18:00 Справочник терминов | |
ЛИЛИ – согласно Младшей Эдде, так называются дружинники. ЛИНДЧЁПИТ (старошв.) – "дружеская попойка" в честь завершения сделки. Термин несколько раз встречается в "Бьёркаэттен". ЛИОНГАТИНГ – ландстинг Эстеръётланда. ЛИСПУНД – мера веса, равная 8 1/3 кг. ЛОКОТЬ ИСЛАНДСКИЙ – мера длины, равнялся 18 дюймам. ЛОПАРИ – другое название саамов. ЛУГАЗ (букв. "вода") – двадцать первая руна футарка, руна воды и магии. ЛУР – скандинавский духовой музыкальный инструмент. Появился в бронзовом веке, по-видимому, в Дании. Отливка подобного произведения была чрезвычайно сложным процессом, выполнявшимся по методу "вытапливание воска": требуемую деталь вылепляли из глины, наносили на ней слой воска, а затем покрывали еще одним слоем глины; бронзовые булавки не позволяли двум глиняным частям соприкоснуться, когда воск вытапливался и вытекал через отверстия во внешней литейной форме. Затем в пустое пространство заливалась расплавленная бронза, и, когда все это остывало, глиняные формы оббивали или срезали с бронзы. Луры отливали по частям, отдельно изготавливались также цепь и подвесные пластины. Разрозненные части трубы соединялись, и нужно было следить за тем, чтобы металл колец, использовавшихся для их скрепления, обладал меньшей температурой плавления, чем материал труб. Для того, чтобы лур был удобнее в употреблении, нижняя часть слегка отделялась, а собрать и закрепить вместе обе половины можно было с помощью простого приспособления. Ремесленнику для изготовления этих луров требовался поразительно высокий уровень технического мастерства и колоссальный объем знаний по металлургии. Тембр лура отличается мягкостью и звонкостью, и его можно сравнить со звучанием современных больших духовых инструментов. Круглая пластина у раструба лура украшена, часто кольцом рельефных орнаментов, разделенных концентрическими кругами. Маленькие подвесные пластины, прикрепленные к раструбу с помощью множества маленьких петель, дополняли звучный голос лура своим резким звяканьем. Лит.: О. Клиндт-Йенсен. Дания до викингов. ЛЬОДАХАТТ – скальдический размер, в котором к долгой строке, включающей четыре ударных слога, из которых три аллитерируют, добавляется непарная строка, имеющая свою аллитерацию на двух, трех, иногда даже четырех ударных слогах. Применяется в эддической песни "Речи Высокого". ЛЬОНЫ – согласно Младшей Эдде, те, кто мирят людей. М МАДЖУС – см. мадхус. МАДХУС, маджус, ал-маджус – арабское название викингов. МАЛАХАТТ – скальдический размер, в котором в строках используется пять (или более) ударных слогов; также размер, построенный на преобладании отягощенных строк, или более свободную и, следовательно, допускающую отягощения ритмическую разновидность форнюрдислага. Применяется в эддической песни "Гренландские Речи Атли". Название восходит к "Перечню размеров" Снорри. МАННАЗ (букв. "мужчина", "человек") – двадцатая руна футарка, руна судьбы. МАННГЁРД – три усадьбы, выставлявшие для флота одного человека в лейданг, в то время как другие при необходимости следили за его хозяйством. Иногда в ополчение шли два человека. Служили в первую очередь неженатые мужчины, но если их недоставало, то обязаны были пойти хозяева, в усадьбах которых имелись помощники. Однако могла возникнуть потребность в еще большем количестве людей, и тогда во флот должны были пойти также и хозяева, не имевшие помощников. В более поздней редакции "Законов Гулатинга" устанавливалась новая норма, по которой служить во флоте должен был каждый седьмой человек. МАННСЛУТР – "надел свободного человека", который получил каждый из людей Ролана, когда тот стал герцогом Нормандии в 912 г. МАНСЁНГ – скальдический жанр, находящий формальное выражение в драпе или отдельной висе, с доминирующей прагматической (восходящей к магической) функцией и содержанием, обусловленным выражением (или констатацией) скальдом его чувства к женщине; любовное обращение. МАРА – ведьма, душащая спящих. Фактически – оборотень. МАРКА В НОРВЕГИИ – денежная единица, марка золота весила около 215 г и делилась на 8 эйриров или 240 пеннингов. На марку можно было купить трех-четырех коров. Способными платить "денарий святого Петра" (налог в пользу папства) считались лица, которые обладали имуществом в три марки. В XI в. в золотые монеты стали подмешивать медь или чеканить монеты неполного веса. В результате в обращении находились монеты двух сортов. МАРКА В ШВЕЦИИ – 1) мера веса, величина которой была различна в разных местах Швеции: в Стокгольме она равнялась 208,612 (или 207,2) г, в Скаре – 214,747 (или 213,3) г и в Упсале – 218,31 г. Единицами марки были эре и эртуги. 