20:55 Словарь-справочник по обществознанию | |
Дифференциация социальная* — деление общества на группы людей, социально отличающиеся друг от друга. Является одной из основных тенденций функционирования социальной структуры (см. Структура социальная) современного общества. Степень социальной дифференциации оказывает влияние на стабильность общественных устоев, определяет остроту социальных проблем. Доиндустриальное общество — см. Традиционное общество. Досуг* — время, свободное от профессиональной занятости и домашних обязанностей. Количество свободного времени постоянно увеличивается: с менее чем 1 тыс. ч/год в доиндустриальных обществах до 4 тыс. ч/год в современных индустриальных странах. Рабочее время составляет около 40 ч в неделю. Именно с этой тенденцией связаны быстрые темпы роста индустрии досуга, обеспечивающей различные способы его проведения. Способы проведения досуга (или его типы) существенно различаются по разным основаниям: полу, классовой принадлежности, возрасту, доходу, образованию и т.п. Так, жизнь молодежи и пенсионеров организована главным образом вокруг досуга; у женщин свободного времени меньше, чем у мужчин; мужчины проводят больше свободного времени вне дома, чем женщины, и т.д. В значительной мере формы досуга обусловлены культурой массового потребления. Но есть и тенденции, позволяющие рассматривать определенные формы досуга как сферу растущего сопротивления стандартизации и рыночным отношениям. В 50-х гг. XX в. появились концепции «общества досуга». В них современное общество рассматривается как общество, в котором труд утрачивает свое прежнее доминирующее значение. Сокращение рабочего времени ведет к возрастанию роли досуга, который займет то место, которое в прошлом занимал труд, станет главным жизненным интересом. Законы социальные — объективно существующая, устойчивая, повторяющаяся связь социальных явлений и процессов. Начиная с О. Конта социология исходила из того, что в обществе действуют глубинные, непреодолимые силы, подобные тем, которые действуют в мире природы. Поэтому социальные законы аналогичны законам природы, и социология должна открывать общие законы социальных изменений подобно физике Ньютона или биологии Дарвина. Э. Дюркгейм, провозгласивший принцип «объяснять социальное социальным», внес в социологию новое понимание социальных законов — как законов поведения людей. Согласно Э. Дюркгейму, социальная реальность, раз возникнув в результате взаимодействия индивидов, начинает жить по своим собственным законам, уже не природным. Таким образом, человеческое взаимодействие ведет к появлению но-, вых, собственно социальных явлений и законов. Однако Дюркгейм считал, что изучать социальные законы нужно «как вещи», т.е. как явления, существующие независимо от индивидов и оказывающие на них «принудительное» воздействие. М. Вебер отрицал способность социологии открывать универсальные законы человеческого поведения и считал, что ее задача состоит в понимании субъективных смыслов человеческого действия, из совокупности которых и «строится» социальная реальность. Современная социология понимает социальные законы как относительно устойчивые и воспроизводящиеся типы отношений между различными социальными общностями. Социальные законы — это законы социальной деятельности людей. Защита социальная -*- важнейшая составляющая социальной политики, направленная на защиту уязвимых социальных групп и отдельных индивидов от разрушительных (деструктивных) социальных процессов. Она ориентирована на приоритетную поддержку наименее защищенных семей на избирательной, адресной основе, а также преодоление малообеспеченности через трудовую активность и социальную реабилитацию. Государственная система социальной защиты включает пенсионные пособия, пособия по безработице, пособия многодетным семьям, пособия по болезни, по уходу за ребенком и т.п. В ходе реформирования российского общества резко возрос уровень бедности в стране. Система социальной защиты становится фактором выживания большой части населения российского общества. Однако пока она не обеспечивает адекватную защиту уязвимых слоев населения (см. Дифференциация социальная). И Изменения социальные — одна из основных проблем в социологии. Существуют эволюционные теории социальных изменений. Согласно им общество проходит в своем развитии определенные стадии, прогрессируя от простых форм к более сложным, лучше адаптированным к окружающей среде системам на основе дифференциации (см. Дифференциация социальная) и увеличения структурной сложности. Противоположный подход к социальным изменениям был развит К. Марксом, который подчеркивал значение классовых противоречий и классовой борьбы, порождаемых противоречием производительных сил и производственных отношений. Согласно марксизму развитие общества происходит путем революционного перехода от одной общественно-экономической формации к другой. Такой переворот невозможен без политической революции — завоевания государственной власти. Теории индустриального и постиндустриального общества (Д. Белл, О. Тоффлер и др.), исходящие из методологических установок технологического детерминизма (см. Детерминизм технологический), решающую роль