20:56 Словарь-справочник по обществознанию | |
Государство* — 1) политическая целостность, об-ладающая единой системой управления общественными делами, созданная национальной или многонациональной общностью, народом на определенной территории; 2) система институтов, органов, посредством которых в обществе осуществляется управление общественными делами. В истории политической мысли выделяются следующие концепции происхождения и сущности государства. Сторонники теологической теории {Августин Блаженный, Фома Аквинский) утверждали, что процесс возникновения государства аналогичен процессу сотворения Богом мира и является отражением «небесных порядков», а правитель — «помазанник Божий». Именно Божественный разум управляет всем миром и лежит в основе каждого отдельного государства. Договорная или естественно-право-вая теория (Т. Гроций, Т. Гоббс, Д. Локк, Ж. Ж. Руссо и др.) направлена против идеи Божественного происхождения государства. Государство возникает как результат объединения людей на добровольной основе — договора с целью сохранения безопасности жизни и собственности. В соответствии с терией насилия (Е. Дюринг, Д. Юм, Л. Тумплович и др.) — государство возникает там и тогда, где и когда одна группа. людей подчиняет себе другую группу людей. Именно борьба с применением грубой силы вела к порабощению одних племен другими, одних классов другими, что делало возможным возникновение государства. В результате победители образуют правящий класс, а побежденные становятся подчиненными. Марксистская (экономическая) теория государства связывает процесс становления государства с объективными изменениями в хозяйственно-экономической жизни индивидов, возникновением частной собственности и классов. К. Маркс, Ф. Энгельс считали, что на определенной ступени экономического развития происходит раскол общества на классы, а это предопределяет появление государства. В. Ленин отмечал, что государство — это «продукт и проявление непримиримости классовых противоречий». Сторонники патриархальной теории говорят о том, что государство возникает в результате естественного развития семей, причем власть правителя может быть упо-доблема власти отца семейства. Органическая теория •— государство представляется «организмом», основанном на традиционных общественных установлениях. Решение вопроса о происхождении государства позволяет определить и перспективы его эволюции: либо постепенное сужение функционального поля государственности в пользу институтов гражданского общества {марксизм, либерализм), либо сохранение государства как разумно-традиционной формы организации управления и бытия человека {консерватизм). Главной функцией государства является регулятивно-управленческая. Государство осуществляет управление общественными делами с целью сохранения целостности общества и обеспечения его развития. Эту задачу оно обычно решает путем принятия законов, указов, иных нормативных актов, обязательных для населения. Государство наделено правом осуществлять управление только в рамках определенной территории. Оно обладает властью, которая позволяет ему осуществлять управление делами общества. Более того, власть государства является высшей властью. Только оно наделено правом устанавливать общеобязательные нормы, законы для всего населения. Оно вправе регулировать деятельность различных организаций, действующих на соответствующей территории, отменять их решения, если они противоречат нормам, устанавливаемым государством. При этом государство независимо, т.е. над ним не стоит никакая иная власть, способная подчинить его, навязать свою волю. Оно самостоятельно может принимать решения по вопросам, касающимся управления общественными делами, установления отношений с другими государствами. Это свойство государственной власти называется суверенитетом государственной власти. Государство обладает монополией на легитимное насилие. Только оно обладает законным правом принуждать граждан исполнять принятые им решения. Оно обладает специальными органами контроля и пресечения действий граждан, противоречащих нормативно-правовому порядку в обществе, — полиция, суды, тюрьмы и т.п. Государство наделено правом устанавливать и собирать с населения обязательные налоги и сборы; создает символику, позволяющую гражданам выделять свое государство, идентифицировать себя с ним, отличать его от других на визуальном, эмоциональном уровне. Каждое государство прошло сложный путь исторического развития, прежде чем превратилось в современную сложную систему органов, осуществляющих управление делами общества. Государство правовое* — государство, ограниченное в своих действиях правом, подчиненное воле суверенного народа, выражаемой в конституции, и призванное обеспечить основополагающие права и свободы личности. Можно выделить следующие признаки такого государства. Верховенство закона: ни один государственный орган, ни одно должностное лицо, ни один человек не освобождается от обязанности подчиняться закону. Вся система государственной власти должна быть организована строго в соответствии с конституцией, законодательными актами. Государственные органы и должностные лица вправе делать только то, что вытекает из конституции и других законов. Незыблемость и полная гарантированность прав и свобод граждан:, конституция определяет взаимную ответственность государства и граждан и предоставляет всем гражданам гражданские, политические права и свободы. В отношениях между государством и гражданами приоритет принадлежит правам человека, которые не могут быть нарушены законами государства и его действиями. Равенство всех граждан перед законом независимо от занимаемой должности или социального статуса. Принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Разделение властей должно предотвратить возможную кон-центрацию всей полноты государственной власти в одних руках и обеспечить возможность гражданам контролировать государство, в том числе путем выборов высших государственных должностных лиц. Независимый суд, призванный действовать в соответствии с законом. В Конституции Российской Федерации подчеркивается, что Российская Федерация является правовым государством. «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» (статья 2). Гражданское общество* — сфера жизнедеятельности людей, свободная от непосредственного влияния со стороны государства и его должностных лиц, но внутренне упорядоченная сфера, где люди реализуют свои частные интересы, объединяясь в группы и организации. Идея гражданского общества восходит к Древней Греции. Однако особое звучание эта идея обрела в трудах философов Нового времени {Г. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье, И. Кант. Г. Гегель), что связано с переосмыслением роли индивидов, масс в жизни общества, с постановкой проблемы о необходимости ограничения произвола государственных должностных лиц. Важнейшей предпосылкой формирования гражданского общества является ликвидация сословных привилегий и превращение людей из подданных в граждан с неотчуждаемыми правами на жизнь, собственность, свободу. Обязательным условием его возникновения является появление у всех граждан возможности обрести экономическую самостоятельность на базе частной собственности. Тогда люди могут создавать объединения, ассоциации, которые развиваются вне рамок и без прямого вмешательства государства. Гражданское общество не противостоит государству, а находится с ним во взаимодей-ствии, но только правовое государство может обеспечить невмешательство государственных должностных лиц в частную жизнь граждан, гарантировать им свободу выбора, соблюдение гражданских прав, ибо в правовом государстве по отношению к гражданам применяется принцип: «Разрешено все, что не запрещено законом». Гражданство* — термин, который указывает на устойчивую правовую связь человека с определенным государством. Эта связь означает, что, с одной стороны, человек имеет определенные права и обязанности по отношению к государству, а с другой — государство имеет права и обязанности по отношению к гражданину, Существуют два основных способа обретения гражданства: по рождению, когда ребенок приобретает гражданство родителей, и путем натурализации, когда оно предоставляется на основе заявления, поданного в компетентные органы того или иного государства. Однако получение гражданства путем натурализации всегда ограничено рядом условий, установленных соответствующим законодательством. Гражданство в Российской Федерации регулируется Конституцией и Законом «О гражданстве Российской Федерации», вступившим в силу с 1 июля 2002 г. Приобретение российского гражданства возможно двумя указанными способами. Натурализация предполагает наличия условия — постоянного проживания на территории Российской Федерации от 2 до 5 лет. Никто в России не может быть лишен своего гражданства. Однако человек имеет право сам выйти из гражданства, за исключением случаев: после получения повестки о призыве на срочную военную или альтернативную службу и до ее окончания, если гражданин привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу, если в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда. Группы интересов в политике — объединения, организации, созданные для выражения и защиты интересов входящих в них людей. Их основными функциями являются: выражение интересов (передача информации о настроениях в группе, формулирование требований, притязаний, предъявляемых в том числе органам государственной власти); сплочение группы (формирование у ее членов чувства общности, групповой консолидации). Появление группы интересов вносит коррективы в характер политических властных отношений. Субъекту власти начинают противостоять индивиды, объединенные в группы с разными интересами и возможностями в отстаивании своих позиций, индивиды, спо-собные смотреть на существующие проблемы, сообразуясь с интересами группы. Политологи выделяют следующие виды таких групп: спонтанные (стихийные), возникающие неожиданно, без предварительной подготовки, существующие короткое время и часто ориентированные на насилие (бунтующие толпы, митингующие); неформальные, т.е. группы, формирующиеся на основе неформальных отношений и связей (семейных, соседских, дружеских), характеризующиеся отсутствием организационной структуры, непостоянством деятельности и ненасильственной ориентацией; формальные организации, выполняющие функции выражения интересов связанных с ними групп людей (например, церковь может отстаивать интересы верующих, но, кроме этого, она выполняет в обществе и другие функции); добровольные, т.е. организации и объ-единения, возникающие специально для выражения и защиты интересов группы. Они имеют внутреннюю организацию и работают на постоянной основе (профсоюзы, объединения предпринимателей, землячества и т.п.). Д Демократический режим* — вид политического режима. Его отличает правовая защищенность личности, ограничение действий государственных должностных лиц рамками закона. Граждане имеют реальную возможность самоорганизовываться, самостоятельно создавать организации и объединения для удовлетворения и защиты своих интересов. Одним из важных признаков демократического режима является наличие развитого гражданского общества. Поле свободы личности при демократии определяется особым законодательством, но в рамках закона индивид самостоятелен в принятии решений, осуществлении выбора, ему разрешено все, что не запрещено законом. Регулятивную функцию государство осуществляет в нормативно-правовой форме, т.е. вырабатывает правила, законы, единые для всех граждан, что позволяет гражданам действовать в рамках создаваемого нормативного порядка по собственному выбору. При демократическом режиме существует практика разделения властей, что препятствует концентрации всей полноты власти в одних руках. Складывается многопартийность, политический плюрализм. Граждане получают право влиять на процесс формирования политической элиты через систему всеобщего избирательного права благодаря открытости работы высших государственных органов (см. Государственный орган) и независимости средств массовой информации. Демократия* (от греч. demos — народ и kratos — власть) — народовластие, одна из форм политической самоорганизации общества. Признаками демократии являются: суверенитет народа, т.