16:49 Критический словарь психоанализа | |
ИСТОЧНИКИ. Мне остается лишь упомянуть о последнем камне преткновения, лежащем на пути любого, кто желает овладеть психоаналитической литературой. Дело в том, что источником происхождения психоаналитических идей является процесс, представить или описать который совсем непросто. Эта трудность и в самом деле столь велика, что многое аналитики, включая самого Фрейда и, придерживались той точки зрения, что психоанализ непостижим для того, кто не был проанализирован сам. Хотя это и радикальная позиция, которая при серьезной подходе заставляет рассматривать психоанализ как эзотерический культ, тайны которого доступны лишь посвященным, она, тем не менее, привлекает внимание к важной стороне психоанализа: его данные получены не из прямых наблюдений поведения человека в повседневной жизни, а из имеющегося у аналитика опыта специфических терапевтических отношений, введенных Фрейдом. Когда Фрейд отказался от гипноза и вместо этого позволил пациентам беспрепятственно говорить, поощряя их к этому, он положил начало новому типу человеческих отношений и запустил в действие ряд совершенно неожиданных процессов, которые психоаналитическая теория пытается объяснить. Наглядным примером зависимости психоаналитической теории от терапевтических отношений является понятие трансфера. Это понятие пытается объяснить специфическое клиническое наблюдение, а именно: когда пациентам позволено высказываться абсолютно свободно, без дисциплинирующих напоминаний о том, кем является человек, с которым они говорят, мы получаем безошибочное свидетельство, что, они воспринимают этого человека так, будто он является кем-то другим, не тем, кто он есть на самом деле, и обычно этим другим является кто-либо из родителей пациента. Чтобы объяснить этот факт, Фрейд ввел идею трансфера, согласно которой пациенты переносят на аналитика свои эмоции, идеи и ожидания, которые характеризовали в прошлом прежде всего их отношения с родителями. Поскольку, однако, эмоции и ожидания такого рода, как правило, характерны для детей, а не для взрослых, и поскольку к тому же они указывают на большую степень озабоченности родителями, чем в этом признаются взрослые пациенты, то понятие трансфера неизбежно ведет к трем другим базовым аналитическим понятиям: фиксации, сопротивлению и наличию бессознательных психических процессов, с помощью которых трансфер можно объяснить как результат бессознательной фиксации на значимых объектах в детстве пациента. Этот пример трансфера особенно красноречив, поскольку, как известно из работ Фрейда, он сначала рассматривал трансфер как помеху тому, что считалось сущностью аналитического процесса, а именно: восстановлению вытесненных воспоминаний и предоставлению пациенту возможности разрядки связанных с ними сдерживаемых эмоций. И именно окончательное признание Фрейдом того, что "в конечном счете, побеждать любой конфликт необходимо в границах трансфера", преобразовало психоанализ из квазиневротической теории о патологических эффектах подавления в исследование природы и сущности межличностных отношений. Подобным образом понятие инфантильной сексуальности возникло не из прямых наблюдений за поведением младенцев у материнской груди или за детьми в процессе игры и домашнего обучения, а как попытка объяснить факт повторения одних и тех же тем в свободных ассоциациях (спонтанных высказываниях), взрослых пациентов. Идея о том, что истерические пациенты фиксированы на фаллическом уровне, обсессивные - на анальном, а депрессивные - на оральном, возникла не в результате проведенных в детские годы исследований тех детей, которые впоследствии превратились в больных с истерическими, обсессивными или депрессивными расстройствами, а из того факта, что взрослые пациенты с этими заболеваниями вновь и вновь настойчиво возвращались к воспоминаниям детства. Эти воспоминания предполагали прохождение через фазы, в которых они, испытывая одновременно и тревогу, и наслаждение, были озабочены своими гениталиями или функциями кишечника или, в случае депрессивных пациентов, испытывали ностальгию по некоему забытому блаженству, а предметом их непонятной озабоченности был рот. Этот пример, однако, отличается