в социальных изменениях отводят технологическим изменениям, которые происходят в ходе технологических революций (неолитическая революция, промышленная революция XVIII—XIX вв., научно-техническая революция 50—60-х гг. XX в., информационно-компьютерная революция конца XX в.). На этом основании выделяют три стадии исторического процесса — доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Переход от доинду-стриального к индустриальному обществу — это долговременный революционный процесс кардинального изменения всех сфер общества (социальной структуры, всей системы общественных отношений, образа и уровня жизни людей, культурных и моральных ценностей). Часть социологов исходят из убеждения о направленном прогрессивном разви-тии человеческого общества от одной стадии к другой, другие же придерживаются утверждений о незаданности направления общественного развития и его многовариантности. Индустриализация — процесс превращения экономики и обществ с преобладанием сельского хозяйства и ремесла в экономику и общества, основанные на машинном (механизированном) производстве, начавшийся в Великобритании в ходе промышленной революции конца XVII! — начала XIX в. и распространившийся на другие страны. Индустриализация предполагает развитие разде-ления труда и новых производственных отношений, урбанизацию, изменения в структуре занятости населения и т.д. (см. Индустриальное общество). Процесс индустриализации является основой более широкого процесса — модернизации. При общности основных черт индустриализация в разных странах и в различные исторические периоды происходит по-разному. Индустриальное общество — одно из принятых названий в типологии общественного развития (см. Типология обществ). Это общество, в котором произошла индустриализация, создавшая новые технологические основы его развития. Термин принадлежит К. Сен-Симону, использовался О. Контом для противопоставления нового, формирующегося экономического и общественного уклада прежнему, доиндустриальному. Современные теории ин-дустриального общества представляют собой разновидность технологического детерминизма (см. Детерминизм технологический). Особенности индустриального общества: 1) утверждение индустриального технологического уклада как доминирующего во всех общественных сферах; 2) изменение пропорций занятости по отраслям: значительное сокращение доли занятых в сельском хозяйстве (до 3—5%) и рост доли занятых в промышленности {до 50—60%) и сфере услуг (до 40—45%); 3} интенсивная урбанизация; 4) возникновение нации-государства, организованной на основе общего языка и культуры; 5) образовательная революция. Переход к всеобщей грамотности и формирование национальных систем образования; 6) политическая революция, ведущая к установлению политических прав и свобод (прежде всего избирательного права); 7) рост уровня потребления («революция потребления»); 8) изменение структуры рабочего и свободного времени (см. Досуг); 9) изменение де-мографического типа развития (низкий уровень рождаемости, смертности, рост продолжительности жизни, старение населения, т.е. рост доли старших возрастных групп). Модель «индустриального общества» часто использовалась в качестве универсальной для описания современного общества. Институт социальный* — относительно устойчивые и долговременные формы социальной практики, которые санкционируются и поддерживаются с помощью социальных норм, посредством которых организуется общественная жизнь и обеспечивается устойчивость социальных отношений. Э. Дюрк-гейм называл социальные институты «фабриками воспроизводств общественных отношений». Социальные институты организуют человеческую де-ятельность в определенную систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни. Например, такой социальный институт, как школа, включает роли учителя и ученика, а семья —¦ роли родителей и детей. Между ними складываются определенные ролевые отношения. Эти отношения регулируются набором специфических норм и предписаний. Некоторые наиболее важные нормы закрепляются за-конодательно, другие поддерживаются традициями, обычаями, общественным мнением. Любой социальный институт включает систему санкций — от правовых до морально-этических, которые обеспечивают соблюдение соответствующих ценностей и норм, воспроизводство соответствующих ролевых отношений. Социальные институты упорядочивают, координируют множество индивидуальных действий людей, придают им организованный и предсказуемый характер, обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях. Таким образом, превращение спонтанного поведе-ния людей в организованное обозначается понятием «институционализация». Институционализации подвергаются почти все сферы и формы общественных отношений, даже конфликты (см. Конфликт социальный). Обычно выделяют пять основных комплексов социальных институтов: 1) институты родства, связанные с браком, семьей и социализацией детей и молодежи; 2) институты политические, связанные с отношениями власти и доступа к ней; 3) институты экономические; 4) институты стратифи-кации, определяющие распределение членов общества по различным статусным позициям; институты культуры, связанные с религиозной, научной и художественной