16:17 Справочник дорожных терминов | |
по числу очков ( одно -, двух - и многоочковые ) ; по характеру работы поперечного сечения: - безнапорные - работающие на всем протяжении неполным сечением ; - напорные - работающие на всем протяжении полным сечением ; - полунапорные - работающие вблизи входа полным сечением, а на остальном протяжении - неполным. Труба бетонная - труба, тело которой выполнено из неармированного бетона. Труба гофрированная - труба, выполненная из гофрированного металлического листа. Труба с плоской пятой - труба круглая или овоидальная, часть поверхности которой в основании имеет горизонтальный участок. 7.4. Расчет конструкций мостов и труб Автомобиль расчетный - условный автомобиль заданных размеров и массы, ранее принимавшийся для расчета мостов. Автомобиль утяжеленный - условный автомобиль в колонне расчетных автомобилей, отличающийся размерами и большей массой, ранее применявшийся для расчета мостов. Безотказность - способность объекта непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени в заданных условиях эксплуатации. Ветровой резонанс - нарастание амплитуд колебаний конструкции поперек потока воздуха, наблюдаемое при совпадении частоты срыва с конструкции вихрей ветрового потока ( вихрей Кармана ) с одной из собственных частот конструкции. Выносливость - способность материалов и конструкций сопротивляться действию повторных ( циклических ) нагрузок. Галопирование - раскачивание под воздействием ветрового потока плохо обтекаемых гибких элементов. Грузоподъемность моста - характеристика моста, определяемая максимальной временной вертикальной подвижной нагрузкой определенного вида ( например, в виде автомобиля или равномерно распределенной нагрузки с тележкой ), воздействие которой является безопасным для его несущих элементов при расчете по первому предельному состоянию. Для эксплуатируемых мостов грузоподъемность характеризуется величиной предельной массы конкретного транспортного средства. Долговечность - свойство объекта сохранять ( с учетом выполняемых работ по содержанию и ремонту ) работоспособное состояние в течение определенного времени. Характеризуется ресурсом или сроком службы. Живучесть - способность элемента или конструкции сохранять несущую способность при повреждении или разрушении отдельных частей. Износ - снижение показателей физических свойств элементов мостового сооружения ( физический износ ) или появление несоответствия сооружения возросшим за период эксплуатации требованиям к потребительским свойствам ( моральный износ ). Интенсивность нагрузки - нагрузка, приходящаяся на единицу площади или длины пролетного строения моста ( проезжей части, тротуара ). Коэффициент динамический - установленный нормами расчета коэффициент, приближенно учитывающий динамическое воздействие на пролетное строение моста движущейся временной нагрузки. Коэффициент многополосности - установленный нормами расчета коэффициент, учитывающий вероятность одновременного появления на мосту того или иного числа колонн расчетной нагрузки. Коэффициент надежности - установленный нормами расчета коэффициент, учитывающий возможность отклонения нагрузки ( коэффициент надежности по нагрузке ) или прочности материала ( коэффициент надежности по материалу ) от нормативных их значений. Коэффициент поперечной установки - доля нагрузки, приходящаяся на один элемент поперечного сечения, от полной величины временной нагрузки, действующей на сооружение. Коэффициент сплошности - коэффициент, характеризующий отношение суммарной площади элементов ( по фасаду ), составляющих сквозную конструкцию, к площади, определяемой ее контуром. Коэффициент учитывает уменьшение давления ветра на сквозную конструкцию по сравнению со сплошной. Кручение свободное - кручение, при котором в поперечном сечении стержня возникают только касательные напряжения. Кручение стесненное - кручение, при котором в поперечном сечении стержня возникают касательные и нормальные напряжения. Линии влияния поперечного воздействия нагрузки ( линия влияния нагрузки ) - поперечное сечение поверхности влияния усилий, характеризующее влияние жесткости поперечных связей пролетного строения на распределение временной нагрузки между главными балками. Линия влияния - линия, ординаты которой выражают значение усилий или перемещений в данной точке или элементе конструкции в зависимости от положения движущейся по конструкции сосредоточенной единичной силы постоянного направления. Местное действие нагрузки - действие нагрузки, которое проявляется в элементах, непосредственно воспринимающих нагрузку и передающих ее на элементы, воспринимающие общее действие нагрузки. Так, элементы ортотропной плиты проезжей части воспринимают местное действие транспортных средств и передают на главные балки пролетных строений, воспринимающие общее действие. Метод балочного ростверка - метод пространственного расчета пролетного строения моста, в котором пролетное строение железобетонных мостов рассматривается как система перекрещивающихся балок: главных по длине пролета и поперечных ( диафрагм ) поперек пролета ; плита проезжей части вводится в состав сечения балок. Метод внецентренного сжатия - метод построения линии влияния поперечного воздействия нагрузки на какую - либо балку пролетного строения, рассматриваемого как жесткий брус, деформации которого под нагрузкой складываются из вертикального равномерного перемещения всех балок поперечного сечения и их поворота на один и тот же угол относительно