонной смеси, в состав которой входит шлаковый щебень.

Покрытие дорожное щебеночное - покрытие переходного типа, построенное из необработанных дробленых каменных материалов с расклинкой мелким щебнем и уплотнением с поливкой водой. Возможно применение плотных щебеночных смесей оптимального состава без расклинки.

Прослойка противозаиливающая - слой, предотвращающий проникновение в смежные конструктивные слои мелких частиц грунта, вызывающих загрязнение ( заиливание ).

Слой выравнивающий дорожной конструкции - специальный слой, создаваемый в качестве переходного от существующей поверхности покрытия к новому покрытию. Устраивается для обеспечения ровности покрытия и стабильности новой поверхности. В зависимости от толщины слой может устраиваться из различных материалов, обработанных и не обработанных вяжущим, в том числе как самостоятельный слой, так и совместный с новым покрытием.

Слой износа - тонкий слой, устраиваемый на покрытии из материалов, обработанных битумом или синтетическим вяжущим, в том числе ЛЭМС ( литыми эмульсионно - минеральными смесями ), либо входящий в состав толщины покрытия, но не учитываемый в расчетной толщине слоя. Подлежит периодическому восстановлению в процессе эксплуатации.

Укрепительная полоса - то же, что Краевая полоса.

Ширина проезжей части - расстояние между внутренними границами краевых полос, а при их отсутствии ( на дорогах IV, V категорий ) - расстояние между внутренними границами обочин.

Ширина шва - расстояние между примыкающими плитами монолитного или сборного покрытия ( чаще всего цементобетонного ). Ширина шва зависит от его вида.

Шов деформационный - прорезь, разделяющая монолитное ( чаще всего цементобетонное ) покрытие или основание на плиты, а также зазор между плитами сборных покрытий, который обеспечивает возможность перемещений плит ( удлинение или сокращение ) при изменении температуры покрытия.

Шов коробления - шарнирный шов в цементобетонном покрытии со штыревым соединением, снижающий деформацию конструкции по высоте сечения.

Ссылка на страницу: Справочник дорожных терминов
Теги: Справочник дорожных терминов
Просмотров: 370 | | Рейтинг: 0.0/0 Символов: 23657

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar


close