деятельностью. Исторически институциональная система изменялась от институтов, основанных на отношениях кровного родства, характерных для традиционного общества, к институтам, основанным на формальных отношениях и достигаемых статусах. В наше время важнейшими становятся институты образования и науки, обеспечивающие высокие социальные статусы. В социологии различают явные и скрытые функции социальных институтов: явные функции института заявлены, официально признаны и контролируются обществом; скрытые функции — выполняются институтом скрытно или непреднамеренно (например, распределение благ государством в современном обществе). Когда расхождение между этими функциями велико, возникает двойной стандарт социальных отношений, что угрожает стабильности общества. Еще более опасна ситуация, когда наряду с официальными институтами формируются так называемые теневые институты, которые берут на себя функцию регуляции важнейших общественных отношений (например, криминальные структуры). Любые общественные изменения осуществляются через изменения в социальных институтах, которые определяют социальный тип общества (институты собственности, институты власти, институты образования). Информационное общество* — одна из теоретических моделей, используемых для описания качественно нового этапа общественного развития, в который вступили развитые страны с началом информационно-компьютерной революции. Технологическим основанием общества становятся не инду-стриальные, а информационные и телекоммуникационные технологии. Информационное общество — это общество, в котором информация становится главным экономическим ресурсом, а информационный сектор выходит на первое место по темпам развития, по числу занятых, по доле капиталовложений, по доле в валовом внутреннем продукте (ВВП), Новые информационные технологии становятся главным средством повышения эффективности производства, укрепления конкурентоспособности как на внутреннем, так и на мировом рынке; имеется развитая инфраструктура, обеспечивающая создание достаточных информационных ресурсов. Это в первую очередь система образования и наука. Происходит перераспределение ре-сурсов в пользу науки и образования. В США так называемый накопленный человеческий капитал в 3 раза больше активов всех американских корпораций. Основной формой собственности становится интеллектуальная собственность. В конкурентной борьбе за мировое первенство появляется новый фактор — уровень развитости информационной инфраструктуры и индустрии; информация становится предметом массового потребления. Информационное общество обеспечивает любому индивиду доступ к любому источнику информации. Это гарантируется законом (военная и государственная тайна также определяется законом) и техническими возможностями. Появляются новые критерии оценки уровня развития общества — количество компьютеров, количество подключений к Интернету, количество мобильных и фиксированных телефонов и т.д. Вырабатываются правовые основы ин-формационного общества; формируется единая ин-тегрированная информационная система на основе технологической конвергенции {слияния телеком-муникационной, компьютерно-электронной, аудиовизуальной техники). Создаются единые национальные информационные системы (в США — в 80-е гг., в Западной Европе — в 90-е гг. XX в.). Информационное общество формируется как глобальное общество, основанное на едином информацион-ном пространстве. В информационном обществе деловая активность перетекает в информационно-коммуникативную среду. Формируются виртуальная экономика, виртуальная финансовая система и т.п., что ставит сложнейшие вопросы о механизмах их регулирования и связи с реальной, «физи-ческой» экономикой. К Каста (от лат. castus — чистый) — 1) замкнутая, эндогамная (см. Экзогамия и эндогамия) группа людей с приписанным членством (см. Статус социальный) и полным отсутствием социальной мобильности (см. Мобильность социальная), составляющая основу особой исторической формы социальной стратификации — кастовой. В чистом виде кастовая система существовала в индуистской Индии, Корни ее уходят далеко в историю (около 3 тыс. лет). Кастовая система при помощи религии жестко закрепляет определенное разделение труда, сформировавшееся на этнической основе, каждой касте разрешается только определенный род занятий. Касты занимают свои места в соответствии со степенью «ритуальной чистоты», т.е. по ре-лигиозному признаку. С 1947 г. кастовое разделение в Индии перестало поддерживаться государством, но его социальная роль все еще остается очень значительной; 2) употребляется в переносном смысле для обозначения замкнутой привилегированной общественной группы, в которую затруднен доступ. Класс (от лат. classis — группа, разряд)^ — понятие, которое употребляется в социологии в нескольких смыслах. Для обозначения социальных страт, составляющих особую, «открытую» систему социальной стратификации (см. Стратификация социальная), характерную для индустриального общества. Для нее, в отличие от «закрытых» кастовой и сословной систем стратификации, характерны преимущественно статус достижений, «открытые» социальные границы и высокий уровень социальной мобильности (см. Мобильность