Главная » ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК


20:33
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЛЕСТНИЦА - вертикаль преемственно связанных учреждений,
сопровождающих человека на различных стадиях его жизненного цикла. Одна из
ключевых проблем, стоящих перед разработчиками концепции непрерывного
образования, состоит в определении оптимального числа и характера ступеней
учебной деятельности с учетом интересов и потребностей человека в различные
периоды его взрослой жизни.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА - образ замыслов и действий общественных
движений и органов центральной и местной власти по отношению к функционированию
и развитию системы образования в целом или ее отдельных частей. Складывается из
трех элементов: а) содержания господствующей и альтернативной идеологии; б)
характера существующего законодательства об образовании и выдвигаемых
законодательных инициатив; в) общей направленности повседневной организаторской
и управленческой деятельности.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ — комплекс целенаправленно создаваемых и
предлагаемых населению возможностей для приобретения определенных знаний и
умений, для удовлетворения тех или иных образовательных потребностей. Термин
заимствован из экономической теории, где бытовые, транспортные и иные услуги
рассматриваются в одном ряду с другими результатами труда, имеющими форму
товара и являющимися предметом купли—продажи. Поскольку образовательная
деятельность сориентирована на развитие человека, который ни при каких
оговорках не может выступать в качестве ее цели, способы достижения целей самой
образовательной деятельности и ее результаты недопустимо интерпретировать в
терминах товарного производства и рыночной экономики. В то же время необходимо
оттенить чисто экономическую сторону этой деятельности, связанную с
воспроизводством рабочей силы. По своим целям и содержанию образовательные
услуги подразделяются на три вида: а) ориентированные на потребности рынка
труда — профессиональные; б) ориентированные на потребности развития
организаций и социальных общностей — социальные; в) ориентированные на
потребности развития человека — социально-культурные.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ВАУЧЕР — денежный документ в виде обеспеченной ценной
бумаги, выдаваемой лицу от имени государства; сумма, указанная в нем, может
быть израсходована исключительно на оплату образовательных услуг того или иного
вида. Используется в странах с высоким уровнем платности образования как
средство расширения его доступности широким слоям населения.

ОБУЧЕНИЕ — двусторонняя деятельность передачи и приобретения знаний,
умений, навыков, качеств и нравственных ценностей.

ОБУЧЕНИЕ НА ДОМУ — передача знаний и формирование некоторых умений у лиц,
находящихся в обстановке повседневного бытового окружения. Термин употребляется
в двух основных значениях! а) обучение через средства массовой коммуникации, в
том числе по телефону; б) педагогическая работа с лицами, не могущими посещать
образовательные учреждения по состоянию здоровья, в том числе с теми, кто
намеревается освоить специальность, позволяющую стать надомником.

ОБУЧЕНИЕ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ — профессиональное обучение в условиях обычной
трудовой ситуации. Может составлять весь процесс обучения или комбинироваться с
занятиями, проводимыми в других условиях.

ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА — совокупность мероприятий, осуществляемых
администрацией учреждения или предприятия в целях повышения эффективности труда
его работников. Сориентировано на углубление понимания ими своих задач,
обогащение компетентности в сфере профессиональных обязанностей, на расширение
осведомленности в вопросах права, экономики, социальных отношений.

ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ (РАЗВИВАЮЩЕЕ) ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ — образование,
удовлетворяющее потребности индивида в своем развитии, в поддержании здоровья,
в содержательном проведении досуга.

ОБЩЕСТВО «ЗНАНИЕ» — общественная научно-просветительская организация,
созданная в 1948 г. в целях широкой пропаганды и распространения политических и
научных знаний среди населения. Основным видом деятельности является лекционная
работа, а также проведение диспутов, семинаров, «круглых столов» по актуальным
вопросам современной науки и практики. Издает научно-популярную литературу,
проводит методическую работу, организует консультации для практических
работников. В последние годы на базе данного общества создаются различные формы
коммерческого образования.