е. признание народа источником власти, обладающего правом осуществлять власть через органы государственной власти и местного самоуправления и путем референдумов; выборность основ-ных государственных органов. Их выборы должны быть свободными, справедливыми и частыми; равенство политических прав, прав граждан, а также их над правам™ государства, их надежная защита, неприкосновенность личности, право свободно выражать свое мнение, критиковать правительство; политический и идеологический плюрализм, предполагающий существование альтернативных, конкурирующих между собой источников информации, выведенных из-под правительственного контроля, а также свободы в создании разнообразных организаций, оппозиционных политических партий (см. Партия политическая). Диктатура {от лат. dictatura — неограниченная власть) —- способ организации и осуществления власти в обществе, основанный на неограниченной власти одного правителя (диктатора) или группы. Признаками диктатуры являются: концентрация всей полноты власти в руках одного человека или группы лиц; использование силы в качестве главного средства достижения поставленных целей; создание разветвленного репрессивного аппарата, который становится главной опорой власти, или использование для этой цели армии; отсутствие или резкое ограничение прав и свобод граждан. Установление диктатуры обычно происходит в усло-виях обострения противоречий в обществе, социально-экономических кризисов, нарастания социальной напряженности, политической дестабилизации. В этих условиях утрачивается доверие масс к ранее сложившимся формам осуществления государственной власти, растет их тяга к «сильной руке», что и облегчает установление диктатуры. Оценка диктатуры неоднозначна. В некоторых случаях с помощью диктатуры удавалось преодолевать по-следствия сильной экономической разрухи, отражать агрессию внешних врагов, восстанавливать порядок в обществе. И Избирательные системы — совокупность норм и правил, регламентирующих порядок проведения выборов в представительные органы государственной власти. Нормы регулируют деятельность органов, осуществляющих проведение выборов; определяют статус избирателей и избирательных объединений; устанавливают процедуры предвыборной агитации и голосования, а также порядок определения результатов голосования и способы обжалования результатов голосования. Принято выделять три основных типа избирательных систем: пропорцио-нальная, мажоритарная (абсолютного и относительного большинства) и смешанная. Пропорциональная — предполагает проведение выборов только в многомандатных общегосударственных округах. Каждое избирательное объединение или партия предлагают избирателям голосовать не за одного кандидата в представительные органы власти, а за их список, утверждаемый, как правило, на съезде данного избирательного объединения или партии. Распределение мест в избираемом органе власти будет осуществляться пропорционально полученным голосам каждым избирательным объединением или партией по всей стране. Пропорциональная система применяется только при выборах коллегиальных органов, например парламента. В основе мажоритарной (от франц. majorite — большинство) избирательной системы лежит принцип большинства. Выборы проводятся по одномандатным округам, и победившим считается тот кандидат, который получает большинство голосов. Мажоритарная система предполагает, что кандидату для получения мандата достаточно получить голосов больше, чем любому его сопернику по предвыборной борьбе. Мажоритарная система абсолютного большинства обязывает кандидата получить более 50% голосов (минимум 50% плюс один голос). Если ни один из кандидатов не набирает нужного количества голосов, то проводится второй тур голосования, в который выходят два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов в первом туре. Мажоритарная система, по сравнению с пропорциональной, является универсальной. Ее можно применять не только при избрании парламента, но и высших государственных должностных лиц, например президента. Смешанная избирательная система предполагает комбинирование пропорциональной и мажоритарной систем. Избирательная система Российской Федерации — совокупность норм, правил, регламентирующих порядок проведения выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, депутатов законодательных собраний и глав администрации субъектов Российской Федерации. Избирательная система РФ является смешанной. Выборы Президента и большинства глав администрации субъектов Федерации проводятся по мажо-ритарной системе абсолютного большинства. Выборы депутатов Государственной Думы — по смешанной системе, т.е. половина депутатов избирается по системе пропорционального представительства, а другая половина — по мажоритарной относительного большинства. Выборы в Законодательное собрание в большинстве регионов проводятся по мажоритарной системе относительного большинства. Избирательное право* — конституционное право гражданина избираться (пассивное избирательное право) и избирать (активное избирательное право) в органы государственной власти, предоставляемое всему взрослому населению страны без ограничения по признакам пола, расы, национальной принадлежности< языка, имущественного и социального положения, религиозным и политическим убеждениям. Согласно Конституции Российской Фе-дерации право избирать имеют все граждане, достигшие 18 лет, за исключением лиц, признанных судом недееспособными, а также содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда. Для пассивного избирательного права требуется более высокий возрастной ценз. Для избрания в Государственную Думу надо достичь 21 года, а чтобы стать Президентом Российской Федерации надо быть не моложе 35 лет и постоянно проживать в стране не менее 10 лет. Импичмент (от англ. impeachment — подвергнуться сомнению) — установленный законом порядок