социальная). Может употребляться как самый общий термин в теориях социальной стратификации для обозначения определенного положения в системе иерархических различий (высший, низший и средний класс) и как понятие, лежащее в основе классовых теорий общества. В классической и современной социологии имеются две наиболее влиятельные классовые теории — марксистская и веберовская. В марксизме понятие «класс» используется как наиболее общее понятие, характеризующее место индивидов и социальных групп в общественной системе, прежде всего в системе общественного производства. Основным критерием выделения классов считается собственность на средства производства. Все классовые системы характеризуются наличием двух основных классов — эксплуататорского и эксплуатируемого. Отношения между ними носят антагонис-тический характер. Классовая борьба выступает решающим фактором социальных изменений. Основными классами капиталистического общества являются буржуазия и пролетариат. К. Маркс выделял понятия «класс в себе» — это класс, члены которого еще не осознали своих общих классовых интересов, и «класс для себя» — класс, выработавший классовое самосознание. Таким образом, в марксизме классы — это не просто описательные понятия, но реальные социальные общности и реальные социальные силы, способные изменить общество. Марксистская традиция классового анализа и в настоящее время остается одной из самых влиятельных, особенно в России. Веберовская теория классов альтернативна марксизму. М. Вебер рассматривал классы как социальные группы, выделяющиеся в экономической иерархической структуре, т.е., как и у Маркса, классы, по Веберу, — это «экономические классы». Однако отношение к собственности в веберовской концепции становится частным классообразующим критерием, главная роль отводится различиям в рыночных позициях. Принадлежность к классу порождает различия в жизненных шансах на рынке товаров и рынке труда. Классом, по Веберу, является сообщество людей, разделяющих сходные «возможности жизни», прежде всего перспективы социальной мобильности, возможности выдвижения на боле высокие статусы. Одним из оснований рыночной позиции является капитал, другим — квалификация и образование. Соответственно этому Вебер выделял четыре «экономических класса»: 1) собственников; 2) интеллектуалов, администраторов и менеджеров; 3) мелкобуржуазный класс мелких бизнесменов и собственников; 4) рабочий класс. Согласно Веберу, классовый конфликт может возникать между любыми из этих групп, а не только между рабочими и капиталистами. Кроме экономических факторов, Вебер выделял и другие факторы, ведущие к социальному неравенству. В частности, в качестве важнейших он отмечал власть и престиж. Поэтому помимо «экономических классов» и классовой структуры возможно существование в обществе других иерархических структур (политической, социокультурной и т.п.) и социальных групп, выделяющихся в этих иерархических структурах (см. Стратификация социальная). В современной социологии существует тенденция к переоценке центрального значения понятия «класс». Класс, классовый тип социальной стратификации рассматриваются как имеющие ограниченное историческое значение — только в современном индуст-риальном обществе, разделение на классы составляет главную основу социальной организации и центральный источник динамики общества. В постиндустриальном обществе класс перестает определять характерный для него тип социальной стратификации, а высокий уровень социальной мобильности снижает влияние классовой принадлежности на индивидуальную карьеру. Однако в настоящее время обе версии классового анализа продолжают существовать и развиваться. Контроль социальный — это совокупность средств, с помощью которых общество обеспечивает воспроизводство господствующего типа общественных отношений, социальных структур. Система социального контроля гарантирует такое поведение членов общества, которое соответствует ролевым требованиям и ожиданиям. Механизмы и средства социального контроля чрезвычайно многообразны. Социальный контроль осуществляется в обществе прежде всего через социализацию, в процессе которой происходит усвоение индивидами социальных ролей и распространение ценностей и норм данного общества. Таким образом, через социализацию социальный контроль осуществляется как внутренний контроль личности за своим поведением. Внешний контроль осуществляется прежде всего через механизмы группового давления, поскольку каждый индивид включен в группу {и не в одну), в которой существуют собственные культурные нормы, свой кодекс поведения. Отклонение от них немедленно карается соответствующими санкциями — от осуждения до исключения из группы. Внешний же контроль осуществляется и через механизмы формального — административно-правового принуждения, насилия или угрозы насилия. Во всех обществах, включая и современное, насилие является важнейшим средством социального контроля. В современном обществе единственным легитимным институтом насилия признается государство. Экономическое давление также является мощным инструментом социального контроля, который используется не только собственно в сфере производства, на рынке труда, но и в других общественных сферах (экономическая мотивация в системе образования, искусстве и т.