16:14 Справочник дорожных терминов | |
Контроль производственный - технический контроль качества выполняемых или законченных работ, проверка соответствия их проекту и требованиям нормативных документов. Осуществляется техническим персоналом, который руководит строительными работами ( главный инженер, производитель работ, мастер, начальник отряда и др.). Коэффициент использования машин - технико - экономический показатель загрузки дорожно - строительных машин и выполнения ими установленных норм выработки. Характеризуется: использованием календарного времени - отношением количества часов рабочего времени одной среднесписочной машины к продолжительности ( в часах ) соответствующего календарного периода ; использованием машин по времени - отношением фактической продолжительности рабочего времени одной среднесписочной машины к продолжительности рабочего времени, установленной режимом работы по плану. Коэффициент механизации - отношение объема работ, выполненных механизированным способом ( с помощью машин и механизированных инструментов ), к общему объему работ на строительстве или эксплуатации дорог. Определяет уровень механизации. Коэффициент сменности - показатель оценки использования суточного времени машин и оборудования. Определяется как отношение количества работающих машин к наличному парку этого вида машин или отработанных за сутки машино - смен к суммарному времени находящихся в наряде машин и установленного оборудования. Кривая объемов грунтов - график линейного распределения земляных масс ( насыпи и выемки ) для рационального их перемещения и для расчета средней дальности возки грунта на любом заданном участке строящейся дороги. Маршрутный лист - документ, содержащий сведения об учете выработки продукции, а также о контрольном учете по доставке на объекты строительства материалов и изделий. Материально - техническое обеспечение - комплекс мероприятий по планированию, своевременному и комплексному обеспечению строительства материалами, деталями, изделиями, строительными и дорожными машинами, транспортными средствами, инструментом для выполнения строительно - монтажных работ, а также технологическим оборудованием для предприятий дорожного строительства. Машино - смена - показатель фактических или планируемых затрат времени любой дорожно - строительной машиной на производство заданного объема работ и степени использования машины. Зависит от числа рабочих смен в году, сменной загрузки, условий производства работ. Механизация дорожных работ - выполнение основных, наиболее трудоемких производственных процессов строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог и мостов с помощью машин. При этом обеспечиваются повышение производительности и качества работ, уменьшение сроков строительства, реконструкции и ремонта дорог, улучшение условий труда дорожных работ и, как правило, снижение стоимости работ. Механизация малая - способ производства отдельных технологических операций на дорожных работах с использованием механизированных инструментов и приспособлений. Механизация работ комплексная - способ выполнения дорожно-строительных и мостостроительных работ, при котором как основные, так и вспомогательные операции технологического процесса осуществляют при помощи согласованно работающих и взаимно дополняющих комплектов машин и технологического оборудования, в основном автоматизированного, при почти полном исключении затрат ручного труда. Мощение - процесс устройства мостовой путем укладки на подготовленное основание ( песчаное, гравийное, бетонное ) штучных материалов ( брусчатки, булыжного камня, шашки, плит, блоков ). Наброска каменная - способ укрепления затопляемых откосов насыпей свободной укладкой крупного камня неправильной формы. Набрызгбетон - цементобетонная смесь, укладываемая с помощью энергии сжатого воздуха специальным оборудованием ( цемент - пушки и бетонные шприц - машины ). Надвижка грунта - перемещение и укладка в насыпь грунта, вынутого машинами ( бульдозерами и автогрейдерами ) из боковых резервов или привозного грунта ( скреперами ) при устройстве земляного полотна. Надзор авторский - надзор, осуществляемый проектными организациями, разработавшими проект или его часть, на протяжении всего периода строительства и при приемке в эксплуатацию законченных строительством автомобильных дорог, мостов, зданий дорожной службы и др. Выполняют в целях улучшения качества, сокращения продолжительности и снижения стоимости строительства, а также повышения ответственности проектных, строительных