Главная » Справочник дорожных терминов


16:14
Справочник дорожных терминов
Шов ложный - деформационный шов ограниченной глубины, устраиваемый в бетонном покрытии в местах наиболее вероятного появления трещин путем искусственного ослабления сечения плиты надрезом сверху на глубину не менее 1/3 толщины плиты. Впоследствии после разрыва бетона выполняет роль шва сжатия.

Шов поперечный - деформационный шов в цементобетонном покрытии или основании, нарезанный перпендикулярно к оси дороги и обеспечивающий возможность продольного деформирования цементобетонных плит.

Шов продольный - деформационный шов, нарезаемый в цементобетонном покрытии или основании по оси дороги или параллельно ей в зависимости от ширины проезжей части и способствующий снижению деформаций от растягивающих напряжений. При недостаточно прочном основании смежные плиты, разделенные швом, должны быть связаны стальными штырями.

Шов сжатия - поперечный шов, нарезанный на части толщины плиты, создающий ослабленное сечение, в котором при усадке цементобетона и понижении температуры происходит разрыв. Создает возможность продольного сжатия плиты. При недостаточно прочном основании смежные плиты в шве сжатия должны быть связаны штырями.

Штыри - стальные стержни, устанавливаемые в гильзы в швах бетонного покрытия, допускающие продольные перемещения бетонной плиты и предотвращающие при этом перемещение плиты в поперечном направлении и по высоте.

4.4. Расчет дорожных одежд
Автомобиль расчетный ( расчетная нагрузка ) - условная транспортная единица, параметры которой ( нагрузка на колесо, давление на покрытие, диаметр круга, равновеликого площади передачи давления в зоне контакта ) используют в расчетах дорожной одежды и ее элементов. Для перехода от автомобилей с различными осевыми нагрузками к расчетным используют суммарные коэффициенты приведения транспортного средства к расчетной нагрузке.

Время, действия транспортной нагрузки - период времени, в течение которого в определенной точке или в пределах определенной площади покрытия приложена нагрузка, вследствие чего в слоях дорожной конструкции происходят те или иные изменения ( напряжения, деформации, колебания и т. д.).

Габариты подвижного состава - предельные внешние очертания, определяющие контур транспортных средств по высоте, ширине и длине, в которых должно помещаться на прямом горизонтальном участке исправное и груженое транспортное средство ( автомобиль, автопоезд, автотягач с полуприцепами и др.) со всеми выступающими частями и сигналами.

Деформативная способность слоев - свойство слоев дорожной одежды деформироваться при воздействии на них нагрузки и в случае упругой деформации восстанавливать свои первоначальные форму и размеры после удаления нагрузки.

Деформация - изменение формы или размеров насыпи, дорожной одежды, сооружения и т. п. без изменения массы.

Деформация допускаемая - применительно к дорожной конструкции нормируемое предельно возможное изменение формы или размеров ( без изменения массы ) земляного полотна и дорожной одежды.

Деформация остаточная - часть деформации, остающаяся в конструкциях и их элементах после прекращения действия нагрузки.

Деформация относительная допускаемая - применительно к дорожным одеждам отношение допускаемой вертикальной деформации ( прогиба ) к диаметру круга, равновеликого по площади отпечатку колеса расчетного автомобиля ; может быть упругой, упругой совместно с остаточной либо только остаточной.

Деформация пластическая - остаточная деформация без изменения объема материала земляного полотна и дорожной одежды от воздействия внешних сил ( нагрузок ).

Деформация предельная - изменения формы или размеров сооружения, приводящие к предельному его состоянию.

Деформация разрушающая - изменения формы или размеров материала или сооружения, приводящие их к разрушению.

Деформация упругая - деформация, мгновенно исчезающая после снятия действующих на тело нагрузок.

Деформация упруго - вязкая ( эластичная ) - изменение формы или размеров, возникающее в дорожной одежде от действия нагрузок автомобиля, сопровождающееся замедленным их упругим восстановлением после снятия нагрузки.

Деформация упруго - пластическая - совокупность упругой и пластической деформаций материала или сооружения от действующих внешних нагрузок.

