Главная » Словарь-справочник по обществознанию


20:57
Словарь-справочник по обществознанию
Дарендорф Ральф Густав (род. 1929) — немецкий социолог, политолог. Исследование социальной жизни, по его мнению, должно идти как по пути выявления условий социального порядка, описания устойчивых социально-политических отношений, так и по пути изучения противоречий, нестабильности, конфликтов. Порядок и конфликты — это две взаимодополняющие стороны общественной жизни. Дарендорф считает, что порядок в обществе поддерживается благодаря системе властных отношений, обеспечивающих разделение людей на управляющих и управляемых. Однако это разделение одновременно является источником постоянных конфликтов, так как управляющие и управляемые борются и конкурируют между собой за такие дефицитные ресурсы, как власть и авторитет. Неодинаковый доступ к ресурсам порождает противоположность интересов индивидов. Борьба за ли-дерство, власть и престиж делает неизбежным и всеобщим социальный конфликт, который в своем развитии проходит три этапа. На первом — происходит нарастание недовольства, аккумуляция неудовлетворенности; на втором — осуществляется осознание интересов, организуются группы по защите этих интересов; на третьем — начинаются конфликтные взаимодействия, принимающие различные, в том числе и разрушительные, формы. Для Дарендорфа конфликт является нормой социальной системы. Он ведет к изменениям системы, повышает ее приспособляемость к окружающей среде, способствует социальной стабилизации на новом уровне. Подчеркивая неизбежность конфликтов в обществе, Дарендорф говорит о необходимости их регулирования, смягчения.

Дюркгейм Эмиль (1858—1917) — французский социолог, основатель французской социологической школы, один из основателей науки социологии. Основные работы: «О разделении общественного труда», «Метод социологии», «Самоубийство», «Элементарные формы религиозной жизни». В своих работах настаивал на необходимости отделения социологической науки от философии. Полагал, что предметом социологического исследования должны быть только «социальные факты»: социальные тенденции, институты, законы и т.п. «Социальные факты» у Дюркгейма составляют социальную реальность особого рода, изучением которой еще не занималась ни одна из существующих наук. Главными признаками «социальных фактов» является их независимое от индивида, объективное существование и принудительное воздействие на индивида — их «неотвратимость» (мода, процент рождаемости, смертности и даже самоубийств). Первый принцип социологии Дюркгейма: общество существует вне индивида, противостоит индивиду как явление природы и познавать его нужно как явление природы, «как вещь». Второй принцип: «объяснять социальное социальным». Социальное — это особая реальность. Возникнув, начинает жить по своим собственным законам. Дюркгейм полагал, что закономерности существования общества не зависят от отдельных индивидов и несводимы к их действиям. Люди, объединившись в группы, начинают подчиняться определенным социальным правилам и нормам. Дюркгейм считал неверным понимание социального порядка как результата договорных соглашений между индивидами. С точки зрения Дюркгейма, индивид получает свои социальные характеристики от общества в зависимости от своего места в нем. Поэтому социология должна изучать те социальные структуры, которые определяют поведение людей. Этот подход Дюркгейма лег в основу одного из основных теоретико-методологических направлений в социологии —• структурного функционализма, для которого характерно объяснение поведения людей, исходя из того способа,. каким структурировано общество, и места человека в этой структуре. Законы, которые формируются в общении людей, воздействуют на каждого индивида через механизмы нормативной регуляции. Основой социального единства, согласно Дюркгейму, является единая ценностно-нормативная система. Общество едино до тех пор, пока его члены разделяют общие ценности и нормы. По мнению Дюркгейма, постепенно должен сформироваться новый социальный порядок, в основе которого лежит новое разделение труда, ведущее к глубокой экономической взаимозависимости индивидов. Но главной задачей, с точки зрения Дюркгейма, является восстановление нормативного единства общества как основы социальной солидарности. Для решения этой задачи Дюркгейм обращается к религии, а точнее, к ее социальной функции осознания и упрочения социального единства. Согласно Дюркгейму, религия придает священный статус ценностно-нормативным представлениям, объединяющим данную общность. Таким образом, источник религии — социальный. Она не зависит от существования или несуществования Бога.

Кант Иммануил (1724—1804) — немецкий философ и ученый, родоначальник немецкого классического идеализма. Учился и работал в Кенигсберге. Кант создал «небулярную» космогоническую гипотезу, в которой возникновение и эволюция планетарной системы выводится из первоначальной «туманности». Высказывал гипотезу о существовании Большой Вселенной вне нашей Галактики. Развил учение о земледелии и учение об относительности движения и покоя. Эти исследования, объединенные материалистической идеей естественного развития Вселенной и Земли, сыграли важную роль в формировании диалектики. Основные произведения: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». В них последовательно излагались: «критическая» теория познания, этика, эстетика и учение о целесообразности природы. В работах «критического» пе-риода Кант доказывает невозможность построить философскую систему без предварительного исследования форм познания и границ познавательных способностей. Исследования приводят Канта к агностицизму — утверждению, что природа вещей, как они существуют сами по себе («вещей в себе»), принципиально недоступна нашему познанию. Познание возможно только относительно «явлений», т.е. способа, посредством которого вещи обнару-живаются в нашем опыте. Достоверное теоретическое знание, с точки зрения Канта, имеется только в математике и естествознании. В разуме же заложено неискоренимое стремление к знанию, вытекающее из высших этических запросов. Под давлением этого человеческий рассудок стремится к решению вопросов о границах или беспредельности мира в пространстве и времени, о возможности существования неделимых элементов мира, о характере процессов, протекающих в мире, о существовании Бога как необходимого существа. Кант считал, что с равной доказательностью могут .быть обоснованы противоположные решения: мир конечен — и не имеет пределов; существуют неделимые частицы (атомы) — и таких частиц нет; процессы протекают как причинно обусловленные — и существуют процессы (поступки), совершающиеся свободно; есть безусловно необходимое существо (Бог) — и такого нет. Таким образом, с точки зрения Канта, разум по природе антиномичен, т.е. раздваивается в противоречиях. Однако Кант считает, что эти противоречия кажущиеся. Решение загадки кроется в ограничении знания в пользу веры, в различении «вещей в себе» и «явлений», в признании «вещей в себе» непознаваемыми. Так, человек одновременно и не свободен и свободен; существование Бога недоказуемо (для знания) и в то же время может быть постулатом веры, на котором основывается убеждение в существовании нравственного порядка в мире. Основным законом этики Кант провозглашал безусловное поведение {категорический императив), требующее руководствоваться таким правилом, которое совершенно независимо от нравственного содержания поступка, могущего стать всеобщим законом поведения. В эстетике Кант сводит прекрасное к «незаинтересованному» удовольствию, не зависящему от того, существует или не существует предмет, изображенный в произведении искусства, и обусловленному только формой. Прогрессивным для своего времени было учение Канта о роли антагонизмов в историческом процессе и учение о необходимости вечного мира. Средством установления и сохранения мира Кант считал международную торговлю и общение различных государств, направленное на взаимную выгоду. При всей внутренней противоречивости учение Канта оказало огромное влияние на последующее развитие философской мысли.