привлечения к ответственности за грубые нарушения закона высших государственных должностных лиц до завершения срока полученных ими в результате выборов полномочий. Согласно Конституции Российской Федерации Президент страны может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключениями Верховного суда и Конституционного суда о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. После пред-ставления необходимых заключений судебных инстанций Совет Федерации должен рассмотреть решение об импичменте в трехмесячный срок. Решение считается принятым, если за него проголосуют две трети членов Совета Федерации. К Коммунизм* (от лат. communis — общий) — поли-тическая теория, основанием которой является идея общественной организации, позволяющей всем людям всесторонне развивать свои способности в условиях свободы и господства общественной пользы, а также политическая практика создания подобных отношений в форме социализма.. Данное понятие включает следующее. Учение об общественно-экономической формации, которая в результате пролетарской революции сменяет капитализм, уничтожая его противоречия на основе создания общенародной собственности и превращения труда в средство развития человека. Инструментом этих преобразований является диктатура пролетариата, проявляющаяся в революционном изменении общественного уклада. Важным в марксизме является взгляд на социализм как переходную ступень от капитализма к коммунизму. Коммунизм как идеология всегда претендовал на научность своих положений и включал: принцип материалистического понимания истории, первичность общественного бытия и вторичность общественного сознания, создание богатства за счет эксплуатации наемной рабочей силы {теория прибавочной стоимости). Марксизм как идеология, направленная на преобразование общества и создание «нового человека», имеет черты утопии. Теорию коммунизма в XIX—XX вв. создали К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин (марксизм-ленинизм). Реальное воплощение данная теория получила в России и других социалистических странах. Этот социальный эксперимент не принес ожидаемого результата. Несмотря на это, сохраняется большое число сторонников данной теории, организованных в различные партии и политические движения. Консерватизм* (от лат. conservate — сохранять, охранять, заботиться о сохранении)— политическая идеология, выступающая за сохранение существующего общественного порядка, в первую очередь морально-правовых отношений, воплощенных в нации, религии, семье, собственности. Термин впервые введен французским писателем Ф. Р. Ша-тобрианом (1768—1848). На раннем этапе консерватизм выражал интересы дворянских кругов, а в XIX в. стал превращаться в идеологическое оружие буржуазии, как противоположность либерализму. В ходе своего развития консерватизм приобрел черты крайнего антиэтатизма (см. Этатизм), такие как: неограниченная свобода индивида, недопустимость государственного вмешательства в экономику. В современном мире консерватизм проявляется в следующих разновидностях. Неоконсерватизм — очень близок к неолиберализму (см. Либерализм). Политические партии данной идеологии утверждают тесные связи между рыночной экономикой, индивидуальной свободой и властью закона; христианская демократия — приоритет ценностей христианского морального порядка. Авторитарный консерватизм, или консервативный национализм, — отстаивание сильного государства, необходимого для защиты консервативных ценностей. Государство может .вмешиваться в экономику и отдельные институты общества. Консервативный национализм придает важное значение национальным традициям и национальному единству. Все разновидности консерватизма имеют общие принципы, выражающиеся в том, что существует универсальный моральный порядок, связанный с религией. Природа человека несовершенна, в ней много греха и разрушительных сил. Социальное уравнительство вредно для общества и человека. Приоритет частной собственности как источника личной свободы и защиты социального порядка. Традиции — движущие силы прогресса. Политическая власть должна быть рассредоточена (разделение властей, плюрализм, многопартийность) и ограничена законом, чтобы предотвратить возможную тиранию правления большинства. Конфедерация — союз самостоятельных, суверенных государств, образованный на основе договора с целью совместного решения определенных проблем: обороны, координации внешней политики, развития общей системы коммуникаций. Субъекты конфедерации обладают суверенитетом и правом свободного выхода. Никакие решения союзной власти не имеют силы без согласия субъек-тов конфедерации. В конфедерации образуются только те органы, которые необходимы для решения проблем, определенных договором. В частности, нет судебных органов, ограничен круг органов исполнительной власти. Постоянно действующие органы лишены властных полномочий. Конфедеративные акты адресованы не гражданам, а органам власти субъектов конфедерации. Конфедерация как форма союза государств, сохраняющих суверенитет, сравнительно редко встречалась в истории и является переходной формой либо к федерации (Швейцария, США), либо к полному распаду союза. Конфликт политический — особый вид взаимодействия людей и групп в политике, когда каждая из взаимодействующих сторон стремится к обладанию одними и теми же ресурсами, ценностями, политическими позициями, блокируя тем самым действия других участников взаимодействия. Политические конфликты возникают тогда, когда люди начинают высказывать притязания на занятие одной и той же позиции в системе политической власти либо на изменение самого порядка организации этой власти в обществе в свою пользу, ущемляя при этом возможности других людей. Объект притязаний конфликтующих сторон принято называть предметом конфликта. Все политические конфликты можно разделить на два вида: об-щенациональные, где предметом конфликта становится верховная власть в обществе; локальные, где речь идет о перераспределении власти между раз-личными политическими силами, между государственными ведомствами, регионами и центром и т.