от примера трансфера тем, что понятие инфантильной сексуальности и его спутник - понятие инфантильных стадий развития либидо - характеризуются более высокой степенью допущений. Явление трансфера можно наблюдать непосредственно, поскольку аналитик получает немедленные личные впечатления того, что пациенты рассматривают его как отцовскую или материнскую фигуру, и он может действительно ощутить пробуждаемые в нем отцовские или материнские чувства, тогда как понятие инфантильной сексуальности является конструктом, создаваемым путем соединения разрозненных фрагментов материала пациента, таких, как навязчивые воспоминания, повторяющиеся образы сновидений и элементы симптомов, что и дает в итоге теоретическую модель. В результате такая теория в принципе может быть подвергнута критике, переоценке и ревизии в двух разных направлениях: действительно ли дети ведут себя так, как это предполагает теория; действительно ли эта теория является единственной или наиболее удовлетворительно объясняющей аналитические данные, которые лежат в ее основе. Конечно, критика, переоценка и пересмотры концепций инфантильной сексуальности и инфантильных стадий развития нередко проводились с обеих этих позиций. Но до того как кратко рассмотреть некоторые из них, необходимо привлечь внимание к тому факту, что эти идеи развития представляют собой исторические понятия, цель которых - объяснить явления, возникающие во время лечения, путем обращения к предполагаемым событиям в прошлом пациента. Они пытаются объяснить клиническое настоящее путем построения исторической теории, которая, так сказать, разворачивает его назад, связывая различные проявления болезни и личности пациента с теми или иными моментами его биографии, не делая, как правило, ссылок на какие-либо документы или устные неаналитические свидетельства, которые могут быть доступны. Одним из результатов этой процедуры является то, что экстраполяция взрослой жизни в детство приводит к появлению теоретического конструкта "младенца" или "ребенка" в его прогрессивном развитии. Этому конструкту придается гипертрофированное значение в аналитической литературе. Неподготовленный читатель, который не осознает этого, может быть введен в заблуждение, поскольку ему и в голову не придет, что глава, названная, скажем, "Эмоциональное развитие ребенка", выражает идеи, возникшие в результате психоаналитического лечения взрослых, а не на основе непосредственного изучения детей; или что сообщение аналитика о том, что происходит между младенцами и их матерями, может одинаково основываться как на его опыте трансфера и контртрансфера при психоанализе взрослых, так и на его непосредственном общении с матерями и детьми. Правда, в последние годы многие аналитики наблюдали детей или лечили их психоанализом, но, тем не менее, читателям психоаналитической литературы необходимо знать, что все основные понятия классического психоанализа получены из лечения взрослых и что, например, теории г-жи Клейн о происхождении психических заболеваний на первом году жизни следуют не из работы с младенцами, а из психоаналитического лечения шизоидных и депрессивных взрослых пациентов и детей, уже умеющих говорить. Это обыкновение психоаналитиков объяснять полученные данные исходя из событий, имевших место до начала лечения, следует считать естественным, и оно происходит непосредственно из исторически сложившихся особенностей медицинского мышления. Оно предполагает, что возникновение заболевания обусловлено либо тем, что что-то случилось с пациентом (травма, инфекция), либо каким-то нарушением развития (например, врожденным заболеванием и недоеданием). Сам Фрейд рассматривал переживания периода детства, которые, по его мнению, вызывали неврозы, как травмы, нарушавшие психическое развитие, и этот взгляд на происхождение неврозов точно соответствовал сложившейся в медицине системе представлений. Однако сравнительно недавно некоторые аналитики стали задаваться вопросом: являются ли неврозы действительно заболеваниями в том смысле, в каком ими являются соматические. Они указали, что если соматические заболевания являются результатом того, что что-то случилось с телом пациента или чаще с какими-то