Кейнс Джон Мейнард (1883—1946) — английский экономист, один из основоположников макроэкономического анализа. Кейнс рассматривал все проблемы экономического развития как общественно-национальные. Основные его работы: «Трактат о деньгах» и «Общая теория занятости, Процента и денег», где он впервые указал на важную роль государства и цен в обеспечении эффективного функционирования рыночной экономики. Анализи-. руя теории спроса, Кейнс сформулировал закон, согласно которому с ростом дохода склонность к потреблению у людей падает, а склонность к сбережению возрастает, что порождает увеличение возможностей вложений денег в новые проекты и вызывает рост инвестиционного спроса. Размер инвестиций Кейнс считал главным фактором эф-фективного спроса и, следовательно, главным фактором занятости национального дохода. Он сделал вывод о необходимости государственного стимулирования инвестиционного спроса. Кейнс считал, что с помощью такого воздействия можно влиять на инфляцию, занятость, устранять неравномерность спроса и предложения товаров, подавлять экономические кризисы. Кроме построения теории государственного регулирования экономикой, Кейнс прославился участием в создании системы твердых валютных курсов. Основную часть жизни Кейнс был чиновником казначейства и советником правительства по финансовым вопросам. Он известен как человек высочайшего интеллекта, удачливый биржевой игрок, приобретший немалое состояние игрой на лондонской бирже.

Кенэ Франсуа (1694—1774) — французский экономист, основатель школы физиократов. Известны такие работы его: «Общие принципы экономической политики земледельческого государства» и «Экономическая таблица», которая вошла в историю экономической мысли как первая макроэкономическая модель, выявляющая основные народно-хозяйственные пропорции, обеспечивающие развитие экономики всей страны. В отличие от английской классической политэкономии, объектом своего исследования Кенэ сделал земледелие, объявив сельское хозяйство единственно производительной силой. Он впервые в истории экономической мысли ввел и использовал понятие «восп-роизводство» как постоянное повторение процесса производства и сбыта. Экономическую жизнь Кенэ рассматривал как естественный процесс, имеющий внутренние закономерности. Будучи по профессии врачом и занимая должность королевского придворного врача, продолжая заниматься медицинской практикой до глубокой старости, Кенэ находил время и для глубоких экономических исследований.

Конт Огюст (1798—1857) — французский философ, социолог, основоположник позитивизма. Основные произведения: «Курс позитивной философии», «Система позитивной политики». Позитивизм Конт рассматривал как высшую (позитивную) форму развития знания, посредством которой исследуются не умозрительные «сущности», а реальные, эмпирические факты. Конт ввел в научное по-знание термин «социология», которым определил научную дисциплину, исследующую общественную жизнь позитивным методом. Для него социология есть высшая ступень в классификации наук. Он считал, что научное знание об обществе является результатом применения общенаучного метода к социальным явлениям, историческим фактам. Со-циология должна изучать посредством общенаучного метода функциональные закономерности в исторических событиях. В теории Конта общество предстает как сложный организм, структурным элементом которого является семья. Именно в семье проявляются базовые социальные характеристики. Важнейшими механизмами социального развития, по Конту, являются промышленность, торговля-армия. Человек у Конта есть существо, которому по природе присущи как индивидуалистические, так и социальные инстинкты, что и делает общественную жизнь единственно возможной формой существования человека. Основное открытие Конт — «закон трех стадий», который говорит о том, что все исторические явления проходят три стадии развития. Теологическое состояние — господство бездоказательных иллюзий, посредством которых человек организует собственную жизнь. Метафизическая стадия — религиозные фантазии заменяются философскими абстракциями, выра-жающими всеобщие основания конкретного мира. Позитивная стадия — формируется точная (без фантазий и иллюзий) оценка реальности. На основе каждой стадии складывается определенный тип социальной организации. Так, теологической стадии соответствует военно-авторитарный тип общества. Развитие интеллекта, критицизм приводят к падению религиозной веры и распаду традиционных социальных связей, начинается эпоха революций, которые представляют собой необходимый механизм перехода к новому, метафизическому порядку. Метафизическая эпоха характеризуется Контом как период господства разрушительных тенденций. Основой нового общественного строя должна стать позитивная общественная наука, со-циология, раскрывающая органическую связь прогресса и порядка, устойчивости и изменчивости общества. Закон трех стадий Конт относил к общественному устройству Западной Европы, народы которой представляют, с его точки зрения, «элиту человечества». Конт считал, что будущее человече-. ства должно строиться на новой религии человечества, основополагающим принципом которой является, культ человечества как единого «Великого существа», в котором раскрывается истинная (об-щественная) природа человека. Это составляет идею «позитивной религии» Конта, которая является инструментом социальных преобразований. Кроме того, он вводит в социологию понятие системы, которое становится главным принципом социологических исследований. Смысл современной ему эпохи Конт видел в том, что на смену метафизическому знанию идет знание научное. Именно в этом смысл его знаменитого лозунга: «Сделать всех по-зитивистами!» Философия Конта и вообще идеи позитивизма были популярны в XIX в. и оказали большое влияние на развитие науки и философии.