п.). Таким образом, индивид включен в различные общественные отношения, которые обладают собственными системами социального контроля, определяющими область его возможного поведения практически во всех жизненных ситуациях. Конфликт социальный* — открытая борьба между индивидами или группами в обществе или между государствами. Конфликт носит социальный характер, когда в его основе лежит объективное расхождение или противоречие целей и интересов различных социальных субъектов. Таким образом, конфликт можно рассматривать как способ выражения и разрешения (или урегулирования) социальных противоречий. В социологии существуют два направления, по-разному оценивающих природу \л роль конфликтов в обществе. Еще в XIX в. некоторые ученые рассматривали конфликт как неизбежное явление в истории человеческого общества, как социальную форму борьбы за существование, стимул и важнейший механизм общественного развития. К.Маркс предложил модель классового конфликта, который носит антагонистический (непримиримый) характер и разрешается социальной рево-люцией/разрушающей существующий строй. В 50— 60-е гг. XX в. оформилась концепция, получившая название «теория конфликта». Она основывается на утверждении о конфликтной природе социума. Не отрицая классового конфликта, ученые, разрабатывающие эту теорию, ^читают, что основной конфликт в обществе возникает по поводу распределения власти и авторитета, а не собственности. Конфликт рассматривается как результат сопротивления существующим в любом обществе отношениям господства-подчинения, следовательно, как неустранимый. Сторонники данной концепции считают, что конфликт выполняет позитивную функцию, способствуя стабилизации общества и сохранению существующего порядка. В сложных плюралистических обществах социальный конфликт носит «перекрестный» характер, когда противники в одном вопросе являются сторонниками в другом. Снижение остроты и количества классовых конфликтов, которые на ранней стадии индустриального общества носили угрожающий характер, теоретики конфликта объясняют наличием в обществе специальных институтов, таких как профсоюзы, арбитражные суды и т.п., и соответствующих ценностно-нормативных систем, предназначенных для урегулирования конфликтов. Другое направление, представленное современными «теоретиками равновесия», рассматривает конфликт как нарушение функций в равновесной социальной системе, как патологию. Оно ориентировано- не столько на изучение конфликта, сколько на обоснование консенсуса. В рамках современной социологии сложилось особое направление — соци-ология конфликта. В ней разрабатываются теорети-ческие проблемы и практические методы анализа и разрешения конфликтов разного рода. Особое внимание отводится проблеме типологии конфликтов, рассматриваются разные основания: тип участников (личностные, групповые, национальные), тип отношений: (внутри- и межсистемный (индивидуально -психологический) уровни, внутри- и межгрупповой (социально-психологический) уровни, внутринациональный и международный (социальный) уровни. Конформизм (от лат. conformis — подобный, сходный, согласный) — приспособленчество, пассивное принятие существующего социального порядка, господствующих мнений и т.п. От конформизма следует отличать другие проявления единообразия во взглядах, мнениях, суждениях, которые формируются в процессе социализации, а также изменение взглядов под влиянием убедительной аргумен-тации. Конформизм — это принятие индивидом определенного мнения «под нажимом», под давлением общества или группы. Он обусловлен главным образом боязнью санкций или нежеланием остаться в изоляции. Изучение конформистского поведения в группе показало, что примерно треть людей проявляют такое поведение, т.е. склонны подчинить свое поведение мнению группы. Причем, как установлено, влияние группы на индивида зависит от таких факторов, как размер группы (максимальное влияние — в группе, состоящей из трех человек), групповая согласованность (при наличии хотя бы одного «инакомыслящего» эффект группового давления снижается). Склонность к конформизму зависит также от возраста (с возрастом снижается), от пола (женщины в среднем не-сколько более конформны). Л Лидерство — этот термин в социологии обозначает ведущее положение отдельных личностей, класса, партии, государства, а также один из механизмов социальной интеграции, управленческого воздействия. Лидер — это человек, способный объединить людей для достижения определенной цели. Тип лидерства связан с природой общественного строя, характером группы и конкретной ситуацией. 