16:16 Справочник дорожных терминов | |
Мост двухъярусный - мост, по которому движение транспортных средств осуществляется в двух уровнях ( ярусах ). Мост из арочных дисков - мост, трехшарнирное пролетное строение которого состоит из двух арочных дисков. Мост - канал - мостовое сооружение, предназначенное для пропуска над препятствием ( водотоком, дорогой и т. п.) судоходного канала. Мост консольный - мост, пролетное строение которого имеет одно - или двусторонние консоли. Мост многопролетный - мост, имеющий несколько пролетов. Мост наплавной - мост на плавучих опорах или в виде плавучей ленты. Мост однопролетный - мост, не имеющий промежуточных опор. Мост разборный - низководный мост, пролетное строение которого разбирают на период пропуска высоких паводковых вод. Мост разводной - мост, пролетное строение которого или часть его может перемещаться, освобождая пространство для пропуска судов. В зависимости от способа перемещения судоходного пролета различают: - поворотный - мост, у которого пролетное строение поворачивается в горизонтальной плоскости ; - подъёмный - мост, у которого пролетное строение поднимается в вертикальной плоскости ; - раскрывающийся - мост, у которого пролетное строение поворачивается вокруг горизонтальной оси ; - раскрывающийся двукрылый - мост, у которого пролетное строение состоит из двух частей ( крыльев ), поворачивающихся вокруг горизонтальных осей ; - откатной - мост, у которого пролетное строение выводится из судоходного пролета путем перемещения в горизонтальном направлении вдоль его оси. Мост рамный - мост, пролетное строение которого жестко связано с опорами и представляет собой раму. Разновидности: - однопролетный бесшарнирный ; - однопролетный двухшарнирный ; - многопролетный рамно - неразрезной, состоящий из жестко соединенных между собой Т - образных рам ( по фасаду ); - многопролетный рамно - консольный, состоящий из Т - образных рам ( по фасаду ), соединенных между собой шарнирами, допускающими угловые перемещения сопрягаемых концов ригелей ; - многопролетный рамно - подвесной, состоящий из Т - образных рам ( по фасаду ), соединенных между собой подвесными пролетными строениями. Мост цепной - висячий мост, главный несущий элемент которого выполнен в виде шарнирной цепи из отдельных фасонных звеньев. Ось моста ( ось пролетного строения ) - линия, совпадающая с осью проезжей части дороги или разделительной полосы, относительно которой устанавливают положение и конфигурацию моста в плане и профиле. Ось опорная - линия, соединяющая точки опирания пролетного строения на промежуточной опоре или устое. Паром - подвижное устройство, предназначенное для перевозки через водное препятствие наземных транспортных средств и пассажиров. Переход мостовой - комплекс сооружений, используемый для перехода через водоток, состоящий из моста, подходов к нему, берегоукрепительных и регуляционных сооружений. Площадь моста - произведение длины моста на расстояние между перилами в свету. Подход к мосту - участок насыпи земляного полотна дороги, примыкающий к мостовому сооружению и служащий для въезда на мост и съезда с него транспортных средств. Пролет моста - горизонтальное расстояние между смежными опорами. Пролет моста расчетный - горизонтальное расстояние между осями опорных частей, а при отсутствии их - между осями опор или условными точками опирания пролетного строения. Пролетное строение ребристое - пролетное строение, состоящее из тавровых и двутавровых балок. Пролетное строение сборное - пролетное строение, собранное из заранее изготовленных элементов. Различают: сборно - монолитное - пролетное строение выполнено из заранее изготовленных элементов, объединенных монолитной плитой проезжей части ; сборно - разборное - пролетное строение собирают из инвентарных элементов, комплект которых может быть использован многократно. Путепровод - мостовое сооружение для пропуска одной транспортной магистрали над другой в разных уровнях. Селедук - мостовое сооружение над горной дорогой, служащее для пропуска по нему селевого потока. Середина моста - геометрическое место точек, равноудаленных от начала и конца моста. Середина пролета - геометрическое место точек, равноудаленных от смежных опорных частей. Скотопрогон - мостовое сооружение или труба, служащие для пропуска скота под дорогой. Сооружение мостовое - сооружение, состоящее из опор и пролетных строений, предназначенное для перевода транспортного пути или водовода через различные препятствия. К этой группе сооружений относятся: мосты, путепроводы, виадуки, эстакады, акведуки, мосты - каналы, селедуки. Сооружение регуляционное - сооружение в системе мостового перехода, предназначенное для регулирования водного потока на подходе к мосту и выходе из него с целью предохранения грунта у опор моста и берегов от значительного размыва. Их