д. Важной особенностью политических конфликтов является стремление конфликтующих сторон облечь свои притязания в форму намерений защитить определенную систему социально-политических ценностей. Идеологизация конфликтов ведет к размежеванию населения и его сплочению вокруг разных политических групп. В развитии политических конфликтов прослеживаются три основные стадии: 1) скрытая, когда стороны выдвигают притязания, идеологически обосновывают их, консолидируются, привлекают ресурсы; 2) переход к открытому противостоянию, выливающемуся в конкретные, в том числе агрессивные, действия; 3) поиск выхода из конфликта, его подавление или регулирование. Продолжительность и формы протекания третьей стадии зависят от различных факторов, в том.числе и от стремления сторон достичь компромисса. Формы конфликтов: от вооруженных столк-новений до применения скрытых приемов давления на противника. Л Легитимность власти (от лат. legitimus — законный) — признание сложившегося порядка осуществления политической власти в обществе как естественного, нормального, правильного, законного. В отличие от легальности, означающей соответствие деятельности политических организаций, институтов действующим законам, легитимность предполагает фактическое признание населением страны', международным сообществом реально сложившегося в стране политического порядка как соответствующего интересам народа данной страны. Признаками легитимной политической власти являются: возрастание доли тех, кто подчиняется властям, действует в соответствии с политическими нормами, но не из боязни быть наказанным, а в силу сформировавшихся у них убеждений в том, что это разумно, правильно, либо потому, что они привыкли так поступать; сокращение репрессивного аппарата, обеспечивающего принуждение граждан к исполнению законов, к выполнению решений властей; доминирование в массовом сознании представлений о естественности, необходимости и целесообразности сложившегося политического порядка. Люди могут поддерживать существующие политические отношения, нормы по причине того, что: а) привыкли к ним; б) искренне верят лидерам, устанавливающим эти нормы; в) уверены, что политический нормативный порядок соответствует их ценностным ориентациям, идеалам; г) убеждены, что политические институты, политическая система в целом создают общие для всех правила взаимодействия и, таким образом, способствуют достижению каждым человеком своих личных целей. В зависимости от того, какой из перечисленных мотивов поддержки населением политического порядка преобладает в обществе, принято выделять следующие типы легитимности власти: традиционную, харизматическую, ценностную и рациональную. Главным следствием легитимности является то, что политические властные отношения начинают восп-роизводиться членами общества в силу внутренних мотивов, без видимого насилия и принуждения. Либерализм* (от лат. liberalis — свободный) — 1) те-чение общественно-политической мысли, для которого характерна ориентация на ценности свободы личности, правового и политического равенства, частной собственности; 2) идейно-политическое, идеологическое движение, ставящее целью обеспечение свободы личности, ее политических и гражданских прав, равенства всех перед законом. Основоположниками либерализма являются Дж. Локк, И. Кант, Ш. Монтескье, Т. Джефферсон и др. Идея свободы в рамках классического либерализма понимается и как свобода выбора (места жительства, рода занятий и т.д.), и как свобода по отношению к государству, подразумевающая недопустимость последнего вмешиваться в частную жизнь граждан, предоставление гражданам права на свободу слова, совести, объединений и т.д. Важным условием реализации свободы личности считается частная собственность. В рамках либеральной доктрины была впервые сформулирована концепция прав и свобод личности, которая в настоящее время органически вошла во все конституции демократических государств. Идеологический и политический плюрализм, а также разделение властей, по мне-нию/1иберальных мыслителей, должны быть неотъемлемой частью политической жизни общества, чтобы избежать ее концентрации в одних руках и, следовательно, злоупотреблений в этой области. В современном обществе классический либерализм претерпевает неизбежные изменения. Ценности свободы личности сочетаются с идеями социальной справедливости, должна быть оптимальная гармония взаимодействий гражданского общества и государства. Лидерство политическое* — одно из условий су-ществования властных функций в государстве и обществе. Лидерство принадлежит к числу древних и универсальных институтов человечества, связанных со стремлением человека следовать в социальном поведении в соответствии с авторитетным (авторитарным) образцом. Поэтому политическое лидерство, являющееся частным проявлением этого явления в политическом процессе, есть тип по-литического взаимодействия, когда одна личность организует и направляет других людей. Социальная роль политического лидерства различна в зависимости от типа политического режима, исторического периода: лидер — высший чиновник и менеджер в западных демократиях; лидер-учитель (в Античности); вождь (харизматический лидер — см. Харизма) в тоталитарных государствах и обществах архаичного типа. Политологи изучают современный стиль политического лидерства, выраженный в психологических особенностях, т.е. субъективных качествах лидерства: демократический, командный, авторитарный и пр. Лоббизм (от англ. lobby — кулуары, коридор) — дея-тельность, осуществляемая по заказу определенных организаций или групп и заключающаяся в оказании давления на государственных должностных лиц с целью принятия ими выгодных для заказчиков решений. Законодательно лоббизм разрешен и регламентируется соответствующими правовыми нормами только в США и Канаде. Рамки действия лоббистов ограничены конгрессом США, т.