органами его, неврозы представляются как нарушения всей личности, возникающие в контексте его отношений с другими. Существенное различие между ними в том, что в случае соматического заболевания пациент определенно является жертвой обстоятельств, которые обрушились на его тело без какого-либо желания с его стороны, тогда как в случае неврозов пациент страдает от последствий взаимоотношений, в которых он в той или иной степени должен был играть активную роль. В соответствии с этим взглядом человеческое Эго является не пассивной сущностью, на которую воздействуют окружающая среда и силы инстинкта, а активной инстанцией, способной к инициативному поведению, включающему и крайние саморазрушительные формы, известные нам как неврозы. Если это действительно так, вряд ли можно утверждать, что все происходящее между аналитиком и пациентом представляет собой сумбурное повторение детства пациента, где аналитик ведет себя как абсолютно беспристрастный, хотя и благожелательный наблюдатель. Среди многочисленных ревизий и дальнейших разработок концепций развития Фрейда лишь две заслуживают здесь упоминания. Первой является смещение акцента с инстинкта и эротического удовольствия на Эго и объект-отношения. В исходных формулировках Фрейда развитие было представлено как рад стадий, на протяжении которых дети последовательно озабочены областью рта, ануса и гениталий; эти органы (эрогенные зоны) первоначально рассматривались как источники приятных ощущений. На протяжении последних тридцати пяти лет или около того фрейдистские аналитики всех школ все больше склоняются к тому, чтобы рассматривать эти органы как проводники, с помощью которых опосредуются отношения ребенка со своими родителями. В результате оральная фаза теперь рассматривается не только как период, в течение которого, говоря на психоаналитическом жаргоне, младенцы ищут оральное удовольствие, но как период, на протяжения которого их отношение к матерям является для них центром существования, когда они, к тому же, вынуждены встать перед фактом, что они и их матери - разные существа. Аналогично, анальная фаза теперь рассматривается не просто как период, во время которого маленькие дети поглощены своими анальными функциями, но также как период, во время которого они учатся овладевать своим телом, и стоят перед проблемой сделать свое поведение приемлемым для окружающих их взрослых. Нахождение в фаллической и эдиповой фазах рассматривается, как необходимость усваивать первые сведения о существовании таких отношений между родителями, из которых они полностью исключены и которые могут заставить их завидовать и ревновать и привести к осознанию своей физической и эмоциональной незрелости. Следует отметить, что, хотя обе ведущие школы современного психоанализа - Эго-психология и объект-теория - видоизменили фрейдовскую инстинкт-теорию в этом направлении, выбранные ими пути совершенно различны. Эго-психология пошла по пути усиления значения развития Эго и самоосознания, по пути соотнесения стадий развития либидо, описанных Фрейдом, с появлением чувства идентичности, тогда как объект-теория придает особое значение развивающейся потребности и постоянной включенности ребенка в мир объектов. Получается, что Фрейд как бы снабдил психологию глаголами; Эго-психология и объект-теория, чувствуя, что предложение не закончено, сосредоточились на том, чтобы добавить к нему, соответственно, подлежащее и дополнение. Поразительное сближение весьма различных - и исторически, и даже географически - направлений мысли подтверждается сходством, которое обнаруживается в работах прошедшего подготовку в Вене американского аналитика Эрика Эриксона и британца Д.В.Винникотта. Второе заслуживающее упоминания направление развития теорий Фрейда заключается в том, что депрессия становится основным психоаналитическим понятием. Это направление вторично относительно того, о котором шла речь, и базируется на признании, что разделение с объектами (т.