Конфуций (551—479 до н.э.) — латинизированная форма китайского имени Кун Фу-цзы. В Китае его называют «отцом китайской нации», «учителем десяти тысяч поколений». Происходил из родовитой, но обедневшей семьи. Его отец, аристократ, доблестный полководец, в возрасте 66 лет женился на юной девушке. Современники нарекли этот брак «союзом, не соответствующим правилам», ибо в Китае того времени мужчине старше 63 лет не полагалось заново заводить семью. Отец скончался, когда Конфуцию было три года. Его воспитывала мать. Конфуцию в детстве пришлось узнать тяжелый физический труд. С 15 лет стал заниматься самообразованием, надеясь, что эти занятия смогут прокормить его и помогут в достижении служебной карьеры. Лишь в 27 лет Конфуций стал помощником при совершении жертвоприношений в главной кумирне царства Лу. В 30 лет Конфуций открыл свою школу, воспитав впоследствии огромное количество учеников. Его беседы с учениками, изложенные в книге «Суждения и беседы», составляют основу учения. Конфуций неоднократно заявлял, что человек — центральная тема его учения. Размышляя над вопросами: как сделать человека нравственным? каким должно быть государство? как создать совершенное общество? — Конфуций использует термины «ли» и «дао». Ли — это ритуал, традиции, предписания, обряды, обязательность неукоснительного следования которым и составляла одну из основ учения Конфуция. Дао — это путь, комплекс идей, принципов и методов, с помощью которых Конфуций наставлял человека на путь истины. Он подразделял людей на «цзюнь цзы» и «сяо жэнь». «Цзюнь цзы» («благородный муж») занимает центральное место в учении Конфуция, ему отведена роль идеального человека, примера для под-ражания. Ему должны быть присущи такие качества, как справедливость, скромность, правдивость, приветливость, почтительность, осторожность и т.п. «Благородный муж» занимается самосовершенствованием в надежде постичь Дао-Путь. «Сяо жэнь» — это маленький, ничтожный, а иногда подлый человек, руководствующийся прежде всего выгодой. «Благородные мужья» призваны управлять «сяо жень» и служить им примером. Важное понятие учения Конфуция — «жэнь» (человеколюбие, гуманность, добродетель). «Благородный муж», лишенный «жэнь», уже не «цзюнь цзы», он не имеет право носить столь высокое имя. «Жэнь» включает в себя, согласно учению Конфуция, «золотое правило» нравственности: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе»

Ленин (Ульянов) Владимир Ильич (1870 — 1924) — политический и государственный деятель, основатель партии большевиков и Советского государства, теоретик марксизма. Родился в семье инспектора народных училищ Симбирской губернии (Россия). Окончив гимназию, поступил в Казанский университет, откуда был исключен за участие в студенческих волнениях. Окончил экстерном юридический факультет Петербургского университета. Испытал влияние Н. Г. Чернышевского. Познакомившись с марксизмом (работы Г. В. Плеханова), посвятил себя революционной борьбе за социализм. За участие в петербургском «Союзе борьбы за освобождение рабочего класса» был арестован (1895) и сослан в Восточную Сибирь. По окончании ссылки выехал за границу, где его деятельность была подчинена созданию марксистской партии в России. С момента основания Российской социал-демократической партии в 1903 г. возглавил ее левое, большевистское крыло, ставшее вскоре отдельной партией. Вернувшись в Россию, сыграл решающую роль в Октябрьской революции 1917 г. В последние годы жизни — глава правительства (Совета Народных Комиссаров) и признанный лидер международного коммунистического движения. Ленин — автор многочисленных работ по проблемам теории марксизма и практической борьбы за социализм: «Государство и революция», «Великий почин», «Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата» и т.д. В них идеи марксизма развиты применительно к новым историческим ус-ловиям. Творческое развитие марксизма Ленин считал прежде всего задачей практической, ибо, с его точки зрения, только марксистская теория является программой преобразования общества рабочим классом под руководством Коммунистической партии. Основную свою задачу Ленин видел в борьбе за чистоту марксизма от различных форм ревизионизма. В качестве одной из важнейших проблем Ленин рассматривал анализ империализма как высшей и последней стадии капитализма, как кануна пролетарских революций. Марксистская теория для Ленина была не сферой профессионального теоретизирования, а инструментом решения практических задач пролетарского государства в области экономики, политики, национального и государственного устройства. Такая оценка значения марксизма после смерти Ленина была принята руководством КПСС, что привело к фактической монополии марксизма в советской философии и идеологии. Философское наследие Ленин нашло отражение прежде всего в таких наиболее значительных работах, как «Материализм и эмпириокритицизм» и «Философские тетради». В них с диалектико-материалистических позиций раскрывались философские категории — материя, познание, диалектика. Наконец, как особую область можно выделить политическую философию Ленина. Ее основные принципы: борьба за освобождение трудящихся путем коренного переустройства общества; революция как средство освобождения и кульминация классовой борьбы; понимание политики как действий больших масс людей; понимание субъективного фактора как полноценного исторического фактора; идея демократизации государства с перспективой его отмирания.