е. лоббирование в структурах администрации президента, исполнительной власти запрещено. Регистрация в департаменте юстиции предполагает, что лоббист должен предоставлять обязательную информацию о том, чьи интересы он отстаивает, сколько и от кого получает денег, на что эти деньги расходуются. «Прозрачными» видами деятельности лоббистов обычно являются: сбор информации, организация публикаций в прессе, организация потока писем населения конгрессмену и т.п. Однако в реальной жизни деятельность лоббиста всегда оказывается более многогранной и не всегда соответствующей принятым в стране законодательным нормам, В связи с невозможностью поставить лоббистскую деятельность под полный контроль судебных органов и общественного мнения, в большинстве стран она стоит вне закона, официально не поощряется и даже осуждается как наносящая ущерб основным принципам демократии. М Местное самоуправление — реализуемое на практике право населения, проживающего на соответствующей территории, самостоятельно решать вопросы местного значения путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного управления. Оно организуется в городских и сель-ских поселениях. В каждой стране существует свое название территорий, на которых организуется местное управления. Всем гражданам предоставляются равные права на осуществление местного управления как непосредственно, так и через своих представителей, право на равный доступ к муниципальной службе, право избирать и быть избранными в органы местного управления. В них решаются следующие задачи: владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; формирование и использование местного бюджета; установление местных налогов и сборов; содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений; содержание и развитие учреждений муниципального образования, здравоохранения; благоустройство территорий; охрана общественного порядка; организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации; муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения; организация транспортного обслуживания населения; обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения и др. К ним относятся выборные представительные органы, а также органы местной администрации. Наименование этих органов, регламент их работы определяются уставами муниципальных образований. Многопартийность — наличие в обществе нескольких политических партий, конкурирующих между собой в борьбе за влияние на массы, за вхождение в высшие государственные органы. Многопартийность может существовать только в демократическом обществе, гарантирующем всем гражданам равные политические права, в том числе и право на создание политических организаций. Законодательство современных демократических государств не определяет пределы количества партий, которые могут быть созданы в стране. Вместе с тем практика показала, что обычно складываются два основных вида партийной системы: двухпартийная и многопартийная. В случае двухпартийной системы две примерно равные по весу в обществе партии, чередуясь, поднимаются на вершину поли-тической власти. Продолжительность нахождения партии на вершине власти определяется итогами всеобщих выборов. Двухпартийная система не исключает существования в стране других партий. Она лишь подчеркивает, что реальным правом на формирование органов государственной власти обладают только две партии. Типичными странами с двухпартийной системой являются США, где конкурируют демократическая и республиканская партии, и Великобритания, где основными противниками в политической борьбе являются лейбористы и консерваторы. При этом и в той и в другой стране есть другие мелкие партии, которые часто самостоятельно выступают на выборах, некоторые из них представлены в парламенте, но существенного влияния на политическую жизнь страны они не оказывают. Многопартийную систему отличает не столько количество партий, сколько предоставление реальной возможности каждой из них при благоприятном исходе всеобщего голосования участвовать в формировании органов государственной власти. Отсутствие партии-лидера ведет к тому, что вмешательство в спор за места в парламенте нескольких партий не дает ощутимого преимущества ни одной из них. Для многопартийной системы типично создание союзов, обеспечивающих временное соглашение между партиями. Монархия — форма государства, где высшие позиции в управлении страной занимает государь, получающий свой титул по наследству. Выделяют следующие виды монархий. Абсолютные, где вся власть концентрируется в руках монарха. Эта государственная форма была присуща феодальным обществам и в настоящее время в том или ином виде сохранилась лишь в государствах Ближнего Востока (Оман, Бахрейн, Катар, Кувейт, Саудовская Аравия). В дуалистических монархиях существует формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом, т.е. в стране действует парламент, без участия которого не могут приниматься законы, но правительство назначается монархом и ответственно только перед ним. Как правило, власть монарха в таких странах является в силу традиций более авторитетной, чем власть парламента. К такому типу.государств относятся Иордания, Марокко, Непал. Существуют также конституционные, или парламентские монархии, где статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти: законодательные полномочия осу-ществляет парламент, а функции исполнительной власти — правительство. В этом случае монарх юридически остается главой государства, но реально он не принимает участия в управлении страной. Правительство в конституционной монархии ответственно только перед парламентом.. Такая форма государства сложилась в Великобритании, Бельгии, Дании, Нидерландах, Японии и некоторых других странах. Монополия политическая (от греч. monos — один и poleo — продаю) — форма политической организации общества, политической власти, при которой вся полнота управления принадлежит единому субъекту политики. Носителем монопольной власти может быть один человек {характерно для деспотий, тираний, абсолютной монархии, тоталитаризма XX в. и т.