Допуск - наибольшее и наименьшее допускаемые отклонения параметров отдельных частей дорожных сооружений от установленных проектом или нормами.

Дорожной одежды коэффициент прочности требуемый - расчетный показатель, на который умножают минимальный требуемый общий модуль упругости дорожной одежды для вычисления общего модуля упругости ( понятие введено ОДН 218.046.01).

Дорожной одежды морозное пучение - неравномерное поднятие поверхности дорожной одежды по причине замерзания влаги, накапливающейся в зоне промерзания.

Дорожной одежды морозоустойчивость - способность дорожной одежды не проявлять морозного пучения более допустимой величины.

Жесткость - способность материала или дорожной конструкции сопротивляться упругому деформированию под действием нагрузки.

Запас прочности - превышение фактической прочности материала или дорожной конструкции над необходимой прочностью, полученной в результате расчета.

Износостойкость покрытия - способность дорожного покрытия сопротивляться износу ( истиранию ), возникающему под действием на него колес движущихся транспортных средств.

Коэффициент динамичности нагрузки - отношение напряжения ( деформации ), вызванного динамическим действием нагрузки, к напряжению ( деформации ), вызванному статическим действием той же нагрузки.

Коэффициент постели - коэффициент, характеризующий податливость основания, численно равный усилию, которое надо приложить к единице площади основания, чтобы дать ему осадку, равную единице длины.

Коэффициент приведения - отношение результата воздействия на дорожную одежду транспортного средства с определенной осевой нагрузкой к результату воздействия расчетного автомобиля ( с учетом воздействия более легкой ведомой оси ).

Коэффициент суммирования - показатель, служащий для пересчета суточной интенсивности движения автомобилей к суммарному числу приложений нагрузки за срок службы дорожной одежды ( понятие введено ОДН 218.046.01).

Коэффициент уменьшения напряжений - отношение напряжения от движущейся нагрузки, приложенной к свободному краю бетонной плиты на середине ее длины, к напряжению, возникающему от той же нагрузки в середине плиты ( при смещении нагрузки ).

Модуль деформации дорожной одежды или материала ее слоя - отношение удельного давления, передаваемого испытательной нагрузкой, к общей относительной деформации дорожной одежды или материала ее слоя. Относительная деформация равна отношению совокупности упругой и остаточной деформации дорожной одежды или материала ее слоя к диаметру круга, равновеликого по площади отпечатку колеса расчетного автомобиля.

Модуль упругости дорожной одежды или материала ее слоя - отношение удельного давления, передаваемого испытательной нагрузкой, к относительной упругой деформации. Относительная упругая деформация равна отношению упругой ( обратимой ) деформации дорожной одежды или материала ее слоя к диаметру круга, равновеликого по площади отпечатку колеса расчетного автомобиля.

Модуль упругости минимальный требуемый - расчетный параметр дорожной одежды, вычисляемый в зависимости от суммарного расчетного числа приложений нагрузки за срок службы дорожной одежды ( понятие введено ОДН 218.046.01).

Модуль упругости общий - модуль упругости системы, включающий слои дорожной одежды и грунт земляного полотна ( ранее называли эквивалентный модуль упругости ).

Модуль упругости статический - модуль упругости, рассчитанный при длительном действии нагрузки.

Нагрузка временная - нагрузка, действующая непродолжительный промежуток времени, в ряде случаев многократно повторяющаяся, например нагрузка от движущихся транспортных средств.

Нагрузка динамическая - нагрузка, прикладываемая кратковременно ( большей частью доли секунды ).

Нагрузка на колесо - нагрузка, передаваемая на колесо автомобиля или прицепа ( часто наиболее нагруженное колесо задней оси ) или другого колесного средства.

Нагрузка нормативная ( расчетная ) - нагрузка, установленная для целей расчета дорожной одежды.

Нагрузка осевая - нагрузка, передаваемая на ось автомобиля или прицепа ( часто на наиболее нагруженную ось ).

Нагрузка приведенная - условная нагрузка на колесо или ось того или иного автомобиля, умноженная на коэффициент приведения.

Нагрузка статическая - нагрузка, действующая на дорожную одежду длительное время, например нагрузка от стоящего автомобиля.