е. утрата родителей) в младенчестве и в детстве ведет не только к тревоге и депривации, но также к горю и скорби - процессам, которые все аналитики со времени Freud (1917) и Abraham (1912) признали прямыми аналогами патологической депрессии. И вновь различные школы различными путями пришли к одному и тому же заключению; при этом клейнианцы шли по пути применения выработанных при изучении депрессивных состояний понятий для объяснения нормального развития, а Боулби и Спитс получили аналогичные результаты последовательным изучением детей, перенесших утрату материнской заботы в детстве, и прямыми наблюдениями за детьми в сиротских приютах и больницах. Читатель, однако, предупрежден, что в психоаналитической литературе можно встретиться с двумя несовместимыми теориями о происхождении и значимости депрессии: клейнианская школа связывает предрасположенность к депрессии со страхом младенца, что его врожденные деструктивные влечения могут разрушить объект, от которого он зависит (т.е. мать), тогда как аналитики других школ связывают ее с реальным переживанием отделения младенца и ребенка от матери. А АБСТИНЕНЦИЯ (ABSTINENCE) Одним из принципов психоаналитической техники является так называемый принцип, или ПРАВИЛО АБСТИНЕНЦИЙ. Хотя неясно, от чего необходимо пациенту воздерживаться. Выражение Фрейда (Freud, 1915) "Лечение должно проводиться в условиях абстиненции" подразумевает именно то, что "техника психоанализа требует от врача отказывать пациентке, жаждущей любви, в удовлетворении ее требований". Другое, почти идентичное, выражение Фрейда (Freud, 1919) требует не допускать того, чтобы пациент освобождался от своих страданий слишком быстро. "Если вследствие работы с отдельными симптомами они утратили свою значимость и страдание пациента уменьшилось, мы должны воссоздать его где-то в другом месте в виде ощутимого лишения; в противном случае мы подвергнемся опасности никогда не достичь улучшений, кроме разве что совсем незначительных и временных". Идея о том, что половое воздержание само по себе вызывает ТРЕВОГУ и НЕВРОЗ, встречается только в наиболее ранних работах Фрейда. АВТОНОМИЯ И ГЕТЕРОНОМИЯ (AUTONOMY AND HETERONOMY) Сделанное Пиаже разграничение между гетерономией детей и автономией взрослых в психоанализе основывается на контрасте между ИНФАНТИЛЬНОЙ зависимостью детей и независимостью взрослых. Невротическая - зависимость - это состояние, при котором взрослый, который должен быть автономным, чувствует себя гетерономным. "АВТОНОМИЯ ПРОТИВ СТЫДА И СОМНЕНИЯ" - такой термин ввел Erikson (1963) для обозначения второй из своих восьми СТАДИЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА. Она приблизительно соответствует АНАЛЬНОЙ СТАДИИ КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ, где контроль СФИНКТЕРА означает достижение автономии. АВТОНОМНЫЕ ФУНКЦИИ ЭГО (AUTONOMOUS FUNCTIONS OF THE EGO) Это функции, которые вышли из-под непосредственного влияния инстинктов, производными которых они являются, и поэтому свободны от вмешательства КОНФЛИКТОВ. У здоровых личностей речь, дыхание, ходьба являются автономным" функциями ЭГО, и конфликты не вызывают заикания, астмы или паралича ног. Виды деятельности, которые стали функционально автономными, служат примерами успешного РАЗВИТИЯ ЭГО и СУБЛИМАЦИИ; они используют деагрессифицированную и десексуализированную ЭНЕРГИЮ (см. ДЕАГРЕССИФИКАЦИЯ и ДЕСЕКСУАЛИЗАЦИЯ). В ТОПОГРАФИЧЕСКИХ формулировках автономные функции занимают СВОБОДНЫЕ ОТ КОНФЛИКТОВ ЗОНЫ ЭГО. См. Hartmann (1958). АГАПЭ (AGAPE) (Греч.: братская любовь). Иногда используется в связи с ЭРОСОМ для противопоставления альтруистической ЛЮБВИ (Caritas) любви чувственной. АГЕНТ (AGENT) Многие приводящие в замешательство аспекты психоаналитической теории происходят из того факта, что одна из ее базовых предпосылок, ПСИХИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ, категорически отрицает возможность того, что человеческие существа могут быть агентами, способными принимать решения и быть ответственными за собственные действия. В результате перед нами возникают не только неразрешимые вопросы о связи каузальных теорий (см. КАУЗАЛЬНОСТЬ) человеческого поведения с понятиями морали и закона, но и специфические психоаналитические парадоксы, такие как: а) Какое значение можно придавать актам принятия решений, выбора и т.