организаций и заказчика за строительство объектов в соответствии с утвержденным проектом. Надзор технический - инженерный надзор за ходом строительства дорожных и мостовых объектов, осуществляемый заказчиком или дирекцией строящегося объекта на основании специального положения с целью проверки соответствия объема, стоимости, качества, договорных сроков выполняемых строительно - монтажных работ показателям, утвержденным проектом и сметой, а также соблюдения норм и строительных правил на производство и приемку работ. Намыв грунта - укладка грунта, подаваемого в виде гидросмеси, в земляные сооружения ( насыпи, дамбы и пр.). Вода частично отводится, частично фильтруется в тело сооружения. Нарезка швов - устройство в бетонном покрытии постоянных прорезей, сквозных или на часть толщины плиты, с помощью нарезчиков швов для обеспечения независимого перемещения разделенных ими плит покрытия с последующим заполнением швов герметизирующими материалами. Выполняют в свежеуложенном бетоне с помощью виброножа или вибросошника через 15...25 мин. после укладки покрытия ; в затвердевшем бетоне одно - или многодисковыми нарезчиками спустя 12...24 ч после укладки покрытия. Научно - техническое сопровождение строительства - участие в дорожно - мостовом строительстве научных работников и инженеров на стадии принятия проектных решений и проведения строительных работ с целью внедрения новых эффективных научных разработок, повышения качества и снижения стоимости строительства. Непоточные методы строительства - способы производства работ, при которых всю подлежащую строительству дорогу разделяют на отдельные участки, выполняемые различными организациями. Выполнение работ на каждом участке от земляных до строительства покрытия поручают одной организации. Непрерывность производства - отсутствие перебоев в поступлении материалов, в выпуске готовой продукции или при выполнении последовательных процессов дорожного строительства. Нормы выработки машин - директивные годовые нормы выработки на одну списочную машину определенного вида и типоразмера, устанавливаемые на основе расчета показателей использования машин по времени и их фактической выработки для каждой отрасли промышленности. Обработка грунта - процесс, направленный на модификацию данного грунта таким образом, чтобы он мог соответствовать поставленной задаче. Обработка литыми эмульсионно - минеральными смесями - устройство слоев износа или защитных слоев путем укладки на подготовленное покрытие жидких эмульсионно - минеральных смесей на катионных битумных эмульсиях или пастах толщиной до 12 мм. Обрубка кромок покрытия - технологическая операция, выполняемая перед началом или продолжением после перерыва работ по сооружению асфальтобетонного покрытия для обеспечения ровного аккуратного стыка укладываемых слоев. Общая трудоемкость строительства - сумма трудовых затрат по строительно - монтажным работам и подсобно - вспомогательному производству. Объезд - временная автомобильная дорога для пропуска движения вокруг строящегося или реконструированного объекта ( мост, труба, укладка бетона, розлив вяжущего и др.). Устраивают из сборных плит, щебеночных и гравийных смесей и т. п. Объект строительства - сооружение ( дорога, мост и т. п.) или производственное предприятие, на строительство которого имеется утвержденная проектно - сметная документация и открыто финансирование. Ограждение переносное - временное вертикальное ограждающее устройство для безопасности производства работ на дороге. Операция производственная ( технологическая ) - элемент технологического процесса, включающий повторяющиеся работы, организационно неделимые и технически однородные, выполняемые, как правило, звеном машин и рабочих или рабочих с механизированными инструментами. Операция рабочая - простейший элемент технологического процесса ( укрепление слоя, разравнивание материала ), характеризуемый однородностью работ, несменяемостью средств производства и материалов. Выполняется одним рабочим или группой рабочих, одной машиной или звеном машин. Оптимальная длина захватки - длина захватки, позволяющая получить наименьшую приведенную стоимость конечной продукции для каждого частного потока. Организация строительства - комплекс мероприятий планирования, оперативного управления и производства работ, отражаемый в проекте организации строительства дороги и обеспечивающий ритмичное выполнение работ в плановые сроки при наилучшем использовании производственных ресурсов и соблюдении требований качества работ и охраны окружающей