ОСОБЕННОСТИ ВЗРОСЛОГО УЧАЩЕГОСЯ - совокупность существенных признаков,
которые отличают его от учащегося детского и юношеского возраста и которые
необходимо учитывать в теории и практике образования взрослых, а также при
формировании политики, направленной на его развитие. Основное отличие,
определяющее все другие, состоит в том, что взрослый учащийся — это социально
зрелый, в целом сформировавшийся индивид, уже обладающий статусом оплачиваемого
работника, полноправного и полнообязанного гражданина, деятельного члена
разного рода социальных общностей. Отсюда вытекает многообразие видов его
деятельности, для ответственного и компетентного участия в которых он должен
обладать определенными личностными качествами, знаниями и умениями. Его учебная
деятельность в конечном счете сориентирована на успешное выполнение задач и
разрешение проблем, с которыми он сталкивается в повседневной жизни. При
постановке целей образования взрослых, формировании его содержания и выборе
оптимальных технологий обучения важно учитывать три группы особенностей
субъекта учебной деятельности: а) социальные — статус обучаемых, их
вовлеченность в практическую жизнь общества и проистекающие отсюда их
профессиональные, экономические, политические и иные интересы; б)
социально-психологические — уже сложившиеся взгляды на жизнь, ценностные
ориентации, привычки, мотивы поведения, склонность воспринимать различные
проявления жизни сквозь призму своего социального опыта; в) психологические — в
целом сформировавшиеся психические механизмы восприятия, внимания, памяти,
мышления.

ОТКРЫТАЯ ШКОЛА — общеобразовательное учреждение, предоставляющее
взрослому населению возможность получить образование на уровне полной средней
школы и не требующее при поступлении каких-либо документов об образовании.
Занятия проводятся по заочной форме с широким использованием радио и
телевидения, а также в форме прямого контакта между преподавателями и учащимися.


ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - современная доктрина о путях расширения
доступности образования. Одна из основных идей — уравнять в правах фактическую
и формальную квалификацию человека. Люди, имеющие большой жизненный опыт, в том
числе и прежде всего профессиональный, нуждаются в официальном признании уровня
имеющихся у них знаний и умений. В этих целях создается система учреждений,
поступление в которые не требует предъявления документа об образовании. Обычно
это работающие по особым программам структурные подразделения в регулярных
учебных заведениях разного уровня, диплом об окончании которых обучающиеся
намерены получить. Это можно сделать трояким образом: а) сдать экзамены за
полный курс, не посещая занятий; б) пройти кратковременный курс обучения,
построенный с расчетом на реальный уровень подготовки слушателей; в) пройти
полный курс учебного заведения, не будучи формально зачисленным в состав его
студентов.

ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ — термин английского происхождения. Обозначает
образовательное учреждение (обычно гуманитарного профиля), созданное с целью
обеспечить взрослому населению более широкий доступ к высшему образованию.
Право на поступление предоставлено каждому независимо от уровня его формально
признанной академической квалификации. Обучение осуществляется по заочной форме,
через радио- и телевизионную сеть, а также посредством прямых контактов между
студентами и преподавателями. Оно включает зачетные курсы, прохождение которых
необходимо для получения диплома, а также ряд факультативных курсов.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ — взаимодействие пяти основных, прежде
всего двух активных, элементов процесса обучения на каждом из шести его этапов.

ОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ (англ. — face-to-face education) — вид обучения,
обеспечивающий непосредственный контакт, непосредственное общение обучающего и
обучающегося.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ — организация деятельностей обучающегося и
обучающего, при которой:
а) обучающий занимает доминирующее положение, он определяет все
параметры процесса обучения: цели, содержание, формы и методы, средства и
источники обучения.
б) обучающийся (точнее, в данном случае обучаемый) в силу объективных
факторов (несформированности личности, зависимого экономического и социального
положения, малого жизненного опыта, отсутствия серьезных проблем, для решения
которых необходимо учиться) занимает подчиненное, зависимое положение и не
имеет возможности серьезно влиять на планирование и оценивание процесса
обучения. Его участие в реализации процесса обучения достаточно пассивно, его
основная роль — восприятие социального опыта, передаваемого ему обучающим.

ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — первая, начальная стадия непрерывного
образования, базовая подготовка человека к самостоятельному существованию в
обществе.

ПЕРМАНЕНТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — романоязычный вариант обозначения идеи об
образовании, сопровождающем человека на всем протяжении его жизни. Подчеркивает
мысль о том, что учебная деятельность является его неизменным и постоянным
спутником. В теоретическом истолковании перманентность процесса понимается как
его непрекращающееся развитие, расчлененное на ряд последовательно связанных
этапов, на каждом из которых создаются предпосылки для перехода изменяющегося
феномена на новый, более высокий уровень развития.

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ — учебная деятельность, направленная на
формирование готовности работника к выполнению более сложных трудовых функций.
Предусматривает освоение новых общетеоретических и специально-технологических
знаний, расширение спектра умений и навыков, углубление понимания связи между
наукой и технологией. Одна из форм освоения прогрессивного опыта, целью которой
является повышение эффективности труда.

ПОЖИЗНЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — одно из названий непрерывного образования,
содержащее идею о том, что учебная деятельность является составной частью
образа жизни взрослого человека на всех стадиях его возраста. Термин обозначает
стадиальный процесс, сориентированный на углубление миропонимания и на
поступательное обогащение творческого потенциала личности.

ПОСЛЕДИПЛОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — освоение новых знаний и умений выпускником
высшего или среднего специального учебного заведения. Обычно имеется в виду
учеба в системе повышения квалификации.

ПОСЛЕДУЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ — вторая стадия непрерывного образования,
развитие полученных и приобретение новых знаний, навыков, умений, качеств,
углубление и укрепление мировоззренческих, ценностных ориентации, раскрытие
всех способностей человека в изменяющихся социально-экономических условиях.

ПРЕПОДАВАНИЕ — целенаправленная деятельность обучающего по организации
процесса обучения.

ПРИНЦИПЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ — система базовых идей, которые
необходимо реализовать в процессе конструирования системы образовательных
учреждений, сопровождающих человека в различные периоды его жизни. К числу
таковых относятся: а) поступательность в формировании и обогащении творческого
потенциала личности; б) вертикальная и горизонтальная целостность пожизненного
образовательного процесса; в) интеграция учебной и практической деятельности;
г) учет особенностей структуры и содержания образовательных потребностей
человека на различных стадиях его жизненного цикла; д) содержательная
преемственность восходящих ступеней образовательной лестницы; е) единство
профессионального, общего и гуманитарного образования; ж) самообразование в
периоды между стадиями организованной учебной деятельности; з) интеграция
формальной, неформальной и информальной составляющих пожизненного
образовательного процесса.

ПРИНЦИПЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ — базовые, фундаментальные идеи и
теоретические положения, определяющие подходы к его организации в целом, а
также к деятельности его отдельных подразделений и учреждений. Подразделяются
на три категории: а) социально-политические, выражающие отношение общества и
его властных структур к учебной деятельности взрослого населения, определяющие
идеологию и государственную политику в этой области; б) организационные,
обусловливающие общие подходы к конструированию системы его учреждений; в)
дидактические, лежащие в основе формирования образовательных программ и выбора
технологий их реализации.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА - общий термин, обозначающий различные виды
обучения, сориентированные на формирование и обогащение установок, знаний,
умений и навыков, необходимых для успешного выполнения идеологических задач в
сфере оплачиваемой трудовой деятельности.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - процесс формирования и обогащения
установок, знаний, умений и навыков, требуемых для занятия определенным видом
оплачиваемой деятельности. Применительно к образованию взрослых термин
употребляется в трех значениях: 1) учебная деятельность, сопряженная с
выполнением специализированных функций в системе технологического разделения
труда; включает четыре компонента: а) расширение и углубление фундаментальных
знаний, составляющих теоретические основы профессии; б) приращение знаний по
специальным дисциплинам, относящимся к определенным областям профессиональных
знаний; в) освоение новых прикладных знаний и ноу-хау; г) совершенствование
навыков выполнения трудовых операций; 2) система учреждений, предназначенных
для повышения профессиональной квалификации и для освоения новых видов трудовой
деятельности; 3) имеющееся у человека понимание сути дела, а также его знания,
умения и навыки, составляющие способность к выполнению специализированных
функций в сфере оплачиваемого труда.

ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ — определенным образом организованные деятельности
обучающегося и обучающего по диагностике, планированию, созданию условий,
реализации, оцениванию и коррекции обучения.

ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ - отрасль психологической науки,
изучающая особенности психической деятельности взрослого человека как субъекта
учебной деятельности, и прежде всего динамику обучаемости в различные
возрастные периоды, обусловленную особенностями памяти, внимания, мыслительных
процессов.

РЕКРЕАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ - круг его задач по содействию
содержательному времяпрепровождению в часы досуга. Реализуется посредством
мероприятий, сочетающих отдых, развлечения и расширение познаний в интересующих
людей областях. Термин относится к неформальному и информальному образованию,
характеризуя их роль как факторов, позволяющих людям отдохнуть и восстановить
силы, израсходованные в процессе регламентированных видов деятельности, в том
числе и учебной.

РЕКУРЕНТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - возобновленное образование. Термин имеет два
значения: а) возвращение к систематической учебной деятельности после более или
менее длительного перерыва; б) система упражнений, предназначенных для лиц,
имеющих длительный перерыв в учебе.

РОДИТЕЛЬСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — обогащение знаний, установок и умений,
необходимых для ухода за детьми и их воспитания, гармонизации семейных
отношений, выполнения родительских ролей в семье и обществе (участие в разного
рода родительских объединениях и видах активности).

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ (САМОРЕАЛИЗАЦИЯ) — высшая жизненная потребность индивида,
под которой А.Маслоу понимает стремление человека к выявлению своих
потенциальных возможностей, проявлению его способностей становиться всем, чем
он захочет, достижению своих целей, проявлению своей общечеловеческой и
личностной сущности.

САМООБРАЗОВАНИЕ — в той или иной мере систематическая учебная
деятельность, построенная на самостоятельном (вне стен учебного заведения)
изучении какого-то вопроса или проблемы с периодическими консультациями
специалиста или без оных. Эффективность самообразования зависит от развитости и
интеллектуальных умений, а также от установок человека на учебную деятельность,
от его отношения к знаниям, равно как и от его волевых и других личностных
качеств. Самообразованию присущи индивидуальные и групповые формы, последние
способствуют формированию умений и навыков совместной интеллектуальной
деятельности.
В системе непрерывного образования самообразование выполняет роль
связующего звена между дискретно идущими ступенями и стадиями организованной
учебы, придавая образовательному процессу целостный и восходящий характер.

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ — вид обучения, организованный отдельным
индивидом.

СЕРВИСНАЯ ФУНКЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ - круг его задач по обслуживанию нужд
населения и обучению разного рода знаниям, умениям и способам действия, носящим
преимущественно прикладной характер; предоставление обучающих услуг для текущей
повседневной жизнедеятельности лиц и организаций. В целом же образование не
может рассматриваться как одно из подразделений сферы услуг: его основная
задача — развитие человека. Она не поддается интерпретации в терминах
производства и потребления. Термин «образовательная услуга» в его строгом
употреблении применим только к видам обучения, носящим прикладной характер.

СВОБОДНОЕ («ОТКРЫТОЕ») ОБУЧЕНИЕ (англ, open learning) — форма организации
процесса обучения, основанная на принципе свободы выбора времени, места,
продолжительности, стоимости, вида и форм, целей, организации, методов,
источников и средств, последовательности, содержания, оценки, программы
обучения, консультантов, наставников, преподавателей, учебных заведений, уровня
и документов образования.

СИОНО — служба информации и ориентации населения в сфере образовательных
услуг, одно из структурных звеньев сферы образования взрослых.

СОЦИАЛЬНО-РОЛЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ — образование, удовлетворяющее
потребности человека в эффективном выполнении социальных ролей: работника,
члена коллектива, члена семьи.
Сфера образовательных услуг — система социальных институтов,
удовлетворяющая образовательные потребности населения.
Ее характерные черты:
1) разнообразие содержания, видов, форм, методов обучения;
2) большая степень «открытости», то есть свободы выбора обучающимися
уровня, места, времени, стоимости, сроков, содержания, форм, методов обучения и
самих обучающих;
3) ориентированность на потребности клиентов, или потребителей;
4) негарантированность качества предоставляемых образовательных услуг;
5) высокая степень соревновательности (конкуренции) между различными
видами услуг;
6) введение стоимостной оценки (платности) образовательных услуг.