8 рамках веберовской традиции исследования лидерства выделяются три типа лидерства, соответствующие различным формам авторитета (харизматический, традиционный и легальный). В малых группах различают формальное и неформальное лидерство. Формальный лидер назначается или избирается, приобретая таким путем статус руководителя. Неформальный лидер — это член группы, который способен объединить группу на основе личного влияния. Отношения при формальном и неформальном лидерстве выстраиваются по двум типам: руководитель — подчиненные или лидер — последователи. Эти типы лидерства либо дополняют друг друга (в лице авторитетного руководителя), либо вступают в противоречие, ведя к снижению эффективности организации. По стилю различают: авторитарное лидерство, предполагающее единоличное управление деятельностью группы; демократическое, вовлекающее в управление членов группы, и анархическое, когда группа предоставлена самой себе. В разных типах организации различные типы лидерства могут оказаться эффективными в разной степени. На природу лидерства оказывает влияние набор качеств, обладаемых лидером, а также условия, в которых действует лидер. Люмпены —деклассированные элементы, т.е. лица, утратившие устойчивые связи с социальными группами (см. Группа социальная), опустившиеся на «дно» общественной жизни. Причины роста этой группы людей - экономические и социально-политические кризисы, массовая безработица, обнищание низших слоев населения. М Маргинальность (от лат. margo — край) — «погра-ничность», промежуточность положения индивида или социальной группы в обществе, находящихся на грани двух или нескольких культур. Участвуют во взаимодействии этих культур, но не примыкают полностью ни к одной из них. Маргинальность означает также промежуточное положение между какими-либо социальными группами. Мобильность социальная* — перемещение индивидов и социальных групп общества между различными позициями в системе социальной стратификации (см. Стратификация социальная). Проблематика социальной мобильности и сам термин были введены в социологию П. А. Сорокиным. Движение вверх в соответствующей статусной иерархии представляет собой восходящую мобильность, вниз — нисходящую. Индивидуальная социальная мобильность связана с социальными перемещениями отдельных индивидов, групповая ¦>— с изменениями социальной структуры общества и самих оснований социальной стратификации (революции, реформы). Выделяют также мобильность между поколениями — различия между отцом и сыном, социально-экономическим классом или статусом семьи происхождения человека по сравнению с достигнутым им лично, и мобильность внутри поколения — взлеты и падения индивидуальной карьеры. В современной социологии существуют многообразные способы количественного измерения социальной мобильности, индексы мобильности, коэффициенты связи мобильности с полом, уровнем образования, национальностью и т.д. Это одно из основных направлений изучения социальной структуры общества, сравнительного анализа различных стран. Различные типы обществ существенно различаются по ха-рактеру и уровню мобильности. Общества, обладающие ограниченными возможностями социальной мобильности, обычно называют «закрытыми». В качестве предельного варианта такого общества можно рассматривать кастовый строй в Индии, где социальная мобильность (теоретически) невозможна в принципе. В целом традиционные общества обычно считаются «закрытыми». Соответственно, «открытые» общества — это общества с высоким уровнем и сложным характером социальной мобильности. Таково современное индустриальное общество. В современном постиндустриальном обществе уровень и темпы социальной мобильности еще больше повышаются. Модерн {франц. moderne — современный, модный) — вся совокупность условий жизни, созданных в ходе экономической, политической, философской, научной, религиозной и культурной эволюции, начавшейся в Европе с эпохи Нового времени. Модернизация — процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным. Это более широкий социальный процесс, чем индустриализация или переход к капитализму. В классической социологии этот процесс анализировался К. Марксом через противопоставление «первичной» (архаической) и «вторичной» общественных формаций, традиционных естественных, непосредственно личных отношений и отношений отчужденных, материально-вещных, опосредованных разделением труда и товарным обменом. О. Конт анализировал этот процесс через противопоставление военного и промышленного общества и т.д. Для современной социологии соотношение «традиция — современность» остается базовой, фиксирующей общее направление социальных изменений в процессе модернизации. Общая направленность таких изменений характеризуется как переход от жестких социальных структур к более подвижным, более гибким социальным структурам, в конечном счете — от традиционной общинности к индивидуальной автономии. Классические теории модернизации описывали так называемую «первичную» модернизацию, исторически совпавшую с процессом развития западного капитализма. Более поздние теории модернизации описывают ее через понятия «вторичная», или «догоняющая» модернизация. Она осуществляется в усло-виях существования «образца», например в виде за-падноевропейской либеральной модели, часто такая модернизация понимается как вестернизация, т.