среды. Отделка обочин - технологическая заключительная операция при строительстве автомобильной дороги, включающая планировочные и укрепительные работы и уплотнение обочин. Выполняется преимущественно автогрейдерами и катками. Отделка откосов - технологическая заключительная операция при возведении земляного полотна, включающая планировку откосов земляного полотна и резервов или разделку откосов выемки с планировкой их. Выполняется автогрейдерами или откосоотделочными машинами. ( См. также Укрепление откосов ). Отсыпка грунта - устройство насыпных слоев грунта землеройно - транспортными или транспортными ( самосвальными ) машинами. Оценка уровня качества - совокупность операций, включающая: выбор номенклатуры показателей качества, определение их численных значений ( баллов ), а также значений базовых и относительных показателей с целью обоснования наилучших решений, реализуемых при управлении качеством продукции. Может производиться дифференцированным, комплексным или смешанным методами. Перемещение грунта поперечное - транспортирование грунта в направлении, перпендикулярном к оси дороги ( выполняется автогрейдерами, бульдозерами, экскаваторами ). Перемещение грунта продольное - транспортирование грунта параллельно оси дороги ( выполняется скреперами, бульдозерами, автомобилями - самосвалами и др.). Перерывы в строительстве - отрезки времени, в которые не выполняются те или иные операции или весь процесс дорожного строительства. Различают: организационные перерывы - для подготовки фронта работ и технологические - вызванные особенностями производства работ или свойствами материалов. Период действия потока - продолжительность строительства автомобильной дороги или ее определенного участка, моста или другого инженерного сооружения одним потоком. Период заключительный - период дорожного строительства, в течение которого устраняются дефекты, ликвидируются временные сооружения и устройства на протяжении сдаваемого в эксплуатацию участка дороги. Период основной - период дорожного строительства, в течение которого выполняют все строительно - монтажные работы согласно проекту. Период подготовительный - период дорожного строительства, в течение которого осуществляют техническую, производственную и хозяйственную подготовку строительства для обеспечения его развертывания на начальных участках и в сроки, определенные проектом организации работ. Периоды строительства - отрезки времени, для которых характерны определенные виды работ и деятельности строительных организаций, обусловливающие последовательность строительства ; различают: подготовительный, основной и заключительный периоды. Плакировка - укладка слоя растительного грунта (5-8 см в обычных условиях и 15-20 см на насыпи из песчаных или засоленных грунтов ) перед посевом трав для укрепления откосов невысоких насыпей и неглубоких выемок ; укладка дерна на откосы земляного полотна с целью укрепления их корнями трав и предохранения от размыва или оползания. Планировка ( планировочные работы ) - производственный процесс по изменению рельефа территории и обеспечению ровной поверхности строительной площадки или протяженного участка для создания условий строительства дороги, моста и др.; операция по выравниванию поверхности полосы отвода до начала земляных работ, поверхности отсыпанного слоя земляного полотна на каждой захватке, а также конструктивных слоев дорожной одежды ; завершающая операция по отделке и приданию ровной поверхности обочинам, откосам и дну резервов, канав. Подготовка основания - заключительный перед укладкой покрытий процесс сооружения дорожного основания с уплотнением, выравниванием и планировкой его поверхности. Проверяют контрольно - измерительными инструментами ( нивелиром, многоопорной рейкой и др.). Подгрунтовка - розлив жидких вяжущих материалов ( битумные эмульсии, жидкий или разжиженный битумы ) по очищенной поверхности нижнего конструктивного слоя дорожной одежды ( основания ) или нижнего слоя покрытия для лучшего сцепления этих слоев между собой и с вышележащим слоем покрытия. Подрядчик генеральный - строительно - монтажная организация, участник договора подряда, выполняющая работы по строительству объектов согласно поручению вышестоящей инстанции на основе утвержденного плана. Несет перед заказчиком материальную ответственность за выполнение в срок всех работ по договору и за соответствие их утвержденным проектам, сметам и рабочим чертежам. Поток специализированный - совокупность частных потоков, объединенных общей организационной