1 марка = 8 эре = 24 эртугам; 2) серебряная монета, первоначально соответствовавшая 1 весовой марке чистого серебра. Однако монет такого достоинства чеканилось мало, и в обращении были более мелкие серебряные монеты – эре, эртуги и (чаще всего) пеннинги. Одной шведской марке соответствовали 8 эре, 24 эртуга и 192 пеннинга; 3) счетная единица, использовавшаяся при купле-продаже в связи с порчей монет и все большим отклонением их весового содержания от полноценной серебряной монеты – марки. В ее основе лежала стоимость 1 весовой марки чистого серебра. 1 счетная марка равнялась соответственно 8 эре, 24 эртугам и 192 пеннингам. МАРКАМАНН – жители пограничных со Швецией лесов, синоним преступных, вне закона стоявших людей, мятежников. МАРКЛАИГИ – земельная мера на Готланде, где до XVIII в. землю измеряли в марках. Земля в 1 марклаиги, будучи сданной в аренду, приносила 1 марку дохода в год. МАРКЛАНД – оценка пахотной земли в большинстве областных законов. Есть несколько точек зрения по вопросу о принципах такой оценки: а) пахотная земля, за которую ежегодно платилась арендная плата в 1 марку серебром (К. Шлютер); б) пахотная земля, за которую платился налог в 1 марку серебром (С. Лённрот); в) пахотная земля, за которую родственники платили при покупке земли у родственника "справедливую цену" в 1 марку серебром (Ж. Сандстрём); г) пахотная земля, на которой можно было посеять зерно ценой в 1 марку серебром (Г. Хафстрём). То же самое касается и других оценок земель: эресланда, эртугесланда, пеннингсланда. МАРКТАЛЬ – денежная оценка, определенное количество марок. МЁД ПОЭЗИИ – священный напиток, дарующий мудрость и поэтическое вдохновение. История его изготовления и добывания Одином изложена в "Младшей Эдде". При заключении мира после войны асов и ванов боги совершали ритуальное смешение слюны в чаше, а затем сделали из нее мудрого человечка по имени Квасир. Цверги Фьялар и Галар зазвали Квасира в гости и убили его, а из его крови, смешанной с пчелиным медом, приготовили в трех сосудах – Одрёрир (букв. "приводящий дух в движение"), Сон ("кровь") и Бодн мед поэзии. Затем карлики зазвали к себе и убили великана Гиллинга и его жену. Чтобы откупиться от Суттунга, сына Гиллинга, им пришлось отдать ему мед поэзии. Суттунг поставил свою дочь Гуннлёд сторожить мед в скале Хнитбьёрг. Один, стремясь завладеть медом поэзии, устроил так, что работники Бауги, брата Суттунга, передрались из-за точила и поубивали друг друга, после чего Один поступил вместо них в услужение Бауги, испросив вместо оплаты за службу глоток меда. Суттунг не принял их договора, и Один заставил Бауги пробуравить скалу Хнитбьёрг, после чего в обличье змеи пролез в просверленную дыру, провел три ночи с Гуннлёд и с ее разрешения осушил тремя глотками все три сосуда с медом. Затем, превратившись в орла, Один улетел в Асгард, где выплюнул весь мед в чашу. Мед Суттунга таким образом достался асам и "…тем людям, которые умеют слагать стихи". По другой версии, Один получил этот напиток от великана Бельторна после того, как 7 дней провисел на ясене Иггдрасиль, пронзенный собственным копьем. МЁТЕ – сословные собрания, на них съезжались дворяне, магнаты или духовенство. МОРАСТЕН – священный камен на лугу Мура (Мора), где проходил моратинг. На него с древнейших времен обычно поднимали вновь избранных шведских королей. МОРАТИНГ, иногда мулатинг – тинг, собиравшийся недалеко от Уппсалы, здесь происходили выборы короля. МУНД – свадебный дар. МУРМАН – норвежец. Н НАЙМИТЫ – неимущие и малоимущие лица (все имущество которых, согласно "Ландслагу", стоило менее 3 марок), обязанные работать по найму у других хозяев. НАЛОГ ПОДДАННИЧЕСКИЙ – возмещение, которое убийца платит королю из своего имущества. НАУДИЗ (букв. "нужда") – десятая