Леонтьев Василий Васильевич (1906—1999) — американский экономист, лауреат Нобелевской премии. Родился в Санкт-Петербурге, окончил Ленинградский университет. В 25 лет получил степень доктора наук по экономике в Берлине. В 1931 г. эмигрировал в США, преподавал в Гарвардском университете. В 30—50-х гг. Леонтьев разработал метод экономико-математического анализа — «затраты — выпуск», который связан с составлением таблиц межотраслевого баланса и любых других балансов. Так, в межотраслевом балансе совмеща-ются две наложенные друг на друга таблицы распределения продукции и затрат на ее производство. В перекрещивающихся клетках экономической таблицы отрасли «встречаются», наглядно показывая, сколько продукции каждая из них дает всем другим и сколько каждая получает от них. Метод Леонтьева применялся для подъема экономики Японии, Италии, Норвегии и других стран. Практика подтвердила высокую эффективность этого метода: Сегодня этот метод лежит в основе построения системы национальных счетов.

Локк Джон (1632 —1704)-. английский философ-просветитель, публицист, родоначальник английского буржуазного либерализма. Основные работы: «Опыт о человеческом разуме», «Два трактата об управлении государством». Научные интересы Локка сосредоточены в области теории познания и социальной философии. Гносеологические и социальные исследования Локк проводит с позиции механистического материализма и эмпиризма. И хотя он очень высоко ценил успехи естественных наук, тем не менее высшей формой познания считал философию. Единственным источником всех идей Локк считает опыт. Идеи возникают вследствие или действий внешних вещей на органы чувств (идеи ощущения), или внимания, направленного на состояние и деятельность души (идеи рефлексии). Идеи, приобретенные из опыта, есть только материал для знания, но еще не само знание. Чтобы стать знанием, материал идей должен быть переработан деятельность рассудка. Законы же природы Локк рассматривал как вывод, следствие из божественных законов. Важнейшую роль в жизни человека Локк отводил государству, которое, прекращая естественное состояние, должно гарантировать сохранение важнейших «естественных прав»: свободы личности и частной собственности. Исходным пунктом построения государства, по Локку, является естественное состояние и общественный договор, который он понимает прежде всего как равенство и свободу. Высшей властью у Локка обладает закон, которому должно подчиняться и само государство. Если же государство нарушает закон, народ имеет право расторгнуть общественный договор и образовать новое правительство. Сувереном в таком случае является народ, нация. Локк последовательно проводил идею ограничения мо-нархической власти, разделения властей, отделения верховной законодательной власти от исполнительной, что отражало реально сложившуюся в Англии историческую ситуацию — разделение власти между обуржуазившимся дворянством и буржуазией. Государство у Локка — центральный принцип общественной жизни и критерий развитости человека и гражданина. Социально-педагогические идеи Локка подчинены цели воспитания достойных граждан. В качестве таковых он представлял сво-бодную личность, способную к ответственной и са-мостоятельной деятельности в любой области общественной жизни. Развитая общественная среда является необходимым условием воспитания таких граждан. Свободная личность (принцип индивидуализма) становится важнейшей мировоззренческой ценностью Нового времени. Идеи Локка оказали огромное влияние на развитие позитивистской линии в философии.