устраивают в виде струенаправляющих дамб и траверс. Срок службы сооружения - календарная продолжительность от начала эксплуатации мостового сооружения или ее возобновления после реконструкции или ремонта до ее прекращения, в течение которого сооружение удовлетворяет установленным эксплуатационным требованиям. Схема моста - графическое изображение взаимного положения элементов моста с указанием основных размеров пролетных строений и опор, продольных уклонов, геологических данных, а также уровней вод и ледохода. Тоннель автодорожный - подземное или подводное сооружение, предназначенное для устройства автомобильной дороги через толщу земли, горный массив или под водным препятствием. Угол пересечения преграды - острый угол в плане между осью мостового сооружения, трубы или фильтрующей насыпи и осью пересекаемой им преграды или транспортной магистрали. Формула мост а - условная запись, характеризующая размеры пролетов и последовательность их размещения в мосту. Ширина моста - расстояние между перилами в свету. Эстакада - мостовое сооружение для пропуска транспортной магистрали на некоторой высоте над поверхностью земли, чтобы пространство под ней могло быть использовано для различных целей, или устраиваемое вместо насыпи на подходах к мостам. 7.2. Элементы мостовых сооружений Балансир - стальной элемент опорной части, жестко закрепленный одним концом к нижней плоскости пролетного строения или к верхней плоскости подферменника, а на другом конце имеющий гнездо для цилиндрического шарнира. Балка вспомогательная - продольная железобетонная балка монолитного железобетонного пролетного строения или стальная балка сталежелезобетонного пролетного строения, имеющая меньшую, чем у главных балок, высоту и предназначенная для улучшения условий работы железобетонной плиты проезжей части. Балка главная - основной продольный несущий элемент балочного пролетного строения моста. Балка жесткости - основной продольный несущий элемент висячего, вантового или комбинированного мостов, повышающий жесткость их пролетных строений. Балка крайняя ( фасадная ) - наружная продольная балка пролетного строения. Балка подвесная - балка пролетного строения, подвешиваемая или опирающаяся одним или двумя концами на консоли в мостах консольно - подвесной или рамно - подвесной систем. Балка поперечная - поперечный несущий элемент пролетного строения, жестко связанный с главными балками и продольными балками проезжей части, предназначенный для распределения нагрузки между ними. Балка продольная - несущий элемент пролетного строения или конструкции проезжей части, ось которого направлена вдоль моста. Балка составная по длине - железобетонная балка, составленная по длине из отдельных блоков, объединенных с помощью напрягаемой арматуры. Балка цельнопролетная - балка, изготовленная без стыков на полную длину перекрываемого пролета. Башмак металлический - массивное стальное острие с приваренными к нему полосами, прикрепляемое гвоздями к нижнему концу деревянной сваи, предохраняющее ее от повреждения при забивке в гравелистый грунт или в грунт, содержащий твердые включения. Блок сборный - конструктивный монтажный элемент, представляющий собой часть опоры или пролетного строения моста, изготавливаемый на заводе и доставляемый к месту монтажа. Блок тротуарный - заранее изготовленный железобетонный элемент, предназначенный для устройства тротуара на мосту. Бордюр ( камень бортовой ) - элемент конструкции мостового полотна, возвышающийся над поверхностью покрытия, предназначенный для обозначения границ ездового полотна и препятствующий выезду с него транспортных средств. Брус колесоотбойный - продольный брус по краю ездового полотна деревянного автодорожного моста, предназначенный для обозначения его границ и препятствующий выезду с него транспортных средств. Валок - элемент подвижной опорной части из бетона, железобетона или стали, имеющий форму срезанного вертикальными плоскостями цилиндра, предназначенный для передачи опорной реакции пролетного строения и обеспечения его продольного перемещения за счет наклона. Ванта - гибкий наклонно расположенный растянутый элемент, подвешивающий балку жесткости вантового или висячего моста к пилону. Водоотвод моста - комплекс конструктивных решений, обеспечивающий быстрое удаление воды с мостового полотна. Водорез - заостренная часть русловой опоры ( вертикальная или с наклоном ), устраиваемая с верховой стороны моста. Вылет консоли - расстояние от конца консоли до ее опорного сечения. Гидроизоляция - конструктивный элемент, защищающий несущие конструкции от воздействия поверхностных и грунтовых вод. Различают по виду используемых материалов: - рулонная - гидроизоляция из материалов заводского изготовления, свернутых в рулон: изопласт, мостопласт и т. п.; - мастичная - гидроизоляция, выполняемая с применением мастик