продольной оси пролетного строения моста. Метод ортотропной плиты - метод пространственного расчета пролетного строения, в котором в качестве его расчетной схемы принята плита с разными жесткостями во взаимно перпендикулярных направлениях. Метод перемещений - метод расчета статически неопределимой системы, в котором в качестве неизвестных принимают перемещения. Метод пространственного расчета - метод расчета пролетного строения моста, в котором при определении напряжений и деформаций в элементах и частях сооружения исходят из рассмотрения всей конструкции, как одного пространственного целого, с учетом взаимозависимости и взаимодействия всех ее частей. Метод рычага - метод построения линии влияния поперечного воздействия нагрузки на какую - либо балку пролетного строения, в котором поперечные балки рассматриваются как разрезные на упруго оседающих опорах. Метод сил - метод расчета статически неопределимой системы, в котором в качестве основных неизвестных принимают силы. Метод смешанный - метод расчета статически неопределимой системы, в котором в качестве основных неизвестных принимают частично силы и частично перемещения. Метод упругих опор - метод построения линии влияния поперечного воздействия нагрузки на какую - либо балку пролетного строения, в котором поперечные балки рассматриваются как неразрезные на упруго оседающих опорах. Момент изгибающий - момент системы сил, лежащих по одну сторону сечения относительно его центра тяжести, заменяющий в данном поперечном сечении действие отброшенной части. Момент крутящий - момент системы сил относительно оси стержня, заменяющей в данном поперечном сечении действие отброшенной части. Нагрузка автомобильная - определяемая нормами нагрузка для расчета автодорожных и городских мостов в виде сосредоточенных грузов и полос равномерно распределенной нагрузки. Нагрузка ветровая - определяемая нормами расчета нагрузка на сооружение, создаваемая давлением ветра. Нагрузка гусеничная - нагрузка на автодорожные и городские мосты в виде машины на гусеничном ходу, определяемая нормами расчета с указанием полной массы и размеров площади ее распределения на ездовом полотне. Нагрузка динамическая - нагрузка, характеризующаяся быстрым изменением во времени ее значения, направления или точки приложения и вызывающая в элементах конструкции значительные силы инерции. В расчетах пролетных строений динамическое воздействие нагрузки учитывают приближенно введением динамического коэффициента. Нагрузка дополнительная ( прочая ) - определяемая нормами расчета нагрузка, действие которой рассматривается одновременно с действием основных нагрузок - давление льда, ветра, нагрузка от навала судов, воздействие морозного пучения, сейсмическое воздействие и т. п. Нагрузка колесная - состоит из одной или нескольких машин на колесном ходу с указанием их массы и распределением ее по осям машин. Рассматривалась старыми нормами расчета как нагрузка для автодорожных и городских мостов. Нагрузка критическая - наименьшая нагрузка, при которой происходит потеря устойчивости конструкции. Нагрузка монтажная - вид временной нагрузки от средств механизации, различных обустройств и т. д., действующей только в период строительства сооружения. Нагрузка постоянная - нагрузка, которая при расчете конструкции принимается действующей постоянно ( собственная масса, давление грунта, воздействие предварительного натяжения и т. п.). Нагрузка предельная - нагрузка, соответствующая первому или второму предельным состояниям конструкции. Нагрузка равномерно распределенная - распределенная нагрузка постоянной интенсивности на единицу длины ( площади ) поверхности. Нагрузка расчетная - устанавливаемая нормами расчета нагрузка, на которую рассчитывают сооружение. Принимают равной произведению нормативной нагрузки на коэффициент надежности по нагрузке. Нагрузка тормозная - продольная горизонтальная нагрузка, возникающая при торможении на мосту движущейся нагрузки. Нагрузка эквивалентная - условная, равномерно распределенная по длине сооружения нагрузка, действие которой вызывают в рассматриваемом сечении конструкции усилия, равные усилиям от действительной нагрузки. Нагрузка эксплуатационная - подвижная нагрузка, имеющая место на сети дорог в рассматриваемый период времени. Надежность - свойство объекта выполнять заданные функции в течение требуемого промежутка времени. Нормальная эксплуатация - эксплуатация, осуществляемая без ограничений в соответствии с предусмотренными в нормах или заданиях на проектирование технологическими условиями. Обкатка - одна из процедур обследования или испытания мостов, проводимая для проверки поведения моста под воздействием обращающихся на данной линии или дороге наиболее тяжелых нагрузок. Осмотр - операция, выполняемая визуально при наблюдении за сооружением с целью определения его технического состояния. Отказ сваи - средняя величина ( в см ) погружения в грунт забивной сваи от одного удара молота в залоге за 10 ударов, а при вибропогружении - величина ( в см ) погружения сваи в грунт от работы вибропогружателя за 1 минуту. Площадка грузовая - площадка на плите проезжей части, на которую передается воздействие колеса автомобиля, принимаемая с учетом распределения его одеждой ездового полотна. Подъем строительный - небольшой выгиб вверх, создаваемый в процессе изготовления конструкций, обеспечивающий достижение ими проектной формы при действии эксплуатационных нагрузок. Прогиб ( выгиб ) - перемещение элементов пролетного