руна футарка, руна принуждения. НИБЕЛУНГИ – мифический род карликов, обладателей несметных сокровищ, включая волшебное золотое кольцо. Это кольцо было способно умножать богатство, но в то же время несло гибель его обладателю. Возможно, термин происходит от названия бургундской королевской династии, сказочное богатство которых породило множество мифов и сказаний. Среди них – знаменитый немецкий эпос "Песнь о Нибелунгах", "Старшая Эдда" и "Сага о Вёльсунгах". НИД – скальдический жанр, находящий формальное выражение в драпе или отдельной висе, с доминирующей прагматической (восходящей к магической) функцией и содержанием, обусловленным выражением скальдом хулы в адрес соперника или врага; хулительная песня. НИДИНГ – вероломный, бесчестный человек, раб. НИКСЫ – духи, которые стерегут водные пути. НИССЕ – домашние духи, выполняющие домашнюю работу. НОВООБРАЗОВАНИЕ – прием, состоящий в согласованном употреблении кеннингов в пределах скальдической строфы, который прежде всего предполагает варьирование одной и той же модели инвариантного кеннинга, выступающего в качестве наименования ее главного действующего лица. Результатом использования этого приема является создание целостного метафорического образа. Описание новообразования дается в "Перечне размеров". НОК, нор, нир, нек (швед.), хникур (исл.) – существо, обитающее в реках и озерах, иногда во фьордах. Ежегодно требует человеческих жертв, и потому в омутах, где обитает нок, каждый год гибнет хотя бы один человек. Обладает способностью превращаться во все, что угодно. НОРВЕЖЦЫ – северогерманский народ, коренное население Норвегии. Количество норвежцев в мире составляет около пяти миллионов человек. НОРМАННСКАЯ ТЕОРИЯ – направление в изучении истории России, сторонники которого считают скандинавов (норманнов) основателями русского государства. Тезис о "призвании варягов" лег в основу теории о неспособности славян и, прежде всего, русских к самостоятельному государственному творчеству и вообще развитию без культурно-интеллектуальной помощи. Норманнская теория была впервые сформулирована немецкими учёными, работавшими в России по приглашению Петербургской АН во времена правления Анны Ивановны (вторая четверть XVIII в.), – Г. З. Байером, Г. Ф. Миллером и чуть позже приехавшим в Петербург А. Л. Шлецером. Описывая историю создания русского государства, они основывались на легендарном рассказе летописца из Повести Временных лет о призвании славянами на Русь варяжского конунга Рюрика, который и дал имя первой русской княжеской династии (Рюриковичи, IX-XVI вв.). М. В. Ломоносов, современник Байера, Миллера и Шлецера, усмотрел в выдвинутой ими теории враждебный России политический смысл и указал на ее научную несостоятельность. Он не отрицал достоверности летописного рассказа, но полагал, что под "варягами" (норманнами) следует понимать племена готов, литовцев, хазар и многих других народов, а не одних лишь шведских викингов. В XIX в. норманнская теория приобрела в официальной русской историографии XVIII-XIX вв. характер основной версии происхождения русского государства. Норманистами были Н. М. Карамзин и многие другие историки его времени. В 60-х гг. XIX в. обострившаяся борьба между норманистами и антинорманистами, в конце концов, увенчалась победой первых. В советской исторической науке вопрос о том, как было создано древнерусское государство, о верности или ложности норманнской теории приобрел политическое значение. Историки, изучавшие древнейший период русской государственности, были обязаны дать "ожесточенный отпор реакционной буржуазии, пытающейся очернить далекое прошлое русского народа". Тем не менее, норманисты, особенно те, что работали над изучением истории древнерусского государства в зарубежных университетах, не сдавали позиций. Находя норманнские элементы в организации административно-политического управления, социальной жизни, культуры, норманисты старались подчеркнуть, что они были решающими в определении характера того или иного социального явления. На сегодня вопрос о происхождении русского государства окончательно так и не прояснен. Полемика норманистов и антинорманистов временами возобновляется, но из-за нехватки данных