Напряжение допускаемое - напряжение, применяемое при расчете слоев дорожной одежды на растяжение при изгибе или прочность при сдвиге, определяемое путем деления предельного напряжения на коэффициент запаса.

Напряжения от нагрузки - напряжения, возникающие в слоях дорожной одежды от статической или динамической нагрузки, например от стоящего или движущегося автомобиля.

Напряжения суммарные - напряжения в слоях дорожной одежды от совместного воздействия нескольких факторов, например, нагрузки и температуры.

Напряжения температурные - напряжения, возникающие в монолитных слоях дорожной одежды вследствие изменения температуры окружающего воздуха.

Несущая способность - свойство земляного полотна и слоев дорожной одежды сопротивляться воздействию нагрузок от транспортных средств ; характеризует прочность соответствующих конструктивных слоев.

Отпечаток ( след ) колеса - площадь контакта, через которую передается нагрузка от колеса автомобиля на поверхность дорожной одежды.

Параметры дорожной одежды расчетные - основные характеристики дорожной одежды и их численные значения, полученные в результате расчета или задаваемые предварительно ( толщины слоев, прочность на растяжение при изгибе, прочность на сдвиг, модули упругости, деформативные свойства материала ).

Прогиб упругий - вертикальная деформация дорожной одежды или на поверхности ее слоев, возникающая под действием испытательной нагрузки или от колеса автомобиля и восстанавливающаяся после снятия нагрузки.

Прочность дорожной одежды - свойство дорожной одежды сохранять сплошность своей поверхности ( отсутствие трещин ) и ровность в допустимых пределах под воздействием многократно повторяющихся нагрузок от движущегося транспорта и погодно - климатических факторов в течение срока службы.

Расстояние между швами - размер интервала между деформационными швами в цементобетонных покрытиях и основаниях и других жестких слоях, устанавливаемое расчетом или нормами.

Расчет дорожной одежды - установление конструктивных слоев дорожной одежды и их толщины по действующей утвержденной методике. При расчете жестких покрытий устанавливают также расстояние между деформационными швами.

Толщина плиты расчетная - толщина плиты цементобетонного покрытия или основания, установленная расчетом по действующей методике.

Трещиностойкость - свойство монолитного покрытия или других конструктивных слоев дорожной одежды противостоять образованию трещин под воздействием природно - климатических факторов и транспортных средств.

5. Строительство автомобильных дорог
5.1. Технология и организация дорожно-строительных работ
Автоматизация производства - осуществление технологических механизированных производственных процессов с помощью устройств ( приборов, аппаратов ) для автоматического контроля, управления или регулирования этих процессов без непосредственного участия оператора ( машиниста ). Совокупность объектов ( агрегаты машин и установок ) и приборов управления является автоматической системой. По назначению эти автоматические системы разделяются на три группы: контролирующие, управляющие и регулирующие.

Автоматизированная система управления ( АСУ ) - совокупность экономико - математических методов, технических средств ( ЭВМ, средств связи, устройств отображения информации и т. д.) и организационных комплексов, обеспечивающих рациональное управление сложным объектом ( процессом ) с определением оптимальных вариантов решения задач оперативного управления.

Бригадный подряд - способ организации труда, при котором все рабочие и механизаторы бригады, участвующие в сооружении объекта или его части, работают по единому договору с администрацией строительства.

Бурение - процесс разрушения горных пород механическими ( вращательный, ударно - вращательный, ударный ), физико - механическими ( термическими ) и комбинированными методами с образованием в горных породах или грунтах скважин или при малой глубине бурения ( до 5 м ) - шпуров.

Ватерпасовка - определение превышения одной точки местности над другой с помощью ватерпаса ( уровня ) и двух реек, а также разбивка земляного полотна, проверка крутизны откосов и т. п.

Ведущая машина - основная дорожная машина комплекта или звена, выполняющая наибольший объем и главные операции технологического производственного процесса. Остальные средства механизации в комплекте являются для нее комплектующими, обеспечивающими общий темп работ в потоке и требуемое качество дорожных работ.

Виброуплотнение - динамическое уплотнение в результате одновременного воздействия колебаний массы уплотнителя и давления.