д., если эти акты уже предопределены БЕССОЗНАТЕЛЬНЫМИ силами? б) Кто или что инициирует ЗАЩИТУ? Или в) Если ЭГО создается путем ИНТРОЕКЦИИ, то кто (или что) интроецирует первичные интроекции? По поводу некоторых трудностей прикладных физико-химических теорий, связанных с поведением живых организмов, обладающих сознанием, см. Szasz (1961), Home (1966), Rycroft (1966). См. также КРЕАТИВНОСТЬ; СМЫСЛ. АГОРАФОБИЯ (AGORAPHOBIA) Вид ФОБИИ, при которой пациент избегает открытых пространств и испытывает тревогу (см. ТРЕВОГА), оказавшись в подобных условиях. АГРЕССИЯ (AGRESSION) Гипотетическая сила, ИНСТИНКТ или первопричина, которая представляется побудителем ряда действий и чувств. Часто рассматривается как антитеза СЕКСУ или ЛИБИДО, и в этом случае обозначает разрушительные влечения. Даже когда термин используется как синоним деструктивности, существуют разногласия в том, является ли агрессия первичным влечением, т.е. агрессивным разрешительный инстинктом, или же реакцией на ФРУСТРАЦИЮ. Расходятся мнения и в отношении того, является ли агрессия инстинктом со своими собственными целями или же она лишь поставляет ЭНЕРГИЮ, позволяющую ЭГО преодолевать препятствия на пути к удовлетворению других влечений. Почти общая тенденция аналитиков приравнивать агрессию к НЕНАВИСТИ, деструктивности и САДИЗМУ приходит в противоречие как с этимологией (ad.giadior: я двигаюсь в направлении к...), так и с традиционным пониманием агрессии как динамизма, самоуверенности, экспансивности, влечения. Психоаналитическое использование термина началось с поздних работ Фрейда, где агрессия понимается как производное ИНСТИНКТА СМЕРТИ. ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ использует термины АГ ЕССИФИКАЦИЯ и ДЕАГРЕССИФИКАЦИЯ соотносительно с ЛИБИДИЗАЦИЕЙ и ДЕЛИБИДИЗАЦИЕЙ. Что касается биологии агрессивного поведения, см. Lorenz (1966). АДАПТАЦИЯ (ADAPTATION) Это почти всегда относится к адаптации к ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ в целом, т.е. к способности различать субъективные представления (ФАНТАЗИИ) и внешние восприятия (см. ВОСПРИЯТИЕ), а также к способности эффективно влиять на окружающую среду. Поскольку КЛАССИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ предполагает, что человеческий младенец удовлетворяет желания путем галлюцинаторного ИСПОЛНЕНИЯ ЖЕЛАНИЙ (см. также ГАЛЛЮЦИНАЦИЯ) и не имеет ЭГО или психической структуры, то адаптацию принято рассматривать как производную функцию среды, являющуюся для развивающейся личности результатом ОПЫТА ФРУСТРАЦИЙ. В отношении альтернативного мнения о том, что младенец начинает жизнь уже адаптированным к окружающей среде и способным встретиться с ней, и что его адаптация усложняется по мере взросления и приобретения опыта см. Fairbairn (1952), Winnicott (1958), Hartmann (1958). См. ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА, СРЕДНЕ ОЖИДАЕМАЯ; МАТЬ, НОРМАЛЬНО ПРЕДАННАЯ; АЛЛОПЛАСТИЧЕСКАЯ и АУТОПЛАСТИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ. АДАПТАЦИЯ К РЕАЛЬНОСТИ (RЕАLITУ ADAPTATION) Процесс адаптации к ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ. Относительно важности этого понятия для КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ, считающей, что младенец полностью не приспособлен и подчиняется только ПРИНЦИПУ УДОВОЛЬСТВИЯ без учета внешней РЕАЛЬНОСТИ, см. АДАПТАЦИЯ. АДЛЕРИАНЕЦ, АДЛЕРИАНСКИЙ (ADLERIAN) 1. Последователь Альфреда Адлера (1870-1937), одного из первых учеников Фрейда, который порвал с учителем и в 1911 году основал собственное движение. 2. Прил., относящееся к выдвинутым им идеям. См. КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ; МАСКУЛИННЫЙ ПРОТЕСТ. АЖИТИРОВАННЫЙ (AGITATED) Ажитированная ДЕПРЕССИЯ и МЕЛАНХОЛИЯ являются ПСИХИАТРИЧЕСКИМИ диагностическими терминами, относящимися к пациентам, которые находятся как в состоянии глубокой депрессии и напряжения, так и беспокойства и тревоги. АКТИВНЫЙ и ПАССИВНЫЙ (ACTIVE AND PASSIVE) Фрейд широко использовал идею сосуществовании полярности между активным и пассивным; MACКУЛИННОСТЬ, АГРЕССИЯ, САДИЗМ, ВУАЙЕРИЗМ активны, а ФЕМИННОСТЬ. ПОКОРНОСТЬ, МАЗОХИЗМ и ЭКСГИБИЦИОНИЗМ - пассивны. Поэтому в КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ существует тенденция приравнивать активное к маскулинному, а пассивное - к феминному и определять маскулинность как способность принимать активную роль, а феминность - как способность играть (sic) пассивную роль, а также рассматривать садизм как маскулинное качество, а мазохизм - как феминное. Ситуация, однако, осложняется дальнейшим предположением о том, что инстинкты могут претерпевать ОБРАЩЕНИЕ в свою противоположность, в частности, активные инстинкты могут стать пассивными; садизм и вуайеризм обычно приводят в качестве примеров инстинктов, способных к этому превращению. См. Freud (1915). Приравнивание Фрейдом пассивного к феминному широко критиковалось, особенно женщинами-аналитиками - Horney (1916), Klein (1948) и Payne (1935). Оно является примером того, что Джонс назвал фрейдовским ФАЛЛОЦЕНТРИЧЕСКИМ взглядом на женщин. Лишь Hermann (1935) подверг сомнению равенство активного и маскулинного. Попытки описать гетеросексуальные отношения в терминах мужской активности и женской пассивности могут привести к абсурду, как, например, у Deutsch (1946), которая описывает "активное преследование пассивных целей" как феминную характеристику. Существует также тенденция считать, что матери активны, а их младенцы пассивны, хотя оба процесса - кормление и сосание - включают активность. В обоих случаях определения в терминах активной и пассивной ролей предполагают, что отношения представляют собой скорее столкновения, нежели взаимодействия, и путают активность с инициацией действия, а пассивность - с отзывчивостью и восприимчивостью. АКТУАЛЬНЫЙ НЕВРОЗ (ACTUAL NEUROSIS) В своих ранних работах Фрейд делал различие между ПСИХОНЕВРОЗАМИ и актуальными неврозами, где первые обусловлены психологическими КОНФЛИКТАМИ и событиями прошлого, а последние представляют собой физиологические последствия нарушений сексуальной деятельности в настоящее время. Он также различал две формы актуальных неврозов: НЕВРАСТЕНИЮ, как результат сексуальной избыточности, и НЕВРОЗ СТРАХА, как результат не получившего разрядки сексуального возбуждения. См. Freud (1894). См. также НЕВРАСТЕНИЯ; НЕВРОЗ СТРАХА. АЛГОЛАГНИЯ (ALGOLAGNIA) Наслаждение БОЛЬЮ. АЛИЕНИСТ (ALIENIST) Устаревший термин, обозначающий "ПСИХИАТР". АЛЛОПЛАСТИЧЕСКАЯ и АУТОПЛАСТИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ (ALLOPLASTIC AND AUTOPLASTIC ADAPTATION) Термины введены F. Alexander (1930) дня разграничения адаптивных реакций, которые изменяют ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ, и реакций, изменяющих себя. Механизмы ЗАЩИТЫ, используемые в ПСИХОНЕВРОЗАХ, представляют собой классический пример аутопластической АДАПТАЦИИ. АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (AMBIVALENCE) Термин введен Юджином Блейлером, чтобы отразить сосуществование противоречивых ИМПУЛЬСОВ и ЭМОЦИЙ, направленных на один и тот же объект. Обычно термин относят к сосуществованию ЛЮБВИ и НЕНАВИСТИ. Амбивалентность следует отличать от смешанных чувств по отношению к кому-либо. Она связана с глубинной эмоциональной установкой, где противоречивые отношения имеют общий источник и являются взаимозависимыми, тогда как смешанные чувства могут базироваться на реалистической оценке несовершенной природы объекта. В рассказе о яйце кюре не был амбивалентен по отношению к яйцу, хотя не исключено, что он был амбивалентен по отношению к епископу. Хотя амбивалентность порождается невротическим КОНФЛИКТОМ, ее легче всего наблюдать в ОБСЕССИВНЫХ НЕВРОЗАХ, при которых делается попытка уравновесить в СОЗНАНИИ обе стороны амбивалентности. При других видах неврозов та или другая сторона амбивалентности обычно оказывается вытесненной (см. ВЫТЕСНЕНИЕ). АМНЕЗИЯ (AMNESIA) Утрата способности помнить. Инфантильная амнезия - утрата детских и ИНФАНТИЛЬНЫХ воспоминаний. Истерическая амнезия - невротический симптом, при котором пациент жалуется на потерю памяти, длящуюся определенный период времени. АНАЛИЗАНД (ANALYSAND) Человек, проходящий анализ. Слово редко употребляется. Он дает возможность не называть тех, кто изучает психоанализ, пациентами. АНАЛИТИК БЕЗ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (LAY ANALYST) ПСИХОАНАЛИТИК, у которого нет медицинской квалификации. Хотя в большинстве стран, кроме Англии, психоанализ практикуют