16:51 Критический словарь психоанализа | |
ПРИЧИННОСТЬ (CAUSALITY) Концепция, согласно которой некие события можно объяснить как неизбежные следствия предшествовавших событий, где последние являются причинами, а первые - результатами. Психоанализ обычно рассматривается как причинная теория, поскольку объясняет текущие события, симптомы и т.д. с точки зрения предшествующего опыта субъекта. Тенденция психоанализа объяснять происходящие в СОЗНАНИИ психические процессы на языке БЕССОЗНАТЕЛЬНЫХ сил, побуждений и т.д. также является примером концепции причинности, поскольку предполагает, что бессознательная "причина" первична и содержит энергию прошлого. Фрейдовская концепция психического ДЕТЕРМИНИЗМА основана, на предположении, что бессознательные процессы могут быть причиной сознательных, но не наоборот. Некоторые аспекты психоаналитической теории, особенно те, которые связаны с ИНТЕРПРЕТАЦИЕЙ СНОВИДЕНИЙ и использованием СИМВОЛОВ, имеют отношение не к причинности, а к СМЫСЛУ и грамматике бессознательного мышления. См. Ryeroft (1966), Home (1966), Szasz (1961). ПРОГНОЗ (PROGNOSIS) Прогнозирование; предсказание течения заболевания. Различают два вида прогноза в отношении течения болезни: при лечении и без лечения. Психоанализ полагает, что НЕВРОЗЫ имеют плохой прогноз, т.е. что они являются хроническими заболеваниями, при которых спонтанное выздоровление маловероятно. Теоретическим обоснованием этого положения является приводимое в качестве доказательства происхождение неврозов в детстве. Однако необычайно трудно отыскать факты, подтверждающие это положение, и данный вопрос в любом случае остается проблематичным, поскольку при психиатрическом подходе (см. ПСИХИАТРИЯ) отмечается динамика симптомов, в то время как психоаналитики мыслят с позиции всей личности пациента. Исчезновение симптомов, регистрируемое психиатрической статистикой как выздоровление, психоаналитиком может быть оценено как результат незначительного изменения в психопатологии больного.См. Eysenck (1965), Malan (1963). ПРОЕКТИВНЫЕ ТЕСТЫ или ПРОЕКЦИОННЫЕ ТЕСТЫ (PROJECTIVE TESTS or PROJECTION TESTS) Психологические тесты, направленные на выявление личностных особенностей, тле субъекту предлагается интерпретировать рисунки или неопределенные конфигурации, такие, как чернильные пятна, исходя из собственного воображения. ПРОЕКЦИЯ (PROJECTION) Букв.: бросание от себя. Отсюда использование этого термина в психиатрии и психоанализе в значении "восприятие психического образа как объективной РЕАЛЬНОСТИ". В психоанализе можно выделить два более частных значения: а) присущее всем искажение психической деятельности, как в СНОВИДЕНИЯХ и ГАЛЛЮЦИНАЦИЯХ; б) процесс, посредством которого конкретные ИМПУЛЬСЫ, желания, части СЕБЯ или ВНУТРЕННИЕ объекты локализуются воображением в каком-либо ОБЪЕКТЕ, внешнем по отношению к индивиду. Проекции этих частей себя предшествует ОТРИЦАНИЕ, т.е. индивид отрицает, что у него есть такое-то и такое-то чувство, такое-то и такое-то желание, но утверждает, что они есть у кого-то другого. Иногда проецируемое желание или эмоция сохраняют направленность на первоначальный объект: "Это не я не люблю (люблю) X, a Y испытывает эти чувства к X". Однако, чаще проецируемое желание или эмоция сопровождаются ОБРАЩЕНИЕМ: "Я не люблю Х (не испытываю ненависти к X), а вот Х любит (ненавидит) меня". Проекция внутренних объектов состоит в приписывании чувств, которые индивид испытывает к себе, кому-то из его окружения; это обусловлено интроецированием (см. ИНТРОЕКЦИЯ) какого-то внешнего объекта в прошлом, например, индивид воображает, что Х любит (ненавидит) его, как, согласно его воображению, это делал Y в прошлом. Поскольку интроецированные объекты сами могут быть хранилищем проекций, то проекция внутренних объектов может приводить к тому, что реципиент наделяется характеристиками не только прошлых объектов, но и -некоторыми особенностями прошлого "я" индивида. Проекция была впервые описана в связи с БРЕДОМ ПРЕСЛЕДОВАНИЯ, который Freud (1911) интерпретировал как результат отрицания, проекции и обращения. Суть его гипотезы в том, что ПАРАНО-ИДНЫЙ больной отрицает