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ - отрасль социальной теории, изучающая
закономерности развития образования взрослых как специфического социального
института в системе его связей с различными сторонами жизнедеятельности
общества и составляющих его структурных элементов.

СПЕЦИАЛЬНОЕ (ОСОБОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ - международный термин, который принят
для обозначения образовательных учреждений, предназначенных для лиц,
отличающихся от обычных учащихся. Это люди с физическими недостатками или
отстающие в умственном развитии, а также люди с экстраординарными умственными
способностями. Контингент специального образования — это лица, нуждающиеся в
особой помощи и поддержке, в особых условиях обучения.

СТРУКТУРА КОНТИНГЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ - общая его численность,
подразделенная на категории обучаемых, в которые входят лица, обладающие
определенными отличительными признаками; состав этих категорий и их соотношение.
Совокупность признаков, положенных в основу структурного членения контингента,
подразделяется на ряд основных групп: а) социальные признаки — работники,
безработные, пенсионеры; б) демографические — пол, возраст, место проживания;
в) институциональные — формальное или неформальное
образование; г) содержание образования — общее, специализированное,
социально-экономическое; д) формы обучения — дистанционное, заочное, вечернее,
дневное; е) уровень образования — начальное, среднее, высшее, последипломное.

ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ — раздел андрагогики, трактующий наиболее общие
категории: особенности взрослого обучающегося, особенности процесса обучения
взрослых, андрагогическую модель обучения, взаимосвязи андрагогики с различными
областями сферы образования, закономерности и тенденции развития образования и
самой андрагогики.

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ — 1. Система научно-обоснованных действий (операций)
активных элементов (участников) процесса обучения, осуществление которых с
высокой степенью гарантированности приводит к достижению поставленных целей
обучения. 2. Наука об образовании, изучающая и детерминирующая закономерности
организации деятельности всех основных элементов процесса обучения и
вырабатывающая рекомендации по эффективному использованию в образовании
технологии обучения.

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ — 1. Система научно-обоснованных
андрагогическими принципами обучения действий взрослых обучающихся и обучающих,
осуществление которых с высокой степенью гарантированности приводит к
достижению поставленных целей обучения; 2. Раздел андрагогики, исследующий и
обосновывающий указанную выше систему действий.

ТИПЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ - основные его разновидности, различающиеся по
способам организации учебной деятельности, методам оценки и признания ее
результатов, а также по процедурам их документального и правового оформления.
Принято выделять четыре типа — формальное, полуформальное, неформальное и
информальное образование.

ТРЕТИЙ ВОЗРАСТ — стадия жизненного цикла человека, на которой он
оставляет сферу труда или изменяет характер своих профессиональных занятий в
силу обстоятельств, связанных с физиологическими особенностями пожилого
возраста.

ТЬЮТОР — наставник, член контингента обучающих взрослых людей,
осуществляющий постоянную помощь одному или нескольким взрослым обучающимся в
решении вопросов организации обучения.

ТЮРЕМНАЯ ШКОЛА — расположенная на территории исправительного учреждения
общеобразовательная школа, предназначенная для лиц, осужденных к лишению
свободы.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ ВЗРОСЛЫХ - деятельность органов власти и
негосударственных организаций, направленная на повышение его эффективности;
процесс, регулирующий достижение целей образовательной политики. Складывается
из шести блоков последовательно выполняемых задач: а) анализ и оценка
сложившейся образовательной практики; б) планирование — разработка модели ее
оптимального состояния и системы мер по ее воплощению; в) документирование —
подготовка, принятие и оформление управленческих решений и нормативных актов,
обеспечивающих их выполнение; г) организация согласованной деятельности
субъектов, причастных к выполнению поставленных задач; д) содействие успешному
разрешению возникающих проблем; финансовое и иное обеспечение; е) контроль на
каналах обратной связи, обеспечивающий коррекцию поставленных целей и путей их
достижения.
Управление процессом функционирования и развития образования взрослых
осуществляется на различных уровнях, каждый из которых включает перечисленные
функции в их преломлении к своей специфике, выраженной в содержании основной
задачи: а) федеральный уровень — вопросы стратегии, политики, законодательства,
касающиеся образования взрослых как целостного социального института; б)
региональный — формирование и развитие сети образовательных учреждений с учетом
технологических, экономических, культурных особенностей территории; в) местный
— создание комплекса необходимых населению образовательных услуг; г) учреждений
— реализация образовательных программ и их коррекция, если того требуют
конкретные обстоятельства места и времени.