Визирка - рейка Т - образной формы, применяемая для разбивки земляного полотна или проверки его ровности на небольших участках.

Вместимость ( емкость ) - внутренний объем сосудов, емкостей.

Водоотлив открытый - способ осушения открытых котлованов ( под фундаментом опор моста, оголовков труб и т. д.) путем откачки насосами воды, поступающей в виде атмосферных осадков и путем фильтрации.

Водопонижение - управляемое понижение на период строительства уровня воды в грунте или смежном с массивом грунта водоеме при помощи иглофильтров, глубинных насосов и других специальных средств, расположенных, как правило, в буровых скважинах в зоне понижения или по периметру водоема.

Выкорчевывание - один из видов подготовительных работ. Заключается в удалении пней и корней деревьев и кустарников при расчистке полосы отвода для производства дорожно - строительных работ.

Вынос пикетажа - установка за пределами очертаний земляного полотна ( резервов, канав ) знаков, показывающих границы пикетов и их номера.

Выработка на одного рабочего - определяется делением сметной стоимости строительства на число рабочих.

Выторфовывание - удаление слабого грунта в основании насыпи земляного полотна. Применяются механизированный, взрывной и гидромеханический способы, а также способ погружения с выдавливанием слабого слоя весом насыпи с предварительным рыхлением и без него.

Гидромеханизация - механизированный способ производства земляных работ или горных выработок путем их разработки, перемещения в отвал ( гидротранспортирование ) или укладки грунта в тело сооружения земляного полотна с использованием энергии струи и потока воды с частичным отводом воды.

Гидропосев - метод укрепления откосов земляного полотна травосеянием без использования растительного грунта. Осуществляется путем тщательного перемешивания рабочей смеси из семян многолетних трав, мульчирующего материала ( опилки, солома, целлюлоза и др.), пленкообразующего материала и воды и нанесения этой смеси при помощи гидросеялки на откосы насыпей и выемок.

Гидросмесь ( пульпа ) - смесь разрушенного грунта или породы с водой, образующаяся при гидромеханическом способе производства земляных работ.

Гидротранспортирование - процесс перемещения ( переноса ) гидросмеси по искусственным руслам - канавам, лоткам ( безнапорное ) или по трубам с использованием насоса ( напорное транспортирование ) в тело сооружения при возведении земляного полотна, дамб или в отвал при производстве вскрышных работ в карьере.

Гидрофобизация грунта ( несмачиваемость грунта ) - метод улучшения физико - механических свойств грунта введением веществ, делающих грунт устойчивым к воздействию воды ( см. также Укрепление грунтов ).

График календарный - определяет полный перечень всех работ, порядок и последовательность их выполнения, а также характер взаимосвязи между ними.

График почасовой - уточняет взаимодействие машин, работающих на одной захватке, и особенности их использования на разных захватках специализированного потока.

График сетевой - сетевая модель с рассчитанными параметрами, основной исходный документ в составе проекта организации дорожно-строительных работ с учетом особенности линейного технологического потока на строительстве автомобильной дороги, требующего частой и быстрой перестройки и оперативного изменения графика его корректирования. Элементами сетевого графика являются работа, событие, ожидание, путь. Он определяет сроки исполнения отдельных работ и наглядно показывает логические взаимосвязи между работами.

Грубая планировка земель - предварительное выравнивание поверхности с выполнением основного объема земляных работ.

Диаграмма распределения земляных масс - диаграмма, применяемая для определения баланса выемок и насыпей и необходимости в резервном материале или размещении излишнего вынутого материала, а также для определения наиболее эффективного способа проведения земляных работ.

Диспетчеризация строительства - система оперативного управления строительным производством, осуществляемая на основании графиков выполнения строительно - монтажных работ при помощи сети оперативных технических средств связи со всеми узловыми пунктами строительства.

Длина специализированного потока - длина участка строящейся дороги, на всем протяжении которого размещаются и работают одновременно все частные потоки, включая необходимые технологические разрывы между ними.

Длина частного потока - длина участка строящейся дороги, занятая одним отрядом, звеном, бригадой ( часть длины специализированного потока ).