многие современные исследователи стали склоняться к компромиссному варианту, возникла умеренно-норманистская теория. Согласно ей, варяги оказали серьезное влияние на древних славян, но, будучи малочисленными, быстро усвоили славянский язык и культуру своих соседей. Лит.: В. В. Мавродин. Борьба с норманизмом в русской исторической науке; Х. Ловьмянский. Русь и норманны; С. А. Гедеонов. Варяги и Русь. НОРМАННЫ, нордманны – общее название народов Скандинавии (особенно Норвегии), принятое в Зап. Европе, позже – морские разбойники. НОРНЫ – низшие женские божества, определяющие судьбу людей при рождении. В "Прорицании Вёльвы" и "Младшей Эдде" названы три норны – Урд (в переводе "судьба"), Верданди ("становление") и Скульд ("долг"). Норны определяют судьбу людей, вырезая руны. Они живут у источника Урд среди корней ясеня Иггдрасиль, Мирового Древа и Древа Судьбы. Ежедневно норны опрыскивают ясень взятой из источника влагой. НУОДЛИНГИ – рабы, преимущественно фостре, которых сажали на новину. НЭМНД – жюри присяжных, которое назначал из числа присутствовавших на тинге херадсхёвдинг или лагман. Как правило, нэмнд состоял из 12 человек и поэтому часто называется в областных законах Швеции "двенадцать человек". Первоначально для каждого дела назначался особый нэмнд. Позднее нэмнд стал назначаться на весь период тинга для рассмотрения всех дел. Присяжные должны были быть правдивыми и честными людьми, не родственниками и не сторонниками или противниками тяжущихся сторон. Первоначально каждая из сторон должна была "одобрить" и иногда даже назначить половину нэмнда. Нэмнд, выслушав доказательства сторон, после совещания выносил под присягой оправдательный или обвинительный вердикт. Присягать должны были все члены нэмнда. Первоначально решение нэмнда должно было быть единогласным, позднее оправдательный или обвинительный вердикт выносился большинством голосов. В случае обвинительного вердикта судья выносил приговор в соответствии с законами и обычаями данной лагсаги. О ОДАЛЬ – неотчуждаемая земельная собственность, унаследованная от предков. Надо иметь ввиду, что понятие "одаль" отнюдь не тождественно понятию "собственность". Например, одалем в Трёндалаге становилось только такое земельное владение, которое находилось в обладании трех последовательно сменявшихся наследников – родственников с отцовской стороны в непрерывной нисходящей линии и перешло к четвертому, – в его руках земля приобретала качество одаля. В Вестланде же одалем считали землю, переходившую по наследству в составе одной семьи на протяжении шести поколений. В постановлении о закладе земли предписывалось, что если человек, заложивший свою землю, не возвращал ссуженных ему под ее обеспечение денег, то кредитор мог добиться на тинге передачи этой земли ему в собственность; в случае если согласие на эту передачу будет выражено всеми участниками тинга, "земля будет принадлежать ему столь же полно, как и его собственный одаль" ("Законы Фростатинга", XII, 2). Одаль не подвергался при наследовании разделу, не передавался, как правило, в руки женщин. Он не являлся собственностью одного лица – главы семейства, но принадлежал коллективу сородичей и первоначально был основой хозяйства большой семьи. При продаже своего одаля продавец в первую очередь должен был обратиться к родственникам, которые могли выкупить эту землю. Если же тот, кто купил одаль, решил его продать, он должен был в первую очередь предложить его лицу, владевшему правом на этот одаль. Прежний владелец в течение длительного срока времени (по меньшей мере, 20 зим) сохранял право выкупить землю обратно. Одалем считались весьма различные по своему происхождению земельные владения. В "Законах Гулатинга" дан целый перечень видов земельных владений, которые надлежало считать одалем, причем их круг был явно расширен. "Нужно перечислить, какие земли должны считаться одалем. Первое – земля, которая переходит от человека к человеку на протяжении поколений. Второе – земля, которая отдана в счет уплаты вергельда. Третье – наследство, полученное от подопечного. Четвертое – почетный дар. Пятое – земля, полученная от короля в качестве дара за гостеприимство. Шестое – земля, полученная в