д.) или группа людей (олигархическая, корпоративная власть). Монополизм власти выражается в том, что ее носитель все основные функции власти осуществляет самостоятельно — он и законодатель, и исполнитель, и вершитель правосудия. В традиционных обществах монополизм власти является распространенной формой правления. В России монополизм власти существовал вплоть до начала 90-х гг. XX в, из-за специфиче-ской роли государства (см. Этатизм), инерции тра-диционализма и выражался до 1917 г. в виде абсолютной монархии (самодержавия), а после — коммунистического режима тоталитарного характера (см. Тоталитарный режим). Н Национализм* — идеология, общественная психология и политика, ставящая интересы нации превыше любых других политических, социальных и экономических интересов. Под национализмом также понимается политическое и общественное движение в защиту национальных интересов. Такое представление о национализме сложились в западных гуманитарных науках и постепенно утверждается в нашей стране, где раньше этим термином обозначали идеологию и практику, основывающую-ся на идее национальной исключительности и пре-небрежительном отношении к другим народам. Национализм выступает в разных формах: официальная идеология и политика государства; мировоззрение определенных социальных групп общества, их политических и общественных организаций; особая специфическая форма общественного явления, характеризующая состояние межнациональных отношений. В коммунистической идеологии (см. Политическая идеология) национализм рассматривается как негативная противоположность интер-национализма и извращенная форма патриотизма. Между тем защита своих национальных интересов не всегда означает попрание интересов других наций.- Например, требование национального меньшинства, чтобы его дети могли изучать в школе родной язык, никак не ущемляет языковых интересов других наций в государстве. Существуют несколько классификаций национализма. Основное их отличие состоит в том, что они основываются на разных критериях: одна классификация делит национализм на этнический и политический, исходя из степени выраженности политических требований, другая — на западный и восточный, основываясь на формах и способах достижения национального суверенитета, и т.д. По своему содержанию, формам и направленности национализм подразделяется на несколько видов: агрессивный, антимигрантский, национализм большой и малой национальности, бытовой, «интеллигентный» и т.д. Крайне агрессивная форма национализма, проповедующая национальную и рассовую исключительность, называется шовинизмом. Одним из проявлений госу-дарственного национализма является геноцид (от греч. genos — род и лат. caedere — убивать), в результате которого происходит полное или частичное истребление групп населения по этническим, религиозным и другим признакам. Международное право квалифицирует данные факты как преступление против человечества. Примером такого прес-тупления является холокост — массовое уничтожение гитлеровцами еврейского населения во время Второй мировой войны (см. Фашизм). Общество «открытое» и общество «закрытое» — понятия, введенные британским ученым К. Поппе-ром (1902—1994) для описания социально-культурных, политических систем, характерных для обществ на разных этапах исторического развития. В работе «Открытое общество и его враги» К. По-ппер пишет: «...Магическое, племенное или коллективистское общество мы будем называть закрытым обществом, а общество, в котором инди-видуумы вынуждены принимать личные решения — открытым обществом». Главными отличиями двух типов общества являются: в «закрытом» обществе человек действует, слепо подчиняясь коллективу, тем традициям, стереотипам, которые поддерживаются и охраняются коллективом. В «открытом» обществе человек в своих действиях также ограничен нормами и законами, но эти нормы предоставляют ему свободу выбора. Они дают ему возможность самостоятельно ставить цели и выбирать средства их достижения. «Закрытое» общество не поощряет инициативу и предприимчивость людей. В «открытом» обществе человеку предоставляются право и реальная возможность рационально мыслить, со-здавать новое. Существующая в «открытом» обществе конкуренция способствует быстрому его развитию, обновлению. «Закрытое» общество, напротив, малоподвижно, инерционно. В «закрытом» обществе существует очень жесткий репрессивный социальный и политический контроль. Все виды действий, не соответствующие принятым нормам, пресекаются; людей, совершивших их, наказывают. В «открытом» обществе запрет накладывается лишь на социально опасные и наносящие вред другим людям действия. Человек может выражать свое несогласие с группой, может выбирать ту нишу социального пространства, которая в наибольшей степени отвечает его личным интересам. Для «закрытого» общества характерно господство определенной системы религиозных или идеологических ценностей, которые не подлежат критике и пересмотру. «Открытое» общество плюралистично. В нем всегда представлены различные идеологические, религиозные течения, субкультуры; доминируют ценности свободы личности, приоритетности прав человека над правами государства. П Партия политическая* — это добровольный союз людей, связанных общностью целей, задач и средств их достижения, стремящихся к овладению политической властью (см. Власть политическая), либо к участию в осуществлении власти в государстве. Функции политических партий: борьба за власть в государстве и влияние на политику; участие в осуществлении власти (выработке политических решений и т.