структурой дорожно - строительной организации. Включает кроме потоков, выполняющих строительно - монтажные работы непосредственно на дороге, подразделения, выполняющие строительство искусственных сооружений, заготовительные работы, в том числе по приготовлению дорожно - строительных материалов и полуфабрикатов, транспортные работы и работы по техническому обслуживанию дорожных машин. Поток частный - часть специализированного потока при организации дорожно - строительных работ для выполнения отдельных видов работ. Различают ритмичный и неритмичный ( иногда вынужденный, например, при изменении объемов земляных работ по протяжению объекта ) потоки. Поточный метод - метод непрерывного и равномерного производства дорожных строительно - монтажных работ, которые выполняются специализированными комплексно - механизированными подразделениями ( отряды, звенья, бригады ), передвигающимися в одном направлении непрерывно друг за другом по трассе строящейся дороги строго по графику и с согласованной скоростью, оставляя за собой полностью готовые участки автомобильной дороги. Приемка дороги в эксплуатацию - приемка государственной комиссией законченной автомобильной дороги или у час тка дороги в постоянную эксплуатацию с проверкой соответствия проект у объемов работ, а также с оценкой их качества. Приемка законченных работ - п po ме жуточное принятие заказчиком или дирекцией отдельных частей сооружения или участков дороги с устан о влением качества и объема выполненных работ, соответстви я их проек ту и техническим правилам производства работ для оплаты этих работ финансирующим банком. Приемка скрытых работ - промежуточное принятие представителями технического контроля работ, которые в дальнейшем будут полностью или частично скрыты другими частями сооружений или дополнительными и конструктивными слоями земляного полотна и дорожной одежды, для получения строителями разрешения на производство последующих работ. Программа производства земляных работ - программа, составленная на основе таблицы использования грунта и диаграммы распределения земляных масс. Продление строительного сезона - возможность проведения строительных работ при запрещенных нормами температурах в осенне - зимний период за счет проведения специальных организационно - технических мероприятий ( введение в смесь реагентов, снижающих температуру замерзания воды, подогрев ингредиентов смеси и т. п.). Проект организации строительства ( ПОС ) - разрабатывается проектной организацией на основе технико - экономических обоснований, материалов изысканий, схем снабжения и способов организации работ. ПОС определяет организационно - технологические схемы строительства и содержит сведения для определения сметной стоимости объекта. В ПОС включают календарный план строительства, ведомость объектов работ, график потребности в материалах и оборудовании, места размещения производственных предприятий и т. п. Проект производства работ ( ППР ) - разрабатывается проектной организацией или генеральной подрядной организацией и предназначен для повышения организационно - технического уровня строительства и обеспечения своевременного ввода дороги в эксплуатацию. ППР разрабатывается на основе ПОС и включает: комплексный, сетевой или календарный график, график поступления материалов, оборудования и машин, график их потребности по неделям и месяцам и потребности в рабочих кадрах, технологические карты, указания по охране труда. Пропитка - технологический процесс строительства или восстановления усовершенствованного облегченного типа дорожного покрытия путем последовательной послойной россыпи и уплотнения щебня разной крупности с расклинцовкой основного слоя и пропиткой его органическими вяжущими. Различают: пропитку при обработке вяжущими слоя щебня толщиной 8-10 см и полупропитку при обработке слоя до 3-5 см. Профилирование - процесс придания поверхности земляного полотна или слою дорожной одежды требуемых поперечного и продольного профилей. Процесс производственный ( технологический ) - совокупность технологических операций для выполнения строительно - монтажных работ по сооружению земляного полотна, дорожной одежды, моста или других объектов строительства и их частей на запланированной захватке. Процесс рабочий - совокупность нескольких рабочих операций, организационно и технологически связанных между собой. Пульпа - см. Гидросмесь ( пульпа ). Путевой лист - документ, вручаемый водителям автомобилей, тягачей и самоходных строительных машин ( автокранов, экскаваторов, самоходных