на основе битумных или полимерных материалов, образующих на защищаемых поверхностях непрерывную эластичную пленку ; - оклеечная - гидроизоляция из рулонных материалов, приклеенных мастиками или оплавлением горелками мастичного поверхностного слоя, имеющегося на материале ; - пленочная - гидроизоляция из синтетических пленочных материалов ; #ИМЯ? Гидроизоляция проезжей части - элемент одежды ездового полотна и тротуаров, защищающий нижерасположенные несущие конструкции от воздействия воды. Диафрагма - поперечный элемент ребристого или коробчатого пролетного строения, устанавливаемый по его длине в нескольких поперечных сечениях для обеспечения неизменяемости контура его поперечного сечения и лучшего распределения усилий в балках от временной нагрузки. Замок арки ( свода ) - верхний замыкающий узел арки или свода. Заполнение деформационного шва - элемент конструкции деформационного шва, заполняющий зазор между пролетными строениями. Заполнение перильное - составная часть перильного ограждения, размещаемая между стойками, поручнем и основанием перил. Засыпка обратная - часть насыпи подхода, находящаяся между обратными стенками устоя. Кабель - основной несущий элемент висячего моста, к которому подвешена балка жесткости. Каток - стальной цилиндрической формы элемент подвижной опорной части, воспринимающий опорную реакцию и обеспечивающий продольное перемещение пролетного строения путем качения. Катки применяют также для перекатки пролетных строений и других конструкций. Колодец опускной - фундамент опоры глубокого заложения, представляющий собой полую, замкнутого поперечного сечения конструкцию ( преимущественно из железобетона ), погружаемую в грунт под действием собственного веса при удалении грунта из внутренней полости и из - под стенок колодца. Компенсатор - 1) элемент конструкции деформационного шва, обеспечивающий его герметичность и не препятствующий продольным перемещениям пролетного строения за счет собственной деформации ; 2) элемент барьерного ограждения, расположенный между направляющей балкой и стойкой, служащей для поглощения части энергии удара при наезде на ограждение. Конус насыпи - часть насыпи подхода в форме усеченного конуса, непосредственно примыкающая к устою мостового сооружения. Кромка проезжей части - граница, отделяющая проезжую часть на ездовом полотне от полосы безопасности. Крыло моста раскрывающееся - часть пролетного строения разводного моста, поворачивающаяся в вертикальной плоскости вокруг горизонтальной оси. Крыло откосное ( стенка откосная ) - элемент устоя в виде стенки переменной высоты, опертой на фундамент и расположенной под углом к оси моста. Предназначено для удержания грунта насыпи подхода за устоем. Куст свай - группа свай, забитых в грунт. Ледорез - заостренное наклонное ребро верховой части русловой опоры моста или самостоятельная конструкция перед опорой из свай или ряжей, предназначенная для защиты опор от движущихся льдин путем их разлома. Ледорез, не связанный с опорой, называют выносным или аванпостным. Различают: - кустовой - ледорез в виде куста свай, применяемый на реках со слабым ледоходом ; - плоский - ледорез, состоящий из одного ряда свай, объединенных поверху наклонным элементом, применяемый перед свайными опорами на реках со слабым или средним ледоходом ; - шатровый - пространственный ледорез перед широкими опорами на реках с сильным ледоходом, состоящий из нескольких рядов связанных между собой свай, обшитых пластинами. Лежень опорный - опора простейшего типа в виде горизонтального бруса, уложенного в теле насыпи или на грунтовое основание, предназначенного для опирания переходных плит или пролетного строения. Лист настила стальной - верхний стальной лист ортотропной плиты, воспринимающий нагрузку от транспортных средств совместно с ее продольными и поперечными ребрами. Лист скользящий - элемент конструкции деформационного шва в виде металлического листа, перекрывающего зазор и скользящего одним или обоими концами по окаймлению шва при продольных перемещениях пролетных строений. Различают скользящий лист плоский - постоянного поперечного сечения и скошенный - имеющий в направлении вдоль моста переменное сечение. Надарочное строение ( надсводное ) - расположенная над арками ( сводами ) часть арочного ( сводчатого ) пролетного строения. Накладка - фасонный металлический лист, накладываемый на стыкуемые элементы металлической конструкции для их объединения. Насадка - элемент свайной или стоечной опоры, объединяющий поверху головы свай или стоек. Настил - дощатое покрытие ездового полотна и тротуаров в деревянных мостах, верхний элемент плиты проезжей части - в металлических. Ссылка на страницу: Справочник дорожных терминов Теги: Справочник дорожных терминов | |
|
ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам
Всего комментариев: 0 | |