е. процесс прямого заимствования или насаждения. По сути такая модернизация представляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культуры и социальной организации «универсальными» (западными) формами современности. Н Нация (от лат. natio — народ) — в отечественных социальных науках вплоть до недавнего времени нацию трактовали как особый исторический тип этносоциальной общности, сложившийся в период становления капитализма на основе экономических связей, единства территории, языка, некоторых особенностей культуры, психологии и развития национального самосознания. В современной науке нет единой теории нации. Существует уже несколько сотен определений этого понятия, но ни одно из них не является общепризнанным. Большинство ученых придерживаются одного из трех основных подходов к пониманию этого феномена. Объективистский подход отождествляет нацию и этнос, полагая, что нации являются органичными социальными (или биосоциальными) образованиями, существующими независимо от воли людей и складывающимися в процессе исторического развития человека. Инструменталистский подход представляет нацию как социальную группу, связанную общими интересами и использующую свой национальный статус в качестве средства политической борьбы. Конструктивистский подход предполагает, что нация — искусственное образование, не имеющее исторических корней и созданное интеллигенцией и политиками для мобилизации людей на коллективные действия во имя политических или социальных целей. Большинство исследователей все же склонны видеть в нации этнополитическую общность, но при этом подчеркивают, что этнический компонент не сводится к единственному этносу: в национальном государстве (см. Государство) может доминировать одна этническая группа, но это не является нормой или правилом. Несмотря на различия в понимании сущности и происхождении нации, большинство выделяют два типа наций: этнокультурный и гражданский. Пример первого типа — немцы и итальянцы, чьи нации сложились до образования национальных государств на основе общности языка, культуры, исторического наследия. Чтобы быть немцем, надо считать родным немецкий язык и иметь немецкое происхождение. Пример второго типа — французы и англичане, чьи нации образовались в пределах уже существующих государств в результате общей политической истории, т.е. чтобы быть французом, надо прежде всего быть гражданином Франции. Для современной этнополитической карты мира более характерны полиэтнические государства (например, использование понятий «американская нация» — для США, «бразильская нация», «швейцарская нация»). Эти понятия выражают главным образом не этнический, а гражданский компонент термина «нация». Изучающие проблемы развития наций отмечают, что существует этнонационализм — стремление к политическому доминированию одной этнической группы и гражданский национализм, где интегрирующую роль играет идея гражданского общества, гражданских прав и свобод. Норма социальная* — предписания, служащие общими указаниями для социального действия и выражающие социальные ожидания «правильного» или «надлежащего» поведения. Определенная упорядоченность поведения людей в обществе как раз и является результатом следования общим ожиданиям или нормам, система которых называется нормативным порядком, обеспечивающим сохра-нение и воспроизводство образца. Социальная норма не обязательно выражает реальное поведение — это скорее «ожидаемое» поведение. Нормы предполагают наличие легитимности. Они осваиваются в процессе социализации индивидов и обеспечиваются механизмами социального контроля (см. Контроль социальный). Меры воздействия в случае отклонения от норм (см. Девиантное поведение) наказываются санкциями. Различают формальные санкции — воздействие со стороны общества или государственных органов и неформальные — реакция членов группы, друзей и т.д. Общество потребления — одна из характеристик современного общества, которое во все большей степени оказывается организованным на основе принципа потребления. Это связывается обычно с такими социальными изменениями, как рост доходов, существенно изменяющий структуру потребления (все больше средств тратится не на товары первой необходимости, а на предметы длительного пользования, досуг и т.п.); снижение продолжительности рабочего и рост свободного времени; размывание классовой структуры и многофакторный характер социальной дифференциации (см. Дифференциация социальная), ведущий к тому, что формирование идентичности все более и более смещается от трудовой сферы к сфере досуга и потребления; индивидуализация потребления, которая формирует индивидуальный стиль и имидж. Что касается экономики, то ее в соответствии с этими изменениями часто называют «экономикой потребителя» (а не производителя), где не предложение формирует спрос, а, напротив спрос формирует предложение. Рынок сегментирован, а индивидуальное потребление отражает не только социальные характеристики потребителя, являясь демонстрацией его социального статуса {см. Статус социальный), но и особенности его индивидуального образа жизни. Общность социальная* — широкое понятие, объ-единяющее различные совокупности людей, некоторые одинаковые черты жизнедеятельности и сознания. Они складываются на различной основе и крайне многообразны. Эти общности могут формироваться в сфере общественного производства (классы, профессиональные группы и т.