пневмоколесных катков, скреперов и т. п.), определяющий маршруты их движения. Путь критический - в сетевом графике путь наибольшей продолжительности между начальным ( исходным ) и конечным ( завершающим ) событиями. Его продолжительность определяет срок достижения поставленной цели, т. е. срок строительства. Путь сетевого графика - любая непрерывная последовательность работ и зависимостей в сетевом графике. Продолжительность пути в сетевом графике определяется суммой продолжительностей выполнения составляющих его работ. Работы бульдозерные - механизированные земляные или планировочные работы, выполняемые бульдозерами при разработке и перемещении грунта, послойном его разравнивании и планировании, возведении небольших насыпей, а также на вскрышных работах в притрассовых карьерах. Работы грейдерные - механизированные земляные работы в нулевых отметках, а также планировочные и профилировочные работы при строительстве земляного полотна и грунтовых дорог, выполняемые автогрейдерами и грейдер - элеваторами. Работы заготовительные - комплекс работ в подготовительный и последующий периоды строительства по добыче и переработке каменных материалов, заготовке леса и арматуры, заготовке вяжущих материалов, по изготовлению бетонных и железобетонных деталей для мостовых и других инженерных сооружений и линейных зданий. Работы линейные - комплекс механизированных дорожных работ, выполняемый непосредственно на всей длине строящейся дороги, непрерывно или периодически повторяемый и имеющий, как правило, одинаковую трудоемкость на единицу длины. Работы механизированные - все виды дорожных работ, выполняемые с помощью специальных дорожных и строительных машин, оборудования и механизированных инструментов. Если операции выполняются вручную с помощью ручных инструментов и приспособлений, то такие работы считают немеханизированными. Работы непредвиденные - работы, объем которых может быть выявлен только в процессе сооружения объекта и финансируемые за счет специального лимитированного резерва в смете. Работы отделочные - комплекс земляных работ заключительного этапа по планированию и отделке откосов, обочин, резервов, поверхности земляного полотна автомобильных дорог и отделке мостовых и других инженерных сооружений. Работы подготовительные - работы, выполняемые в соответствии с проектом организации работ до начала сооружения земляного полотна. К ним относят: восстановление и закрепление трассы, расчистку полосы отвода, разбивку элементов земляного полотна, водоотводные и осушительные работы и подготовку основания насыпи, постройку временных дорог и временных сооружений, линий связи и электроосвещения, энерго -, водо -, паро - и газоснабжения. Работы скреперные - механизированные землеройно - транспортные работы при возведении дорожных насыпей или разработке выемок, выполняемые скреперами. Работы сосредоточенные - дорожно - строительные работы большой трудоемкости, сконцентрированные в одном месте на незначительном протяжении или площадке и, как правило, выполняемые на основе индустриального или комплексно - механизированного производства ( мосты, большие трубы, высокие насыпи и глубокие выемки ). Выполняются с опережением потока линейных работ. Работы строительно - монтажные - все виды дорожно - строительных и мостостроительных работ, связанные с сооружением земляного полотна и дорожных одежд, труб, мостов, подпорных стен и других инженерных сооружений, линейных зданий и обстановка пути из готовых деталей, изделий, полуфабрикатов ( смесей ) и других дорожно - строительных материалов. Работы транспортные - совокупность технологических операций по доставке и перемещению всех видов материалов, полуфабрикатов, изделий от железнодорожных станций, пристаней, базисных складов, производственных предприятий на участки строительства автомобильных дорог и мостов, а также сырья от мест добычи к местам переработки ; внутризаводское или внутрибазовое перемещение материалов на производственных предприятиях строительства. Работы экскаваторные - механизированные работы по разработке грунта экскаваторами с отвалом его непосредственно в насыпь или в транспортные средства для перевозки на дальние расстояния при устройстве земляного полотна. Применяют также при разработке карьеров. Развертывание потока - отрезок времени от начала работ первого специализированного отряда на объекте строительства автомобильной дороги до начала работ последнего в потоке отряда. Размыв - отделение частиц грунта от общего массива водой, подаваемой под давлением, при гидромеханизированном способе разработки. Образуемая гидросмесь транспортируется на некоторое расстояние ( на дорожном строительстве - до 2 км ) безнапорным и напорным способами. Разработка резерва - выемка грунта в стороне от строящейся дороги, в местах, предусмотренных проектом, с перемещением и отсыпкой грунта в земляные сооружения. Расклинивание ( расклинцовка ) - заполнение пустот в конструктивном слое дорожной одежды из крупных каменных материалов более мелкими в результате укатки. Распределение земляных масс - определение объемов земляных работ для продольной и поперечной возки грунта из резервов и выемок в насыпь или в отвал в пределах определенного строительного участка дороги. Распределение материалов - основная технологическая операция при устройстве конструктивных слоев дорожной одежды, обеспечивающая равномерное размещение по ширине слоя каменных и вяжущих материалов или их смесей при заданном расходе на единицу площади. Выполняется специальными распределителями минеральных материалов и смесей или автогудронаторами ( для жидких материалов ). Распределение материалов синхронное - технологическая операция при устройстве поверхностной обработки, при которой органическое вяжущее и щебень распределяются по поверхности покрытия практически одновременно. Технология осуществляется с помощью специальной машины за один проход и обеспечивает хорошее сцепление щебенок с покрытием. Расчистка полосы отвода - вид подготовительных работ, при производстве которого освобождают полосу от препятствий, мешающих разбивке и производству работ машинами: от леса, кустарника, пней, валунов, растительного слоя, подлежащих сносу зданий и сооружений. Резание грунта - технологическая операция при разработке грунта, выполняемая землеройными машинами, с образованием стружки регулируемой толщины, определяющей эффективную производительность машины. Рекультивация карьеров ( земель ) - комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народно - хозяйственной ценности земель, нарушенных в процессе строительства, а также на улучшение условий окружающей среды. Ритмичность производства - степень равномерности, сохранение постоянного объема выпуска продукции в течение года, месяца, суток, смены при сохранении постоянной потребности в ресурсах. Рифление покрытия - способ уменьшения скользкости бетонного покрытия путем насечки и прокатки рифленым валком для образования поперечных бороздок на поверхности несформировавшегося покрытия. Розлив вяжущих - технологическая операция по распределению жидких вяжущих материалов с помощью специальных машин - гудронаторов на поверхность сооружаемого конструктивного слоя дорожной одежды с заданной нормой розлива. Розлив пленкообразующих материалов - заключительная технологическая операция при строительстве цементобетонных покрытий и конструктивных слоев из грунтов, укрепленных минеральными вяжущими. Является одним из видов ухода, обеспечивающим сохранность воды в слое в период его формирования. Рыхление грунта - технологическая операция по разрушению грунта, способствующая более эффективному выполнению земляных работ в основном при разработке связных и крупноблочных грунтов. Выполняется рыхлителями, клиновыми ударными приспособлениями, а мерзлых грунтов - с помощью буровых машин и взрывания. Свертывание потока - отрезок времени от конца работ первого специализированного отряда на объекте строительства автомобильной дороги ( моста ) до конца работы последнего замыкающего отряда. Скорость потока - длина участка дороги, на котором поток заканчивает все работы за час, смену, сутки ; является главным параметром потока строительства дороги. Смешение в установке - технологический процесс приготовления всех видов дорожных смесей ( асфальтобетонных, цементобетонных, цементогрунтовых и др.) или обработанных материалов в специальных установках: стационарных - на предприятиях дорожных организаций или передвижных - непосредственно у места укладки этих смесей. Смешение на дороге - технологический процесс устройства слоев оснований или усовершенствованных покрытий облегченного типа из подобранных щебеночных ( гравийных ) смесей или грунтов, обрабатываемых органическими вяжущими материалами, путем их перемешивания на месте работ однопроходными ( многопроходными ) дорожными фрезами или автогрейдерами с последующим разравниванием и уплотнением. Ссылка на страницу: Справочник дорожных терминов Теги: Справочник дорожных терминов | |
|
ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам
Всего комментариев: 0 | |