УЧЕБНЫЙ СТИЛЬ — особенности деятельности обучающегося по организации и
осуществлению процесса своего обучения в соответствии с психофизиологическими и
социально-психологическими особенностями.

УЧЕБНЫЙ ТУР — путешествие, предполагающее остановки в местах,
представляющих познавательный интерес. Обычно практикуется для изучения
произведений искусства, архитектуры, а также в целях показа образцов ведения
сельского хозяйства, организации производства и промышленности.

УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР — общее название специализированных образовательных
учреждений, создаваемых при организациях, предприятиях и их объединениях в
целях повышения квалификации или переподготовки персонала, а также для обучения
новых работников и других лиц, нуждающихся в образовательных услугах данного
профиля.

УЧЕНИЕ — целенаправленная деятельность обучающегося по овладению знаниями,
умениями, навыками, качествами и ценностными ориентациями.

УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ - регулярные учебные заведения и
организации с аналогичными функциями, предназначенные для лиц, обладающих
статусом взрослого члена общества. Подразделяются на три категории: а)
учреждения компенсаторного образования, представляющие собой как бы дубликат
учебных заведений, обычно оканчиваемых в детском и юношеском возрасте; б)
учреждения специфически взрослого образования; в) учреждения смешанного типа,
предназначенные для лиц любого возраста.

ФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (англ. — formal education) — организация обучения,
отвечающая пяти основным требованиям — обучение:
• в специально предназначенных для обучения учреждениях;
• специально подготовленным персоналом;
• ведущее к получению общепризнанного документа об образовании;
• систематизированное;
• характеризующееся целенаправленной деятельностью обучающихся.

ФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — программа или курс, по завершении которых у лица
возникает определенная совокупность законодательно установленных прав. В
частности, право заниматься оплачиваемой профессиональной деятельностью по
профилю пройденного курса, занимать более высокую должность, поступать в
учебные заведения более высокого ранга. Основанием для их предоставления служит
диплом или иной сертификат государственного установленного образца.

ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ - специфические задачи, выполняемые
образованием взрослых как обособленным социальным институтом. К числу основных
функций, отличающих его от детско-юношеского образования, относятся: а)
компенсаторная — восполнение ранее отсутствующих или упущенных образовательных
возможностей; б) адаптационная — приспособление к новым требованиям жизни в
динамично изменяющемся обществе; в) развивающая — поступательное обогащение
деятельных способностей человека и его духовного мира.

ЭДУКОЛОГИЯ — одна из наук об образовании, изучающая общие закономерности
организации, функционирования и развития сферы образования.

ЭДУКОЛОГИЧЕСКИЙ — имеющий отношение к: 1) эдукологии как науке о развитии
образования; 2) развитию и функционированию сферы образования.

ЭКСТЕРНАТ — форма самообразования по программе определенного учебного
заведения, обычно университета. Прохождение курса без формального зачисления в
состав студентов и без регулярного посещения занятий. Диплом выдается после
подтверждения требуемого уровня знаний на выпускных экзаменах.

ЭТАПЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ — последовательные стадии организации процесса
обучения: 1) диагностика обучающихся, 2) планирование, 3) создание условий
реализации процесса обучения, 4) реализация, 5) оценивание и 6) коррекция
процесса обучения.

Ссылка на страницу: ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК
Теги: ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК
Просмотров: 315 | | Рейтинг: 0.0/0 Символов: 30018

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar


close