виде вознаграждения за прокормление. Седьмое – если землю одаля обменяли на другое владение. Эти [виды земельных владений] должны передаваться по наследству как одаль, а также все земли, поделенные между братьями и сородичами; а все другие – как купленные". Лит.: А. Я. Гуревич. Норвежское общество в раннее средневековье. ОДАЛЬБОНД – см. одальман. ОДАЛЬМАН, одальбонд – "могучий бонд", человек, обладавший большой земельной собственностью. ОДЕЛЬСТИНГ (совр.) – часть парламента Норвегии – стортинга. Избранный населением парламент из числа своих депутатов избирает 1/3, которая образует лагтинг, остальные депутаты образуют одельстинг. ОТИЛАН (букв. "одаль") – двадцать четвертая руна футарка, руна разделения. ОТТИНГ – часть селения, определенный участок земли. П ПАПАРЫ – ирландские отшельники, обитавшие в Исландии до прихода викингов; викинги выгнали их с острова. ПЕННИНГ – денежная единица, равная 1/240 марки или 1/30 эйрира. ПЕННИНГ БЕЛЫЙ – денежная мера на Готланде, равняется 2 эртугам. ПЕННИНГ ГОТЛАНДСКИЙ – денежная мера на Готланде, равняется 1 эртугу. ПЕННИНГСЛАНД – участок земли, стоимость посеянного зерна на котором оценивалась в 1 пеннинг. ПЕННИНГСТАДГ – денежный указ 1413 г., изданный датским королем в Швеции. Согласно этому указу, налоги должны были взиматься в строго фиксированном размере и только в денежной форме. ПЕРТО (букв. "плодовое дерево") – четырнадцатая руна футарка, руна решения. ПЛАЩЕВИКИ – прозвище, которое берестеники дали сторонникам Магнуса сына Эрлинга (1162-1184). Связано, по-видимому, с тем, что конунга в борьбе против Сверрира поддерживало духовенство, представители которого носили плащ без рукавов. В "Саге о Сверрире" в гл. 41 дается другое происхождение прозвища: "Однажды на востоке в Вике случились, что умерла одна ветхая старуха и от нее ничего не осталось, кроме плаща, а в этом плаще нашли много серебра, оно было зашито в нем. Когда люди Магнуса конунга узнали об этом, они взяли и сожгли плащ, а серебро поделили между собой. Узнав об этом, берестеники стали называть их плащевыми наследниками, или плащевиками". ПОЛУКЕННИНГ – кеннинг, представленный лишь одним из компонентов, а именно "основой". ПРАВО ЛЕЙДАНГА – особое право в военное положение, каравшее преступника вдвое большими штрафами по сравнению с законами области и требовавшее вдвое меньше клятв и свидетельств для обвинения и оправдания. Дело разбирали члены экипажа корабля под председательством стюримана. Штрафы делились на три части между стюриманом, истцом и всеми членами экипажа. ПРИКАЗ-ПАЛОЧКА – деревянная палочка в Швеции иногда с вырезанным на ней (часто руническими знаками) текстом приказа, иногда без такового, но имевшая определенную, символическую форму (например, приказ-палочка в форме стрелы означала приказ участвовать в облаве на преступника). Посредством таких приказов-палочек власти – король, лагманы и херадсхёвдинги – передавали народу экстренные приказы. Получатель палочки-приказа обязан был незамедлительно передать ее в соседнюю усадьбу или деревню. От этой повинности освобождались фрэльсисманы и члены их семей, а также вдовы, сыновья которых не достигли пятнадцатилетнего возраста. ПРЯДЬ – короткий рассказ. Р РАЙДО (букв. "путешествие") – пятая руна футарка, руна пути, дороги. РАУМЫ – жители фюлька Раумарики. РЁСТ – мера исчисления расстояния на суше, соответствующая одному переходу между двумя остановками для отдыха. Расстояние не измерялось, оно угадывалось приблизительно. Естественно, что рёст при передвижении по гористой местности был короче, чем на равнине. РИББАЛЬДЫ – наемные солдаты, преимущественно английские лучники, присланные Иоанном Безземельным на помощь норвежскому конунгу Сверриру для подавления мятежей. Они учинили полный разгром в Теламёрке, не щадили ни женщин, ни детей. После этого слово стало употребляться в качестве синонима разбойников. РИББУНГИ (букв. "грабители, разбойники") – крестьянское движение, действовавшее на территории Норвегии в 1220-1227 гг. РИГСДАГ – название парламента в Дании в 1849-1953 гг. РИДДАРИ – профессиональный воинский контингент, рыцари. РИКИ – 1) мелкое королевство; 2) округ, на который распространялась власть лендрманна. РИКСДАГ – 