Макиавелли Никколо (1469—1527) — итальянский политический деятель, историк, драматург, поэт, публицист, философ, дипломат. Основным предметом его исследования являются принципы построения и правила регулирования политических отношений в государстве и между государствами. Макиавелли является родоначальником литературного публицистического языка. Наиболее известное произведение, переведенное на все языки мира и ставшее политическим мифом, — «Князь» («Государь»). В нем представлена не только новая теория общественного политического устройства, но и новая идеология и психология, без которых невозможны социальные преобразования. Основной целью Макиавелли было стремление реабилитировать земную жизнь, пробудить в людях внутренние силы, сознание, возродить самодеятельно-го человека. Пробуждение человека к новой жизни возможно, с точки зрения Макиавелли, посредством патриотизма. Забота о славе, свободе и величии родины должна составлять смысл жизни не только политической элиты, но и простого народа. Именно в период Возрождения возникает понятие «редина», «отечество», в котором сформулированы ценностные ориентиры новой, буржуазной эпохи. Отечество — это свободный город-коммуна, неза-висимость и величие которого есть результат усилий ее граждан. Однако, хорошо осознавая историческую обреченность города-коммуны в период образования буржуазных национальных государств, Макиавелли в качестве политического идеала рассматривает самостоятельную независимую нацию. Целью политики он считал создание независимой демократической республики, для построения которой в условиях политической раздробленности Италии необходимо использовать механизмы деспотической власти в интересах нации и родины. Родина — главная ценность, посредством которой организуется пространство практической политики, определяется содержание и структура политических отношений. «Государственные соображения» и «благо народа» — это те политические формулы, которые оправдывают любые действия государя. Индивид в этом случае всецело поглощен коллективом. Свобода для граждан возможна только посредством их участия в государственной жизни. Слава и независимость отечества должны стать личным смыслом и мотивом индивидуальных поступков. В новых условиях все, даже религия, меняет свой смысл. Религия становится инструментом государственной власти, а нормы морали — способом функционирования властных отношений. Великодушие, милосердие, набожность, иск-ренность и другие добродетели — не абсолютные ценности, они приобретают нравственно-религиозный смысл только в соизмерении с политической целью, упрочением славы родины. Политика, а не религия, становится обоснованием морали. Религия является главным препятствием в борьбе за свободу родины. Макиавелли полагал, что в судьбе человека и в истории нации действует бессмертный дух народа, развивающийся по собственным законам. Величие и упадок наций есть продукт и результат действия этих законов, которые реализуются через страсти, интересы, нравы народов и отдельных лиц. И хотя власть судьбы над делами людей велика, но ей можно и должно противостоять. Судьба всесильна там, где препятствием ей не служит доблесть, и устремляет свой напор туда, где не встречает сопротивления, полагает Макиавелли. Защита нации является доблестью ее народа и правителей. Сохраняют благополучие те нации, чей образ действий отвечает особенностям времени, и утрачивают его те, кто действует вопреки требованиям исторической эпохи. Государственный деятель должен понимать эти законы и использовать их для достижения своих целей. Но цели государя должны быть значительнее, чем личное стремление к власти. Даже если государь обманом или силой отнимает свободу у народа, удержать ее он может, только заботясь о государстве. Заменой утраченной народом свободы должны стать «добрые законы», соблюдение которых гарантирует порядок, защиту чести, жизни и имущества граждан. Для сохранения порядка и законов возможно применение обмана и насилия, иначе смута ослабит государство, и оно станет легкой добычей врагов, государя и нации. Главное оружие правителя — страх, который он должен внушать своим подданным. Однако использовать это оружие необходимо разумно. Народами правит не просто сила, а сила разума. Главной опасностью для правителя является презрение и ненависть граждан. Правитель должен обладать доблестью, талантом и добродетелью. Он должен быть отважным, расчетливым, умным, хитрым. Понятие добродетели, применительно к правителю, переосмысливается Макиавелли. Это особый талант, энергия, твердость духа, умение и желание противостоять судьбе. Критерием нравственности правителя является благородная цель как необходимое условие сохранения княжеской власти и процветания родины. Исторические деятели, считает Макиавелли, не подлежат этической оценке. Они должны быть логически осмыслены и бесстрастно объяснены. Правитель может и должен преступить традиционные моральные запреты для пользы государства. Умение использовать любые обстоятельства для достижения поставленной цели — это и есть главная добродетель политика. В политике цель предстает в качестве нравственного критерия политических действий. Но поскольку цели у различных социальных групп различны и даже противоположны, то моральный критерий-теряет свою абсолютность. Власть освобождается от традиционного контроля со стороны морали и религии, становится фактически неконтролируемой, считает Макиавелли Своеволие и произвол политической власти обостряют политическую борьбу, а это, в свою очередь, способствует распространению и росту насилия.

Маркс Карл Генрих (1818—1883} — немецкий экономист, социолог и философ, основоположник теоретической системы марксизма. Основные работы: «К критике политической экономии», «Капитал». В своих сочинениях Маркс предпринял попытку дать обобщенное и систематизированное толкование основных законов развития общества, разработав теорию исторического материализма и генезиса общественно-экономических формаций. Философское учение Маркса основывается на критическом переосмыслении антропологического материализма Л. Фейербаха и идеалистической диалектики Г. Гегеля. Созданная Марксом матери-алистическая диалектика является наукой о общих законах движения внешнего мира и человеческого мышления. С позиции диалектики Маркс представляет развитие как процесс, внутренней причиной которого является противоречие, разрешающееся посредством отрицания предшествующих этапов и как бы возвращения к ним, но на более высоком уровне. Таким образом, по Марксу, развитие — это скачкообразный, спиралевидный, революционный процесс бесконечного и прогрессивного изменения. Законы диалектики пронизывают у Маркса все области природного и общественного бытия. Он сформулировал основные положения материалистической концепции исторического развития. Основным принципом материалистического пони-мания истории стала введенная им категория общественно-экономической формации. В ходе общественной жизни, в процессе производства люди вступают в производственные отношения, которые соответствуют определенному уровню развития производительных сил. Совокупность производст-венных отношений составляет экономическую структуру общества, которую Маркс назвал базисом. Над базисом возвышается политическая и юридическая надстройка (государство, право, мораль религия и т.д.). С точки зрения Маркса, способ производства материальной жизни обусловливает социальные, политические и духовные процессы жизни общества. Противоречие между производи-тельными силами и производственными отношениями разрешается в ходе революции, изменения в базисе приводят к преобразованию всей надстройки. Таким образом, осуществляется смена формации. Формационный подход к анализу истории позволил Марксу за историческими событиями увидеть тенденции общественного развития, определить роль классов и классовой борьбы в историческом прогрессе. В экономической области Маркс охарактеризовал капиталистическое производство, развил трудовую теорию стоимости А. Смита, разработал теорию прибавочной стоимости, рассмотрел движение капитала (кругооборот), в ходе которого капитал проходит стадии производства и обращения, сохраняя и увеличивая себя. На основе выявленного им противоречия между производст-венными отношениями и уровнем развития произ-водительных сил капитализма Маркс сделал вывод об исторической ограниченности капиталистического способа производства и необходимости его уничтожения. Маркс не увидел внутренних источников разрешения этого противоречия в рамках самого рыночного механизма. Основные идеи Маркса были развиты последователями в разных странах. В России идеи марксизма разрабатывались Г. В. Плехановым, В. И. Лениным и стали программой революционной деятельности партии большевиков. В СССР философские науки развивались в русле идей марксизма-ленинизма.