Доуплотнение грунта - процесс уплотнения грунта, имеющего плотность ниже максимальной ( например, после выполнения профилирования верха земляного полотна автогрейдером, разработки выемки, срезки растительного грунта ).

Задел - полезный объем дорожных работ, определяемый планом организации работ по опережению одних видов работ перед другими для нормального их ведения, а также для обеспечения фронта работ на осенне - зимний период и на весенний период следующего сезона.

Закрепление песков - комплекс технологических операций, выполняемых дорожной службой, включающий: посадку растений ( фитомелиорацию ) последовательными этапами: сначала высаживают растения, способные прорасти в пустыне, затем другие породы, которые хотя и не останавливают движение песков, но значительно уменьшают их подвижность ; обработку песков вяжущими веществами, например битумной эмульсией (200...300 г / м 2 ).

Запасы производственные - сырье, материалы, полуфабрикаты, топливо, смазочные материалы, тара, запасные части для ремонта, инструменты и инвентарь, находящиеся на складах предприятия ( строительных подразделений ) для обеспечения бесперебойной производственной их деятельности.

Захватка - участок строящейся дороги с повторяющимися производственными процессами, составом и объемом работ, на котором расположены основные производственные средства, выполняющие одну или несколько совмещенных по времени рабочих операций специализированного потока. Обычно длина захватки определяется скоростью ( производительностью ) частного потока.

Измельчение грунта - технологическая операция, осуществляемая в процессе приготовления укрепленных вяжущими грунтовых смесей для обеспечения однородности требуемых свойств ( преимущественно при использовании связных грунтов ). Выполняется специальным оборудованием ( фреза, ремиксер ).

Индустриализация дорожного строительства - метод строительства, при котором обеспечено максимально возможное перенесение работ на крупные производственные предприятия дорожного строительства или промышленности, оснащенные современными средствами механизации и, как правило, с автоматизированным управлением, имеющие большой радиус обслуживания. Обеспечивает выполнение на линейном дорожном строительстве только строительно - монтажных работ из готовых изделий и деталей, смесей и т. п., что обусловливает снижение затрат труда в строительстве в целом, сокращение сроков строительства и ускоренный ввод в эксплуатацию объектов строительства.

Карта намыва - спланированный участок, на котором производится намыв гидросмеси в тело сооружения.

Карта технологическая - документ, устанавливающий для массовых, часто повторяющихся строительных или ремонтных процессов и операций рациональную организацию и технологию производства работ с применением современных, наиболее эффективных средств механизации выполнения отдельных видов работ, последовательность которых указывают в технологических схемах. Является составной часть проекта производства работ ( ППР ).

Качество продукции - совокупность свойств продукции, обусловливающих ее способность удовлетворять определенные потребности в течение срока службы в сфере потребления. Для оценки качества продукции и степени ее пригодности используют установленные показатели качества, приведенные в нормативных документах.

Классификация грунтов по трудности разработки - распределение грунтов по группам в зависимости от трудности их разработки механизированным или ручным способом.

Комиссия приемочная - комиссия, назначаемая в установленном порядке для приемки в эксплуатацию законченного строительного объекта.

Комплект дорожных машин - совокупность дорожных машин, включающая ведущую машину для выполнения основных работ и комплектующие ( вспомогательные ) машины, обеспечивающие совместное полное выполнение того или иного вида работ на строительстве дорог и мостовых сооружений или их эксплуатации. Рекомендуется и рассчитывается по технологическим возможностям и производительности ведущей машины при минимуме затрат и максимуме использования всех машин комплекта.

Комплект технологического оборудования - группа агрегатов, как правило, с автоматизированным управлением, выпускаемая заводом дорожных машин или подбираемая на строительстве по плану организации работ, обеспечивающая законченный цикл операций по выпуску продукции и являющаяся оборудованием для предприятия ( АБЗ, ЦБЗ и т. д.).

Контроль качества - включает входной, операционный, лабораторный, геодезический, технологический и приемочный контроль, осуществляемый в подготовительный период, в процессе строительства и при сдаче объекта в эксплуатацию.

Ссылка на страницу: Справочник дорожных терминов
Теги: Справочник дорожных терминов
Просмотров: 276 | | Рейтинг: 0.0/0 Символов: 23320

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar


close