свои ГОМОСЕКСУАЛЬНЫЕ чувства, проецируя их на кого-то другого и затем дважды их переворачивая, тем самым трансформируя и маскируя гомосексуальный импульс бредом, согласно которому его ненавидят. Иными словами, он отрицает, что любит лицо мужского пола X, а вместо этого утверждает, что Х ненавидит его. В последние годы, во многом благодаря влиянию Мелани Клейн (см. КЛЕЙНИАНСКИЙ), проекция понимается как нормальный процесс развития (см. РАЗВИТИЕ). Большинство исследований ИНФАНТИЛЬНОГО развития предполагает, что младенец, как правило, приписывает своим объектам импульсы, которые в действительности являются его собственными, а затем интроецирует объекты, искаженные этими проекциями, получая тем самым внутренние объекты, обладающие его собственными качествами. Согласно Клейн, действительно, весь страх перед МАТЕРЬЮ в младенчестве и все параноидные идеи в более поздней жизни в конце концов идут не от реальных переживаний, связанных с тем, что кто-то младенца ненавидит, отвергает или дурно с ним обращается, а от их проекции на ГРУДЬ собственного саморазрушительного ИНСТИНКТА СМЕРТИ младенца.См.ПАРАНОИДНО-ШИЗОИДНАЯ ПОЗИЦИЯ. ПРОТИВОРЕЧИВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ (DOUBLE BIND) Согласно Bateson et al. (Towards a Theory of Schizophrenia, 1956), детство будущих ШИЗОФРЕНИКОВ характеризуется повторяющимся опытом попадания в силки противоречивых требований, расставляемых обычно их МАТЕРЯМИ. Заключается это в том, что ребенок становится объектом несовместимых, противоречивых эмоциональных требований в ситуациях, из которых нет выхода. Ни один из членов семьи не помогает ребенку, никто не компенсирует поведение матери, не исправляет его и не разъясняет его ребенку. Ответом шизофреника на противоречивые требования является утрата способности распознавать логику мышления. Другими словами, ЗАЩИТА ребенка от путаницы и от АМБИВАЛЕНТНОСТИ, своей и матери, сводится к утрате способности воспринимать нюансы, позволяющие получать ИНСАЙТ в отношении мотивов и воспринимать различия между явными и скрытыми значениями. Выражаясь непрофессионально, противоречивые требования - ситуация "невозможная". Строго говоря, противоречивые требования не являются ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИМ понятием, поскольку относятся к ИНТЕРПЕРСОНАЛЬНЫМ отношениям, а не к внутреннему КОНФЛИКТУ или процессу развития. Хотя первоначально понятие было сформулировано в теории шизофрении, оно затем стало использоваться при объяснении невротического поведения. Была рассмотрена также вероятность того, что аналитик может поставить пациента в аналогичное положение. См. Family Process (американский журнал), Laing (1961), Lidz (1964). ПРОЦЕССЫ, ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ(PROCESSES, PRIMARY AND SECONDARY) Два типа психической деятельности; первая характерна для психических функций БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО, вторая - СОЗНАТЕЛЬНОГО мышления. МЫШЛЕНИЕ ПЕРВИЧНОГО ПРОЦЕССА обнаруживает КОНДЕНСАЦИЮ и СМЕЩЕНИЕ, т.е. образы часто сливаются и легко могут заменять и символизировать друг друга (см. СИМВОЛ); этот процесс использует подвижную ЭНЕРГИЮ, игнорирует категории пространства и ВРЕМЕНИ и управляется ПРИНЦИПОМ УДОВОЛЬСТВИЯ, т.е. уменьшает неудовольствие инстинктного НАПРЯЖЕНИЯ путем галлюцинаторного ИСПОЛНЕНИЯ ЖЕЛАНИЯ (см. также ГАЛЛЮЦИНАЦИЯ). В ТОПОГРАФИЧЕСКИХ формулировках - это способ МЫШЛЕНИЯ, действующий в ИД. МЫШЛЕНИЕ ВТОРИЧНОГО ПРОЦЕССА подчиняется правилам грамматики и формальной логики, использует связанную энергию и управляется ПРИНЦИПОМ РЕАЛЬНОСТИ, т.е. уменьшает НЕУДОВОЛЬСТВИЕ инстинктного напряжения путем адаптивного поведения (см. АДАПТАЦИЯ). Фрейд считал первичные процессы онтогенетически (см. ОНТОГЕНЕЗ) и филогенетически более ранними, чем вторичные процессы, - отсюда и терминология - и считал их неотъемлемым свойством слабую адаптивность. Все РАЗВИТИЕ ЭГО вторично по отношению к ВЫТЕСНЕНИЮ первичных процессов. Вторичные процессы, по его мнению, развивались наравне и одновременно с ЭГО, и с адаптацией к внешнему МИРУ и теснейшим образом связаны с вербальным мышлением. