16:16 Справочник дорожных терминов | |
Нож колодца - нижняя заостренная часть стенок опускного колодца, предназначенная для облегчения погружения колодца в грунт. Нож ледореза - режущая грань ледореза, непосредственно воспринимающая воздействие льда и способствующая его разрушению. Оголовок опоры - самая верхняя часть опоры моста, служащая для установки на нее опорных частей. Ограждение - конструктивный элемент, устанавливаемый на границе ездового полотна, предназначенный для предотвращения съезда транспортных средств с мостового сооружения путем гашения их энергии. Различают по конструкции: - барьерное - состоящее из стоек и горизонтальных элементов различной формы, укрепленных на стойках на требуемом уровне над верхом покрытия ; #ИМЯ? Одежда ездового полотна - совокупность элементов, укладываемых на плиту проезжей части пролетного строения в пределах ездового полотна, обеспечивающая защиту несущих конструкций от воздействия воды, комфортность и безопасность движения транспортных средств и передающая нагрузку от транспортных средств на плиту проезжей части. На мостах с железобетонной плитой проезжей части, как правило, состоит из выравнивающего слоя, гидроизоляции, защитного слоя и покрытия. На мостах с цементобетонным покрытием защитного слоя не устраивают. На мостах со стальной плитой проезжей части одежда ездового полотна состоит из антикоррозионного, защитно - сцепляющего слоев и покрытия. Окаймление деформационного шва - элементы конструкции деформационного шва, окаймляющие концы сопрягаемых конструкций, заанкеренные в них и предназначенные для предохранения окаймляемых конструкций от разрушения при воздействии транспортных средств. Опора моста - несущий элемент мостового сооружения, поддерживающий пролетные строения и передающий нагрузки от них на основание. Различают следующие типы опор мостов: - анкерная - опора многопролетного моста, воспринимающая горизонтальные усилия, собирающиеся от временных нагрузок и температурных воздействий с нескольких пролетов ; - временная - опора с ограниченным сроком службы, используемая в период строительства, восстановления или ремонта моста ; - гибкая - опора большой высоты, обеспечивающая частично или полностью продольные перемещения пролетного строения за счет своей упругой податливости ; - двухрядная - свайная опора, состоящая из двух рядов свай по фасаду, объединенных общей насадкой ; - жесткая - массивная опора, обладающая значительной жесткостью в продольном направлении моста, способная воспринимать всю горизонтальную нагрузку, передающуюся от пролетного строения, или давление грунта насыпи и не участвующая в обеспечении продольных п - качающаяся - опора в виде стоек или стенки с шарнирами на концах ; - массивная - опора без внутренних полостей ; - монолитная - опора, забетонированная непосредственно на месте строительства ; - плавучая - опора временного моста, основанием для которой служит вода ; - пойменная - опора, расположенная в пойменной части моста, т. е. за пределами средней межени ; - промежуточная ( бык ) - опора многопролетного моста, расположенная между устоями. Термин «бык» ( применять его не рекомендуется ) относится лишь к жестким массивным опорам ; - пустотелая - опора с внутренними полостями в ее теле, предназначенными для снижения расхода материала и общей массы с целью уменьшения давления на грунт ; - рамная - железобетонная или деревянная опора в виде рамы ; - русловая - промежуточная опора, расположенная в русле реки, т. е. в зоне межени ; - ряжевая - опора в виде деревянного сруба из бревен или брусьев с внутренними перегородками ; сруб заполняется камнем ; - сборная - опора из заранее изготовленных железобетонных или бетонных элементов, объединенных тем или иным способом ; - сборно - монолитная - опора, выполненная из заранее изготовленных железобетонных или бетонных элементов, объединенных на месте строительства бетоном ; - свайная - опора, состоящая из одного или двух рядов свай ( по фасаду ), объединенных поверху насадкой ; - стоечная - опора, часть которой выше обреза фундамента выполнена из стоек, объединенных поверху насадкой ; - столбчатая - опора без фундамента, выполненная из одного или нескольких сплошных или пустотелых столбов, объединенных либо не объединенных поверху ригелем ; - телескопическая - промежуточная опора, тело которой состоит из нескольких ярусов, одинаковых по форме, с уменьшающимися, но постоянными в каждом ярусе размерами поперечного сечения ; - устой - крайняя опора, располагаемая в начале и в конце моста. Опорная часть - элемент пролетного строения моста, передающий нагрузку от пролетного строения на опору в заданном месте и обеспечивающий необходимые перемещения пролетного строения. Различают следующие виды опорных частей: - анкерная - опорная часть, передающая знакопеременные вертикальные нагрузки ; - валковая - подвижная опорная часть, передающая опорную реакцию через один или несколько валков, расположенных между верхней и нижней опорными плитами ; - катковая - подвижная опорная часть, передающая опорную реакцию через один или несколько катков, расположенных между верхней и нижней опорными плитами ; - комбинированная - опорная часть, выполненная в виде стального стакана, заполненного резиной, и металлических элементов с прокладками из антифрикционных материалов. Опорная часть обеспечивает перемещения пролетного строения во всех направлениях: угловые - неподвижная - опорная часть, обеспечивающая только угловые перемещения опирающегося на нее пролетного строения ; - однокатковая - подвижная опорная часть с одним катком ; - подвижная - опорная часть, обеспечивающая угловые и линейные ( в разных направлениях ) перемещения опирающегося на нее пролетного строения ; - резино - металлическая ( РОЧ ) - подвижная опорная часть из скрепленных между собой чередующихся слоев резины и стальных листов, обеспечивающая линейные перемещения пролетного строения за счет упругого сдвига резины, а угловые - за счет ее обмятия ; - скользящая - подвижная опорная часть, обеспечивающая продольные перемещения пролетного строения за счет скольжения в плоскости передачи опорного давления ; - тангенциальная - металлическая опорная часть, состоящая из двух опорных плит ( верхней с плоской и нижней с цилиндрической поверхностями ), передающая нагрузку по линии контакта поверхностей плит и обеспечивающая продольные перемещения за счет скольжени - шаровая - опорная часть, передающая нагрузку по сферической поверхности и обеспечивающая только угловые перемещения пролетного строения в любом направлении ( поверхности трения могут быть разделены антифрикционным материалом ). Основание естественное под фундамент опоры - естественный грунт достаточной прочности, используемый как основание для устройства фундамента опоры моста. Основание опоры - естественный грунт или искусственная подготовка под фундамент опоры моста. Основание свайное - основание опоры, в которое забиты сваи для увеличения его несущей способности в местах залегания слабых грунтов. Основание сооружения - слои грунта или конструкции, находящиеся ниже фундамента и воспринимающие нагрузку от сооружения. Открылок ( крыло устоя ) - боковая консольная стенка устоя, не имеющая фундамента и служащая для удержания грунта насыпи подхода. Оттяжка - закрепленная в специальной анкерной опоре концевая часть кабеля висячего моста. Панель - участок фермы пролетного строения моста между смежными узлами. Перекрытие деформационного шва - элемент конструкции деформационного шва, перекрывающий зазор в уровне проезжей части. Перила бесстоечные - перила с часто расположенными вертикальными стержнями заполнения, не имеющие стоек. Перила моста - ограждающее устройство, устанавливаемое на тротуарах, предназначенное для предотвращения падения пешеходов. Пилон - опора висячего или вантового моста различной конструктивной формы, служащая для опирания кабеля висячего моста или закрепления вант вантового моста. Плита многопустотная - железобетонная плита с пустотами для уменьшения ее массы. Плита опорная - стальной элемент опорной части в виде плиты, служащий для распределения нагрузки на подферменник. Плита ортотропная - плита проезжей части стального пролетного строения моста, состоящая из плоских стальных листов, подкрепленных снизу перпендикулярно пересекающимися поперечными и часто расположенными продольными ребрами. Плита откатная - элемент конструкции деформационного шва в виде металлической плиты, опертой на криволинейный элемент, расположенный в уровне верха пролетного строения, по которому она скользит или перекатывается при перемещениях концов пролетных строений. Плита переходная - элемент сопряжения моста с насыпью подхода в виде железобетонной плиты, опирающейся одним концом на шкафную стенку устоя или консоль пролетного строения, а другим - на лежень в насыпи подхода. В зависимости от угла наклона плиты к горизонту и от ее положения по отношению к дорожной одежде различают плиты: - поверхностного типа, применяемые при цементобетонном покрытии и укладываемые на поверхность земляного полотна параллельно отметкам проезжей части ; - полузаглубленные, устраиваемые при асфальтобетонном покрытии, характеризующиеся наклонным положением с заглублением конца в насыпи до 50 см. Плита проезжей части пролетного строения - железобетонный, стальной или деревянный элемент пролетного строения, непосредственно воспринимающий нагрузку от транспортного средства, пешеходов и элементов мостового полотна и передающий ее несущей части пролетного строения. Плита соединительная - конструктивный элемент темпе р атурно - неразрезного пролетного строения, объединяющий разрезные пролетные строения и обеспечивающий непрерывность конструкции проезжей части. Подвеска - 1) вертикальный или наклонный растягиваемый элемент, крепящий балку жесткости висячего моста к его кабелю или балку жесткости арочного моста с ездой понизу к арке ; 2) вертикальный растягиваемый элемент фермы с треугольной решеткой, поддерживающий конструкцию проезжей части при езде по низу фермы. Подкос - элемент конструкции пролетного строения или опор ы моста, располагаемый наклонно к их продольной оси и работающий только на сжатие. Подферменник - элемент верхней части опоры моста в виде железобетонного выступа на подферменной площадке, предназначенный для у становки опорных частей. Покрытие проезжей части мостового сооружения - верхн ий конструктивный слой одежды ездового полотна и тротуара. Полоса безопасности - часть ездового полотна, расположенная между кромкой проезжей части и смежной гранью ограждения. Предназначена для обеспечения движения без снижения скорости ( из - за психологического воздействия на водителя высокого ограждения ), а также для заезда на нее автомобилей при возникновении опасной для движения ситуации. Полотно ездовое - часть мостового полотна, расположенная между гранями ограждений. Полотно мостовое - совокупность всех элементов, расположенных на плите проезжей части пролетных строений, предназначенных для обеспечения нормальных условий и безопасности движения транспортных средств и пешеходов, а также для отвода воды с проезжей части. Включает одежду ездового полотна, тротуары, ограждающие устройства, устройства для водоотвода, обогрева и освещения, деформационные швы и сопряжения моста с подходами. Полотно обособленное - полотно под трамвайные пути, отдел ен ное от проезжей части ограждениями. Поперечина - несущий элемент пролетного строения деревянного моста, уложенный на прогоны или пояса ферм перпендикулярно к оси моста. Служит для поддержания настила проезжей части. Портал - 1) П - образная часть конструкции, обрамляющей вход в тоннель или трубу ( оголовок ); 2) П - образный элемент поперечных связей по концам пролетного строения с ездой понизу или посередине, выполненный в виде жесткой рамы и служащий для передачи горизонтальных попе речных усилий на опоры моста. Поручень - верхний продольный элемент перил. Пояса фермы - прямолинейные или полигональные несущие эл ементы фермы пролетного строения, ограничивающие ее очертание сверху и ли сни зу. Прогон - продольный деревянный, металлический или железобетонный несущий изгибаемый элемент ( балка ), перекрывающий пролет в балочных мостах. Различают по способу образования следующие деревянные прогоны: - простые - состоящие из одного бревна с опиленным верхним кантом, оба конца которого имеют одинаковую высоту ; - сложные - состоящие из двух окантованных, уложенных одно на другое бревен, соединенных по длине тремя штырями, которые не могут воспринимать сдвигающие усилия при изгибе прогона ; момент инерции сложного прогона равен сумме моментов инерции прогонов, вх - составные - состоящие из нескольких ярусов бревен, соединенных по всей длине податливыми связями ( пластинчатыми нагелями, колодками, шпонками ), способными воспринимать сдвигающие усилия при изгибе прогона, что позволяет вычислять момент инерции его се Проезжая часть мостового сооружения - 1) наиболее часто используется в первоначальном и основном ( широком ) смысле этого термина - совокупность конструктивных элементов, воспринимающих воздействие подвижных нагрузок ( от транспортных средств и пешеходов ) и передающих его на несущую часть пролетного строения, которая в свою очередь передает его через опорные части на опору. В этом смысле этот термин используется, например, в словосочетании «включение проезжей части в совместную работу с главными балками или фермами на общее действие нагрузки» ; 2) этот термин также применяется и в другом, более узком смысле - часть ездового полотна, предназначенная для размещения полос движения транспортных средств. Пролетное строение - несущая конструкция мостового сооружения, перекрывающая пространство опорами, воспринимающая нагрузку от элементов мостового полотна, транспортных средств и пешеходов и передающая ее на опоры. По типу конструктивного решения различают пролетные строения: балочные, арочные, вантовые, висячие. Пролетное строение балочное - пролетное строение, в котором от воздействия вертикальных нагрузок возникают только вертикальные опорные реакции. Балочные пролетные строения различают: по статической схеме: - неразрезное - непрерывное пролетное строение, перекрывающее два или более пролетов ; - разрезное - пролетное строение, перекрывающее только один пролет, не имеющее связей со смежными пролетными строениями ; - температурно - неразрезное - пролетное строение, образованное путем объединения в уровне проезжей части разрезных пролетных строений таким образом, что при горизонтальных и температурных воздействиях они работают как неразрезные, а при вертикальных - ка по типу несущей конструкции: - плитное - пролетное строение, выполненное в виде одной или нескольких поперек объединенных сплошных или многопустотных плит ; - плитно - ребристое - железобетонное пролетное строение, состоящее из двух или трех широко расставленных широких ребер, монолитно объединенных плитой проезжей части, обеспечивающей совместную работу ребер и включающейся в работу на общее действие временн - ребристое бездиафрагменное - железобетонное пролетное строение, состоящее из пяти и более ребер таврового, двутаврового или прямоугольного поперечного сечения, объединенных плитой проезжей части, обеспечивающей совместную их работу ; - ребристое диафрагменное - железобетонное пролетное строение, состоящее из пяти и более ребер таврового, двутаврового или прямоугольного поперечного сечения, объединенных в поперечном направлении диафрагмами, устанавливаемыми в нескольких сечениях по дли - коробчатое - пролетное строение, состоящее из одной или нескольких балок коробчатого сечения, объединенных плитой в поперечном направлении ; по взаимному положению осей пролетного строения и опор: - прямое - продольная ось которого пересекается осями опор под прямым углом ; - косое - продольная ось которого пересекается с осью хотя бы одной опоры под углом, отличным от прямого. Ссылка на страницу: Справочник дорожных терминов Теги: Справочник дорожных терминов | |
|
ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам
Всего комментариев: 0 | |