исключительно представители медицинской профессии, Фрейд считал, что психоанализ должен стать профессией, не зависящей от медицины, "профессией целителей по призванию, которым нет нужды быть врачами и которые не должны быть священниками". Эта цитата необычна в том смысле, что "по призванию" здесь гораздо больше означает "неклерикальный", чем "медицинский". АНАЛИТИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ (CEONSTRUCTIONS IN ANALYSIS) Гипотезы, согласно которым событие из детства вспоминается не самим пациентом, а реконструируется по данным, полученным из его СВОБОДНЫХ АССОЦИАЦИЙ. Вера Фрейда в значимость определенных событий (ТРАВМ) при образовании НЕВРОЗА заставила его придавать большое практическое и теоретическое значение точности и убедительности конструкций, даже когда они относились к событиям столь ранним, что припоминание этих событий было маловероятно. Конструкции, которые позднее подтверждались вспоминанием или информацией из других источников, также высоко ценились Фрейдом как свидетельство исторической и научной точности психоанализа (см. НАУКА). АНАЛЬНАЯ СТАДИЯ, ФАЗА(ANAL STAGE, PHASE) а) По утверждению ИНСТИНКТ-ТЕОРИИ, стадия инфантильного развития либидо, в которой анус и дефекация являются главными источниками чувственного удовольствия и формируют центр инфантильного САМООСОЗНАНИЯ; б) Стадия инфантильного РАЗВИТИЯ ЭГО, на которой управление телом, особенно его СФИНКТЕРАМИ, а также социализация импульсов являются предметом главной озабоченности ребенка. АНАЛЬНО-САДИСТИЧЕСКИЙ, АНАЛЬНЫЙ САДИЗМ(ANAL-SADISTIC, -SADISM) Относится к садистическим фантазиям (см. САДИЗМ) и подразумевает, что они возникают на АНАЛЬНОЙ СТАДИИ. АНАЛЬНО-ЭРОТИЧЕСКИЙ, АНАЛЬНЫЙ ЭРОТИЗМ(ANAL-EROTIC, -EROTISM) Относится к чувственному удовольствию, получаемому от анальных ощущений. АНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР(ANAL CHARACTER) Разновидность невроза ХАРАКТЕРА, рассматриваемого как результат ФИКСАЦИИ на АНАЛЬНОЙ СТАДИИ. Термин обычно используется в отношении ФОРМИРОВАНИЯ РЕАКЦИИ против АНАЛЬНОГО ЭРОТИЗМА, в частности. КОМПУЛЬСИВНОГО упрямства, аккуратности и скупости, но может относиться и к противоположным им принудительной уступчивости, неопрятности и щедрости. См. НЕВРОЗ НАВЯЗЧИВЫХ СОСТОЯНИЙ. АНАМНЕЗ (ANAMNESIS) Медицинский термин для обозначения истории болезни пациента, данной в его изложении во время приема, т.е. его воспоминания о прошлом, имеющем отношение к болезни. АНГЕДОНИЯ (ANHEDONIA) Отсутствие способности испытывать удовольствие. АНИМА, АНИМУС (ANIMA, ANIMUS) Юнгианские термины, обозначающие бессознательный женский образ у мужчин и бессознательный мужской образ у женщин. АНОРЕКСИЯ (ANOREXIA) Отсутствие аппетита. ANOREXIA NERVOSA: ПСИХОГЕННОЕ отсутствие аппетита, достаточно серьезное, чтобы представлять угрозу здоровью или жизни. АПАТИЯ (APATHY) Отсутствие каких-либо ЭМОЦИЙ вообще. Ее следует отличать от ОТЧАЯНИЯ, представляющего собой потерю надежды, и от СКУКИ, возникающей при блокировании направленной вовне активности, будь то по внешним или по невротическим причинам. Согласно Greenson (1949), апатия может быть жизнеспасающей защитой в экстремальных ситуациях: приводя мышление как бы в нейтральное состояние, можно избежать как отчаяния, так и истощения, вызванных не оправдавшимися надеждами. См. также Fenichel (1954). АППАРАТ ПСИХИЧЕСКИЙ (APPARATUS PSYCHIC(AL), MENTAL). См. ПСИХИЧЕСКИЙ АППАРАТ. АРХЕТИП (ARCHETYPE) ЮНГИАНСКИЙ термин для обозначения содержания КОЛЛЕКТИВНОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО, т.о. врожденных идей, или тенденция к организации опыта в рамках врожденно-предопределенных паттернов. АУТЕНТИЧНЫЙ и НЕАУТЕНТИЧНЫЙ (AUTHENTIC AND INAUTHENTIC) Экзистенциальные термины (см. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ), используемые для различения действий, выполняемых честно или нечестно, которые ИСТИННЫ или ЛОЖНЫ по отношению к СЕБЕ. Психоаналитическая теория не располагает средствами для различения этих понятий, как и понятий "искренний" и "неискренний", хотя психоаналитическая практика во многом зависит от способности терапевта делать это. Однако неаутентичное поведение обычно интерпретируется как защитное (см. ЗАЩИТА); смысл заключается в том, что "истинные" чувства и мотивы пациента - не то, которые он сам осознает: иначе говоря, он неискренен, ибо пытается избежать столкновения с некоторыми аспектами ситуации или самого себя, опасаясь возможной тревоги (см. ТРЕВОГА). Критерии при решении вопроса, является ли поведение, основанное на ИДЕНТИФИКАЦИЯХ, аутентичным, остаются неясными; однако можно считать, что скорее аутентично то поведение, которое основано на идентификации с любимым объектом, нежели поведение, основанное на идентификации с объектом, который ненавидят или которого опасаются. АУТИЗМ, АУТИСТИЧНЫЙ (AUTISM, AUTISTIC) (Букв.: ориентированный на себя). АУТИСТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ - это мышление, которое определяется лишь желаниями и ФАНТАЗИЯМИ субъекта без учета окружающей среды или реалистического (см. РЕАЛЬНЫЙ) восприятия пространства и времени. ИНФАНТИЛЬНЫЙ АУТИЗМ - это детский ПСИХОЗ, при котором пациент полностью лишен способности доверять или общаться с кем бы то ни было; он либо нем, либо имеет сложные расстройства речи; и если бы не его способность обращаться с неодушевленными предметами, его можно было бы диагностировать как умственно отсталого. Многие, возможно большинство психиатров, убеждены, что это наследственное органическое заболевание. Однако у Bettelheim (1967) вы найдете радикально психоаналитическую интерпретацию. АУТОПЛАСТИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ (AUTOPLASTIC ADAPTATION) См. АЛЛОПЛАСТИЧЕСКАЯ и АУТОПЛАСТИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ. АУТОЭРОТИЗМ, АУГОЭРОТИЧЕСКИЙ (AUTO-EROTISM, -EROTIC) Термины относятся или к доставляющей удовольствие деятельности, в которой объектом является сам субъект (МАСТУРБАЦИЯ, сосание пальца), или к ЛИБИДНОЙ установке, ориентации или стадии РАЗВИТИЯ. В первом случае слова используются объективно, для описания наблюдаемого поведения, во втором случае их использование подразумевает отображение гипотезы об игнорировании пациентом или ребенком внешних объектов. Согласно классической ИНСТИНКТ-ТЕОРИИ, младенцы ориентированы аутоэротически, т.е. их отношение к МАТЕРИ базируется исключительно на любви к себе, а их потребность в матери - на ее способности доставлять удовольствие. В этом смысле термин "аутоэротический" является синонимом термина "нарциссический" (см. НАРЦИССИЗМ). ОБЪЕКТ-ТЕОРИЯ не принимает идею аутоэротической фазы в младенчестве и придерживается взгляда, что у младенца с самого начала устанавливаются отношения с матерью, что, по Fairbairn (1952), младенец "ищет не удовольствие - ищет объект". В соответствии с этим взглядом аутоэротическое поведение является заместительным, т.е. субъект использует часть самого себя в качестве символического эквивалента кого-либо другого. АФАНИЗ (APHANISIS) Термин, введенный Jones (1948) для описания крайней степени страха перед полной потерей способности к УДОВОЛЬСТВИЮ. АФОНИЯ (APHONIA) Неспособность говорить и издавать звука. В тех случаях, когда является ПСИХОГЕННОЙ, представляет собой симптом ИСТЕРИЧЕСКОЙ КОНВЕРСИИ. АФФЕКТ (AFFECT) Общий термин для чувств и ЭМОЦИЙ. Общепринятой психоаналитической теории аффектов не существует, однако различают АФФЕКТЫ РАЗРЯДКИ, которые сопровождают проявление влечения, и АФФЕКТЫ НАПРЯЖЕНИЯ, которые сопровождают сдерживание влечения. Считается, что аффекты прикрепляются к идеям, а не наоборот. Различие понятий "аффект" и "эмоция" в том, что аффект рассматривается так неразрывно связанный с идеями, а эмоция - как самоценное, независимое переживание. См. Glover E. (1939), Brierley (1951), Rapaport (1953). АФФЕКТИВНОЕ РАССТРОЙСТВО, ПСИХОЗ(AFFECTIVE DISORDER, PSYCHOSIS) Психиатрический диагностический термин для психозов, характеризующихся расстройствами НАСТРОЕНИЯ. См. МАНИАКАЛЬНО-ДЕПРЕССИВНЫЙ ПСИХОЗ; ДЕПРЕССИЯ; МАНИЯ. АФФЕРЕНТНЫЙ (AFFERENT) Прил.. Обозначает нервы, передающие ИМПУЛЬСЫ и сигналы от периферии к центру, - по контрасту с ЭФФЕРЕНТНЫМИ нервами, передающими их от центра к периферии. Ссылка на страницу: Критический словарь психоанализа Теги: Критический словарь психоанализа | |
|
ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам
Всего комментариев: 0 | |