Маршалл Альфред (1842—1924) — английский экономист, глава Кембриджской школы неоклассического направления. Родился в строгой протестантской семье кассира английского банка. Способности, честолюбие и денежная помощь родного дяди позволили Маршаллу поступить в университет Кембриджа. К экономической науке он впервые обратился, исследуя проблемы этики. Основная работа — «Принципы экономической науки-». Маршалл исследовал проблемы установления рыночного равновесия и механизм рыночного формирования цен. Основные параметры рынка: цена, спрос и предложение — рассматриваются им во взаимодействии. Маршалл полагал, что при идеальной рыночной ситуации равновесные цены устанавливаются при равенстве спроса и предложения. Он предложил графическое -изображение рыночного равновесия, которое получило название «крест Маршалла». Маршалл подробно рассмотрел влияние спроса и предложения на цену товара, разработал концепцию эластичности спроса по цене, - теорию потребительского поведения, которые легли в основу микроэкономического анализа. Маршалл признан крупнейшим представителем экономической науки. «Принципы экономической науки» способствовали дальнейшему развитию экономической теории в новом для нее направлении — социальной ориентации на человека.

Монтескье Шарль Луи (1689—1755) — французский философ-просветитель, писатель, историк. Обладал обширными знаниями в областях естественных и общественных наук, искусства и религии. Главное философское произведение — «О духе законов». Философская концепция Монтескье основана на принципах деизма и механистического материализма. С точки зрения Монтескье, Бог является создателем и охранителем законов природы, действию которых подчиняется и он сам. Исходным пунктом теории познания Монтескье является отстаивание ценности опыта и здравого смысла. Источниками познания он считал окружающий мир и деятельность человеческой души, обладающей способностью к познанию. Социологическое учение Монтескье построено на обобщении исторических фактов. Монтескье выступал с критикой теологического подхода к истории. Он считал, что общественное устройство зависит от нравов, обычаев, убеждений, которые прежде всего определяются географической средой и политическими законами. Хотя люди равны от природы, различия географической среды обусловливают существенные различия в политическом устройстве. В холодном климате люди более здоровы, активны, целеустремленны; жара приучает их к лени, изнеженности, равнодушию. Жара и холод воздействуют на тело, которое определяет духовное состояние человека. Просвещенные правители, считает Монтескье, способны в любых климатических условиях воспитать достойных граждан. Эта точка зрения Монтескье отрицала религиозную идею предопределенности человеческой жизни. Первобытное состояние он представлял как состояние дружбы и мира, общения и взаимопомощи. Естественное же-лание жить в обществе приводит людей к созданию государства, гражданского права и частной собственности. В борьбе интересов Монтескье видел борьбу политических принципов, поэтому он критикует идею деспотизма и эксплуатации. Феодально-деспотическому режиму Монтескье противопоставляет конституционно-монархическое или республиканское политическое устройство. Монтескье отстаивает идею разделения властей, воплощающую компромисс между буржуазией и аристократией. Он считает, что целью государственного правления является благо общества, которое можно достигнуть с помощью прогрессивных законов. Законы государства обязательны для всех граждан. Законы религии обязательны для верующих, в том случае, если они не противоречат законам государства. Монтескье осуждал фанатизм и стремление к власти католической церкви, оценивал ее деятельность как препятствие общественному прогрессу.

Мор Томас (1478—1535) — английский философ, писатель, гуманист, политический деятель. Родился в буржуазной семье. Был членом парламента, помощником шерифа Лондона, председателем палаты общин, лордом-канцлером правительства. Имел репутацию неподкупного государственного деятеля. Был сторонником верховной власти католической церкви и противником лютеранской Реформации. За отказ принести присягу королю Генриху VIII как главе англиканской церкви был арестован и казнен по обвинению в государственной измене. Впоследствии был канонизирован католической церковью. Основное произведение: «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии». Утопия в переводе с греческого языка означает — нигде. Популярность книги была столь велика, что предпринимались попытки найти этот остров. В произведении представлена критика жизни современной Мору Англии и описание общественного устройства на острове, социально-этические воззрения Мора, Экономической основой социального устройства Утопии является общественная собственность на средства производства и на результаты общественного труда. Основу благосостояния составляет труд всех граждан в сфере ремесленного и сельскохозяйственного производства, что делает возможным распределение продуктов по потребности. Тяжелую грязную работу выполняют рабы (военнопленные и наказанные преступники). Государственную власть и священ-ников выбирают. Все имеют равные права. Существует свобода вероисповедания. Принуждение к религии наказывается законом. Запрещена публичная пропаганда атеизма. Быт на острове публично организован. Общественные трапезы в специальных дворцах являются формой общения. Семьи образованы не только по принципу родства, но и на основе профессиональных занятий. При на-личии способностей к определенному ремеслу можно «перейти» в иную семью. Больные содержатся в общественных лечебницах, где им гарантирован надлежащий уход. В этом обществе нет бедных и несчастных, заброшенных и одиноких. Все люди образованны, умны, доброжелательны. «Золотая книга...» стала началом жанра социальной утопии, оказала огромное влияние на формирование мировоззрения многих поколений социальных реформаторов и революционеров.