д.); участие в формировании органов государственной власти; формирование обществен-ного мнения; выражение интересов различных социальных групп (см. Группа социальная); подготовка кадров политиков; политическое воспитание (формирование в обществе определенных политических и идеологических ценностей). Типы партий, в зависимости от участия в осуществлении власти, бывают: правящие — их главная задача удержать власть; оппозиционные — их главная задача завоевать власть. Другая классификация партий может быть связана с характером членства. В этом случае можно выделить кадровые (парламентского) типа партии, они характеризуются: немногочисленностью, свободным членством, опорой на профессиональных политиков и финансовую элиту. Члены этой партии голосуют на выборах только за данную партию, проводят свою деятельность только в период выборов. Примерами таких партий могут служить Республиканская и Демократическая партии США. Противоположным этому является другой тип партии — массовая. В ней преобладают воспитательные функции, жесткая дисциплина, имеются первичные организации, существует тесная связь между членами такой партии, осуществляется систематическая деятельность не только в период выборов. Примерами такой партии могут быть партии коммунистов, социал-демократов. Партии могут быть разного политического спектра: левые, правые, центристы. Левые, как правило, выступают за реформы, вытеснение частного сектора, социальную защиту, они сторонники радикальных, революционных методов борьбы. Правые партии выступают за сильное государство, охрану частной собственности, стабильность, отрицательно относятся к революциям (Консервативная партия Великобритании). Центристы склонны к поиску компромиссов между разными политическими спектрами, опираются на средние слои населения. В последнее время появились новые партии, они получили название «универсальных». Эти партии стремятся объединить вокруг себя максимальное число избирателей самой разной социальной, этнической принадлежности для решения главного вопроса — завоевания большинства голосов в ходе выборов. Патриотизм* (древнегреч. patriotes — земляк, со-отечественник и лат. patria — отечество) — гражданское чувство любви и преданности Родине, осознание своего долга перед ней и стремление к его исполнению. Патриотизм в инстинктивно-непосредственной форме тяготеет к преувеличению, абсолютизации черт национального быта, психологии, существующих в отечестве порядков и госу-дарственного строя. Патриотизм может быть результатом целенаправленного воздействия, в том числе и государства, на сознание и эмоции человека (патриотическое воспитание). Патриотизм — одна из форм идеологии. Его отличает уважение к национальной самобытности других народов, открытость к общению и диалогу с ними. В условиях кризиса национального самосознания иногда наблюдается преувеличение достоинств другой культуры перед традициями национальной культуры, что может привести к утрате идей патриотизма. Такая позиция выражает космополитические взгляды, она способна нанести урон основам национального самосознания и бытия. Патриотизм в его просвещенно-сознательной форме зависит от состояния общества, от уровня историко-культурного образования и воспитания. Это чувство противопоставляется национализму и космополитизму. Патриотизм может возникать стихийно в исторических ситуациях, когда национальной самобытности или государству угрожает опасность. Политика* — совокупность отношений между людьми по поводу организации и функционирования государственной власти в обществе. Политика имеет несколько функций. Одна из них — интеграция интересов людей. С целью влиять на политику люди создают политические партии (см. Партия политическая), которые объединяют людей разных профессий, имеющих разный доход, интегрируют их интересы. Другая функция политики — это включение людей в управление страной. В демократи-ческом обществе граждане выбирают своих политиков от депутатов до главы государства, контролируют деятельность бюрократии. Важная функция политики — принятие решений и контроль за их исполнением. Государственная власть дает огромные права тем, кто ее осуществляет, поэтому в обществе неизбежно возникает борьба за право осуществлять эту власть. Эта борьба обретает различные виды и формы-, она может быть неявной и открытой, ведущейся в рамках закона, и противозаконной, насильственной, в ней могут участвовать небольшие группы, а могут вовлекаться и массы. Эта сфера политики позволяет говорить о ней как о сфере конкуренции и даже конфликтов между различными социальными и политическими силами в борьбе за влияние, за власть. Вступая в политические властные отношения или вовлекаясь в политическую борьбу, люди создают особые политические структуры — институты, организации, отношения, а также политическую культуру в виде символов, понятий, мифов, ценностей, идей, с помощью которых они объясняют мир политики, оценивают по-литические события, действия руководителей государства, судят о справедливом и несправедливом государственном устройстве, о смысле политики, ее назначении, её роли в достижении всеобщего блага и т.д. Политическая идеология — система идей, взглядов, концепций на политическую жизнь, способ объяснения мира политики, в основе которого лежат ценности, ориентации на те или иные поли-тические явления, процессы, структуры. Идеологии основываются на философских, политических учениях. Носителями идеологии являются организационные структуры — государственные органы, партии, организации, обеспечивающие распространение и преемственность политических идей. Идеологии всегда обращены к массам, поэтому они состоят из двух уровней: первый представляет собой доктрину, претендующую на теоретическое изложение мировоззренческой концепции, второй — ее предельно простое, доступное широким массам, изложение в виде лозунгов, целей, готовых суждений и оценок. Задачи идеологии: формирование представления людей о назначении, смысле той или иной политической власти; укоренение в массовом сознании соответствующих политических ценностей; сплочение людей, объединение их в политические группы и движения. Политические идеологии в современных обществах разнообразны. Они основываются на множестве представлений о социальной справедливости, форме государственного устройства, национальном интересе, этических нормах. Основными идеологиями в современном мире являются: либеральная, консервативная, коммунистическая, социал-демократическая, национально-патриотическая и др. Ссылка на страницу: Словарь-справочник по обществознанию Теги: Словарь-справочник по обществознанию | |
|
ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам
Всего комментариев: 0 | |