1) представительный сословный орган в Швеции, первый риксдаг был созван в 1435 г.; 2) (совр.) высший законодательный орган в Швеции. Состоит из 349 депутатов, избираемых населением на 3 года по пропорциональной системе представительства. Избирательное право предоставлено всем гражданам, достигшим 18 лет. Риксдаг принимает законы, бюджет, устанавливает налоги и сборы, займы, ратифицирует международные договоры, избирает премьер-министра и утверждает состав правительства, избирает постоянные комиссии, финансовых ревизоров, омбудсменов. РИКСМЁТЕ – сословное собрание, на которое собирались все господа государства. РИКСРОД – аристократический государственный совет в Дании и Швеции. РИМЫ (букв. "песнь") – послесредневековые исландские стихи, возникшие в XIII-XIV вв. и пришедшие на смену скальдической поэзии. Римы – жанр метрический, где рима, предваренная кратким любовным стихотворением, соотносится с главой прозаического рассказа. Римы имеют строфическую форму, чаще всего это четверостишие, встречаются также двустишия и трехстишия. В скором времени римы превзошли сложностью и артистичностью даже скальдическую поэзию. РОДМАН – член городского совета в Швеции. РОРЕ-ТРОЛЬД – вид троллей. РУМ – пространство между скамьями гребцов на корабле. РУНИЧЕСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ – письменность, которой пользовались германские и скандинавские народы, в основном в I тысячелетии н. э. До последних двух десятилетий время возникновения рунического письма определялось рубежом II-III вв. – первой половины III в. Основанием для этого служили археологические датировки предметов, на которых были выявлены надписи, в первую очередь из погребений. Древнейшими памятниками рунической письменности считались надписи на предметах вооружения и на украшениях. Однако в 1970-80-х гг. в долине реки Иллеруп (Дания) были сделаны сенсационные находки с надписями, одна из которых датируется первой четвертью I в. Хотя бесспорных доказательств "рунической" принадлежности этой надписи выявлено не было, есть большая вероятность того, что надпись выполнена германскими рунами. Эта находка подтверждается Корнелием Тацитом, который писал о германских жрецах, наносящих знаки на деревянные плашки и предсказывавших по ним будущее. Первоначально считалось, что те знаки, о которых упоминает Тацит, должны рассматриваться лишь как прообразы рунического письма. Еще более радикальную передатировку предприняли Р. Моррис и Э. Антонсен, которые отнесли возникновение рунического письменности ко времени существования протогерманского языка, т. е. к I тысячелетию до н. э., но их предположение, во всяком случае пока, не подтверждено находками. Принятые же сейчас датировки старшерунических памятников принадлежат археологу Г. Янкуну и основываются на определении археологических материалов по хронологии, разработанные для римского времени Г. Эггерсом. Однако хронология Г. Эггерса, принятая с уточнениями и поправками большинством археологов, требует, по мнению Е. Мельниковой, определенного пересмотра. Поэтому не исключено, что некоторые из предметов с надписями, которые были отнесены Г. Янкуном к III-IV вв., окажутся более ранними. Общепризнано, что руническое письмо возникло на основе южноевропейского алфавита (или алфавитов) и зародилось в областях, где мигрирующие германские племена соприкасались с античным миром. По-видимому, исходным образцом послужил латинский или греческий курсивный алфавит, или оба – для разных рун. Существует несколько гипотез относительно создателей рунической письменности. К. Марстрандер предположил, что североиталийский алфавит переработали маркоманы; В. Краузе считал, что руны возникли на основе этрусского алфавита; Э. Мольтке выдвинул гипотезу о происхождении рунического письма на основе латинского алфавита в северогерманско-датском регионе, а его создателями он видел герулов. Есть также "готская" версия происхождения рун, но в связи с находками в Ютландии, она не выдерживает критики. Лит.: Е. А. Мельникова. Скандинавские рунические надписи. Ссылка на страницу: Справочник терминов Теги: Справочник терминов | |
|
ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам
Всего комментариев: 0 | |