Ницше Фридрих (1844—1900) — немецкий философ. Основные произведения: «По ту сторону добра и зла», «Генеалогия морали», «Воля к власти», «Антихрист» и др. Поставил ряд вопросов: о природе человека, бытии, культуре как средстве человеческой самореализации. В мировой культуре, во всей истории человечества Ницше искал элементы универсальности, которая помогла бы человеку преодолеть внутреннее страдание от общения с миром. Именно поэтому Ницше обратился к духу греческого искусства. Ему казалось, что именно греки в полной мере ощущали трагичность чувственного бытия. Ницше полагал, что человеку нужно устремляться ввысь, в мир, который мог бы возвысить его над страданием бытия. Следовательно, человек не должен оставаться человеком. Ему суждено стать сверхчеловеком. Человеческая жизнь от рождения до смерти рассматривалась Ницше не как единственная. Он полагал, что одна земная жизнь не может быть достаточной. Однако в своих трудах Ницше не раскрыл эту идею других земных жизней человека. Его идея сверхчеловека предполагает преображение человеческой природы, культивирование более совершенных форм жизни. Сверхчеловек у Ницше призван уничтожить все лживое, болезненное, враждебное жизни. С этим постулатом связана критика христианства. Ницше критикует понятие прогресса как ложную идею, снижающую волю к власти, способствующую исчезновению высшего типа человека и распространению типа «маленького», «стадного» человека, мировоззрение которого ограничено поиском порядка бытия, цели и смысла жизни. Мировоззренческой альтернативой понятию прогресса, с точки зрения Ницше, является идея «вечного возвращения», выражающая устремленность человека к свободе, творчеству, к идеалу «сверхчеловека». С этой позиции мораль, религия, философия предстают у Ницше как способы оправдания слабости европейского человека. Европейская рационалистическая философия особо, с точки зрения Ницше, ответственна за дискредитацию жизни, за ослабление воли к власти. В результате сверхъестественный мир предстает как мир истинный, а мир земной, жизненный — как видимость, кажущийся мир. Стремление к истине рассматривается как высший смысл земной жизни. Таким образом, земная жизнь лишается собственного смысла. Религия и мораль закрепляют данное положение в глубинах обыденного сознания, формируя в качестве нормы ценности «маленького человека»: любовь, сострадание, смирение, долг, вина, грех. За абсолютными, нравственными и религиозными ценностями скрыта их психологическая основа и мотивация — страх «маленького человека». Мораль и религия, по мнению Ницше, закрепляют этот страх в культуре. Философия, мораль, религия, наука регламентируют, организуют, упорядочивают жизнь, не оставляя в ней места для свободного, творческого, ответст-венного решения и героического поступка. Таким образом, с точки зрения Ницше, культура выводит, человека из состояния свободы в общественное состояние, поэтому она способствует движению человечества вспять. Стадный образ жизни становится единственной нормой европейского челове-ка и мерой оценки индивида. Нравственно и ценно все, что полезно для стада, безнравственно все, что опасно для его существования, считает Ницше. Задачу собственной философии Ницше сформулировал как радикальную переоценку ценностей (нигилизм), суть которой он выразил афоризмом — «Бог умер». Бог (трансцендентное) не является мерой и смыслом земной жизни. Жизнь — иррациональна и самодостаточна, объективна. Теория прогресса, в которой бытие понимается как закономерно обусловленное отрицание прошлого, является утешением «маленького человека», теоретическим оправданием своего страха и слабости, отказа от свободы и ответственности. Творчество становится трагической судьбой человека, стремящегося упорядочить мир, в котором обречены любые созданные структуры и порядки. В отличие от «маленьких людей», творцы стремятся не к цели, а к идеалу. Новые ценности порождены восходящей жизнью. Не человечество определяет тип человека данной эпохи, а тип человека определяет ступень, которой достигло человечество данной эпохи. Ницше полагает, что не индивид подтверждает свою ценность по отношению к всеобщему, а нравственная ценность задается личностью. Задача этики у Ницше заключается не в оценке единичного поступка в со-ответствии с определенным масштабом, а в оценке самого масштаба. Этика высших людей — это этика активного героизма, свободы и творческого созидания. Христианская этика, с точки зрения Ницше, этика пассивного мученичества. Она порождает как мучеников, так и деятельных мучителей. Ее результатом является утрата человеком способности к совершению героического, самостоятельного поступка. Традиционной этике добродетелей (норм) Ницше противопоставляет этику благородства, главной задачей которой, по его утверждению, становится воспитание «знати», нравственно-психологической элиты будущего общества («высших людей»). Жизненная задача и призвание «высших людей» заключаются в сохранении духовных ценностей, свободы. «Этика свободы» Ницше несовместима с ценностями и нормами утилитаристской этики. Критериями «этики свободы» у него становятся: возрастание силы индивида, красоты, отдаления между людьми, уникальность личности.

Парсонс Толкотт (1902—1979) — американский социолог, создатель структурно-функциональной теории социальных систем. Основные работы: «Структура социального действия», «Экономика и общество», «Общество: эволюционный и сравнительный подходы», «Система современных обществ». Парсонс исходил из идеи соответствия между действующими субъектами и социальной системой. Общество, с его точки зрения, представляет собой совокупность хорошо организованных институтов, а нормальное поведение индивида есть поведение, способствующее функционированию общества. Оно определяется ролями, соответствующими статусу человека. Связь индивида и общества, по мнению Парсонса, носит нормативный характер. Индивиды в процессе своего взаимодействия вырабатывают социальные нормы и образцы взаимодействия, которые закрепляются социальными институтами. Так в обществе формируется нормативный порядок. Индивид воспринимает и воспроизводит социальные нормы как необходимое. Происходит соединение социальной системы и глубинных слоев личности. Однако человек действует в зависимости от субъективных ситуаций. Парсонс разработал общую теорию социального действия. В ней он строит обобщенную модель любого действия человека. Она включает в себя действующее лицо (деятеля) и ситуационное окружение, состоящееиз двух элементов — изменяемых и неизменяемых. Социальное действие понимается Парсонсом как сознательный и рациональный выбор деятеля между различными целями и способами их достижения. Создавая общую теорию социальных систем, он определяет характеристики, которые являются универсальными для всех систем и базируются на потребностях: адаптации, достижения цели, интеграции и поддержания нормативного образца. Для удовлетворения этих функциональных потребностей формируются специализированные функциональные подсистемы. Парсонс считает, что общество развивается в направлении повышения общей адаптивной способности на основе функциональной дифференциации и усложнения социальной организации. Так, в результате промышленной революции произошло выделение экономической подсистемы, «демократическая революция» привела к выделению политической подсистемы и т.д.