п.), вырастать на этнической основе (народности, нации), на основе демографических различий (половозрастные общности) и др. Исторически первой формой социальной общности была семья и такие, основанные на кровнородственных отношениях, социальные общности, как род и племя. В дальнейшем социальные общности формируются также и на других основаниях и несут на себе отпечатки конкретного социально-экономического строя. Для со-циальных общностей характерно не только наличие общих объективных характеристик, но и осознание единства своих интересов по сравнению с другими общностями, более или менее развитое чувство солидарности. Именно на этой основе происходит превращение простой (статистической) совокупности людей, обладающих общими объективными характеристиками, в реальную социальную общность. Люди одновременно являются членами различных общностей, с разной степенью внутреннего единства. Поэтому часто единство в одном (например, в национальной принадлежности) может уступить место различию в другом (например, классовой принадлежности). Отклоняющееся поведение поведение. см. Девиантное Отношения социальные — это определенная, упорядоченная система взаимоотношений индивидов, входящих в различные социальные общности (см. Общность социальная). Люди взаимодействуют друг с другом не случайным образом. Они являются членами определенных социальных групп, занимают определенные статусные позиции. Поэтому с другими людьми они вступают в отношения, соответствующие этим позициям. Эти отношения более или менее устойчиво воспроизводятся в процессе функционирования общества. Изменение социального статуса (см. Статус социальный) индивида неизбежно влечет за собой изменение характера его отношений с другими людьми. Социальные изменения (см. Изменения социальные) предполагают изменение всей системы взаимоотношений в этой сложной конструкции социальных связей и взаимодействий. П Постиндустриальное общество — одно из принятых названий в типологии общественного развития (см. Типология обществ). Это понятие было впервые введено Д. Беллом в 1962 г. Оно зафиксировало вступление во второй половине XX в. развитых стран Северной Америки, Западной Европы и Японии, исчерпавших потенциал индустриального производства, в качественно новый этап развития. Несмотря на терминологические различия в описании этого общества {«сверхиндустриальное», «технотронное», «информационное») принципиальные характеристики его совпадают, Прежде всего ему присуще снижение доли и значения промышленного производства за счет роста сферы услуг и информации. Производство услуг является основной сферой экономической деятельности. Так, в США в сфере информации и услуг сейчас трудится около 90% занятого населения. Важной теоретической составляющей постиндустриального общества является переосмысление всех базовых характеристик индустриального общества, состоящее в смене фундаментальных теоретических ориентиров. Экономический рост перестает выступать основным, единственным критерием общественного разви-тия. Происхождение общественного богатства объясняется уже не трудовой, а информационной теорией стоимости. Акцент смещается на социальные, гуманитарные проблемы. В качестве приоритетных встают вопросы качества и безопасности жизни, самореализации индивида. Формируются новые критерии благосостояния и социального благополучия. Постиндустриальное общество определяется также как общество «постклассовое», что отражает распад устойчивых социальных структур, характерных для индустриального общества. В новом обществе хотя и сохраняется социальная неоднородность, но основную часть населения составляют средние слои (см. Средний класс), уменьшается роль частной собственности, но появляются новые формы отчуждения, остается деление общества на управляющую интеллектуальную элиту и массы. Д. Белл и ряд других западных социологов выдвинули идею нового класса. Ее суть состоит в том, что в постиндустриальном обществе власть принадлежит не экономической и политической элите, а интеллектуалам и профессионалам, составляющим новый класс. Другие же считают, что в действительности принципиального изменения в распределении экономической и политической власти не произошло. Однако происходят существенные изменения в структуре общества, связанные в первую очередь с возрастанием роли знания и его носителей в обществе (см. Информационное общество). Статусная характеристика индивида определяется множеством факторов, среди которых возрастающую роль играет образование, уровень культуры и т.п. Можно согласиться с утверждением Д. Белла, что «изменения, которые фиксируются термином «постиндустриальное общество», могут означать историческую метаморфозу западного общества». Наряду с изложенными выше представлениями о постиндустриальном обществе, в середине 70-х гг. появляются идеи о необходимости возвращения человечества к доиндустриальному состоянию, что продиктовано экологическим кризисом и оскудением природных ресурсов. Престиж социальный — общественная оценка положения отдельного человека или социальной группы в социальной системе. Различные статусные позиции в обществе наделяются различным социальным престижем, выражающим оценку привлекательности тех или иных жизненных позиций. Ссылка на страницу: Словарь-справочник по обществознанию Теги: Словарь-справочник по обществознанию | |
|
ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам
Всего комментариев: 0 | |