строения в плоскости действия нагрузки относительно уровня опорных сечений вниз ( вверх ). Прочность длительная - прочность материала, находящегося длительное время в условиях ползучести. Распор - горизонтальная составляющая опорной реакции, возникающая в распорных системах ( арочных, рамных, висячих ). Расчет по предельным состояниям - расчет, гарантирующий сооружение от наступления того или иного предельного состояния ( по прочности, деформации или трещиностойкости ). Расчетная схема сооружения - условная схема со всеми исходными параметрами, необходимая для расчета с целью определения напряженно - деформированного состояния сооружения. Сейсмостойкость - способность зданий и сооружений противостоять сейсмическим воздействиям без потери эксплуатационных качеств. Сила поперечная - сила, направленная поперек оси стержня. Сила продольная - сила, направленная вдоль оси стержня. Система безраспорная - система, в которой вертикальная нагрузка вызывает только вертикальные опорные реакции. Система распорная - система, у которой вертикальная нагрузка вызывает наклонные опорные реакции. Система, статически неопределимая - геометрически неизменяемая система, содержащая связи, реакции которых при заданной нагрузке могут быть найдены лишь при совместном рассмотрении условий статики и условий, характеризующих деформацию данной системы. Система, статически определимая - геометрически неизменяемая система, в которой реакции всех связей при любой статической нагрузке могут быть найдены из условий статики. Состояние предельное - состояние конструкции, при котором: 1) ее дальнейшая эксплуатация недопустима ( первая группа предельных состояний ) вследствие возможной полной потери несущей способности ( прочности, устойчивости, выносливости ) или развития существенных пластических деформаций ; 2) дальнейшая нормальная эксплуатация затруднена ( вторая группа предельных состояний ) вследствие появления недопустимых деформаций ( прогибов, осадок, колебаний, перемещений или чрезмерного развития трещин ). Сочетание нагрузок дополнительное - сочетание нагрузок, устанавливаемое нормами расчета, в котором совместно с одной или несколькими основными нагрузками включаются ветровая, ледовая, тормозная и другие нагрузки, кроме сейсмической и строительной нагрузок. Сочетание нагрузок основное - устанавливаемое нормами расчета сочетание нагрузок, включающее одну или несколько нагрузок: постоянные, временные, давление грунта и др. Сочетание нагрузок особое - установленное нормами расчета сочетание нагрузок, включающее сейсмическую или строительную нагрузку совместно с другими нагрузками ( основными и дополнительными ). Сочетание нагрузок расчетное - совокупность постоянных и временных нагрузок, соответствующая экстремальным значениям вычисляемых усилий или перемещений. Схема сооружения расчетная - упрощенное контурное изображение сооружения, вводимое в расчет. Узел жесткий - узел соединения элементов конструкции, в котором концы всех стержней соединены между собой жестко. Узел шарнирный - узел соединения элементов конструкции, в котором концы всех стержней соединены между собой при помощи шарового или цилиндрического шарнира. Усталость - изменение состояния материала в результате многократного ( циклического ) нагружения, приводящее к его прогрессирующему разрушению. Устойчивость основания - способность основания сооружения выдерживать приложенную нагрузку без возникновения незатухающих перемещений. Факторы опасности - показатели и параметры, характеризующие возможность возникновения опасных природных и техногенных воздействий и интенсивность их проявления. Флаттер ( изгибно - крутильный ) - быстро нарастающие во времени самовозбуждающиеся колебания, сочетание изгибных и крутильных колебаний конструкции под воздействием ветра. Хладостойкость - способность материалов, элементов, конструкций и их соединений сопротивляться хрупким разрушениям при низких температурах окружающей среды. 7.5. Мостовые переходы. Расчет отверстий мостов и труб Балка - овраг, переставший расти вследствие его уположения и образования растительного покрова на его склонах. Бассейн ( площадь водосбора ) - территория, с которой стекает вода к сооружению от выпадающих ливней и снеготаяния. Вал прирусловой - возвышенная гряда вдоль берега русла, образовавшаяся из руслоформирующих и нерусловых наносов в процессе естественного руслоформирования. Водораздел - граница между бассейнами, т. е. линия на местности, от которой вода стекает в противоположные стороны. Водосбор малый - бассейн с площадью до 100 км 2. Габион - конструкция в виде заполненного камнем ящика из металлической сетки ; предназначается для защиты русла реки от размывов, устройства регуляционных и берегоукрепительных сооружений ; имеет обычно форму параллелепипеда длиной 3-5 м, шириной 1-5 м, высотой 1 м. Различают габионы коробчатого, цилиндрического и коврового типов. Гидрограф - график хода расхода воды во время паводка ( половодья ) для данного створа реки. Гидроствор - поперечное сечение долины реки, в котором производят гидрометрические работы в паводки ( половодья ). Оформляют в виде чертежа поперечного сечения реки. Глубина бытовая - глубина в русле или на пойме до стеснения потока сооружениями мостового перехода. Глубина размыва - разность глубин после размыва и до него. Ссылка на страницу: Справочник дорожных терминов Теги: Справочник дорожных терминов | |
|
ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам
Всего комментариев: 0 | |