Платон Афинский (427—347 до н.э.) — древнегреческий философ. Настоящее имя Аристокл. Происходил из царского афинского рода. Испытал влияние философских идей своего учителя Сократа, после казни которого бежал из Афин, путешествовал. Платон основал в Афинах академию. Основ-ные произведения: «Государство», «Пир», «Федр», «Парменид», «Политик» и др. Отстаивая идеалистический взгляд на мир, Платон активно боролся против материалистических учений своего времени. Для объяснения бытия развивал теорию о существовании бестелесных форм вещей, которые называл «видами» или «идеями» и отождествлял их с бытием. «Идеям» он противопоставил небытие, отождествленное с материей и пространством. Чувственный мир, с точки зрения Платона, порождение «идей» и «материи» и занимает срединное положение между ними. «Идеи» вечны, не возникают, не погибают, безотносительны, не зависят от пространства и времени. Чувственные вещи преходящи, относительны, зависят от пространства и времени. Платону принадлежит учение о «мировой душе», психологии как учении о том, что душа за-ключена в темницу нашего тела, но способна к перевоплощёниям. Он различал виды познания в зависимости от различий познаваемых предметов. Достоверное знание, полагал Платон, возможно лишь об истинно сущих «видах». Источником познания служат воспоминания бессмертной души человека о мире вещей, созерцаемом ею до вселения в смертное тело. О чувственных вещах и явле-ниях возможно не знание, но только вероятное «мнение». Между «идеями» и чувственными вещами Платон поместил математические объекты, доступные рациональному познанию. Методом познания является «диалектика», под которой Платон понимал двойной путь: восхождение по ступеням обобщения понятий вплоть до высших родов и об-ратное нисхождение до самых общих понятий меньшей общности. По своим политическим взглядам Платон был представителем афинской аристократии. В учении об обществе изобразил идеальное аристократическое государство, существование которого основано на рабском труде. Государством правят «философы». Охраняют его «стражи», или «воины». Ниже этих разрядов свободные граж-дане — «ремесленники». Учение Платона оказало огромное влияние не только на развитие античной философской мысли, но на формирование и развитие всей европейской философской мысли.

Рикардо Давид (1772—1823) — английский экономист, последователь трудовой теории стоимости, представитель классической политической экономии. Проведя анализ экономических явлений и процессов, сформулировал ряд экономических законов, которые вошли в сокровищницу экономической науки. Основная работа — «Начало политиче-ской экономии и налогового обложения». Развил идею о том, что стремление людей к личной выгоде находится в гармоничном единстве с интересами общества. Рикардо считал капитализм самой рациональной системой хозяйствования, а норму прибыли — основным стимулом производства и дохода. Он был сторонником трудовой теории стоимости, которую дополнил идеей о том, что в основе цены труда (заработной платы) лежит стоимость средств существования рабочего и его семьи. Рикардо поставил вопрос о естественной (реальной) стоимости труда, прожиточном минимуме, кото-рый, по его мнению, зависит от исторических условий, традиций и сложившихся норм потребления. Рикардо занимался разработкой концепции денежной эмиссии и денежного обращения, которые должны контролироваться государством. Он развил теорию международной торговли и международного разделения труда и разработал закон сравнительных издержек, утверждая, что страны должны производить и экспортировать товары, которые обходятся им относительно дешево, а импортировать те товары, которые производятся за границей сравнительно дешевле, чем внутри страны.

Русоо Жан Жак (1712—1778) — французский философ-просветитель, писатель, теоретик искусства. Сотрудник «Энциклопедии». Наиболее известные произведения: «Рассуждение о происхождении и основания неравенства между людьми», «Об общественном договоре, или Принципы политического права», «Эмиль, или О воспитании», «Юлия, или Новая Элоиза» и др. В философии представлял позицию деизма. Критиковал христианство, но рассматривал Бога как активное бытие, гарантирующее сохранение порядка в природе. В теории познания разделял позицию сенсуализма, т.е. абсолютизировал роль чувств в познании, считая разум ответственным за человеческие заблуждения. Признавал врожденность таких моральных принципов, как стремление к добру и справедливости. В социально-политической теории выражал позицию мелкой буржуазии. Критерием анализа общественной жизни считал «естественное состояние» равенства и свободы, утраченное с развитием цивилизации. Возникновение государства рассматривал как результат общественного договора, отчуждавшего все права и собственность индивидов в распоряжение верховной власти. Верховной властью Руссо считал принцип социальной организации, всеобщую волю граждан. Долгом гражданина, с точки зрения Руссо, является высшая моральная и рели-гиозная добродетель, но поскольку дух христианства способствует тирании и рабству, оно должно быть заменено «гражданской религией». Платой за прогресс Руссо считал падение нравственности и деспотизм в политике. Причину неравенства он ви-~дел в частной собственности. Идеалом политического устройства считал демократическую респуб-лику, наделяя народ правом революционного свержения деспотической власти. Не только религия, по утверждению Руссо, но и аристократическая система воспитания подавляет врожденные добродетели. Детей следует воспитывать в естественных условиях, обучая ремеслу в соответствии с их способностями. Искусство должно воспитывать патриотизм, великодушие и справедливость. Он отрицательно относился к аристократическому искусству, считая его безнравственным за отсутствие идей равенства и свободы. В философии Руссо отразилась социально-политическая и духовная ситуация предреволюционной Франции.

Ссылка на страницу: Словарь-справочник по обществознанию
Теги: Словарь-справочник по обществознанию
Просмотров: 354 | | Рейтинг: 0.0/0 Символов: 50652

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar


close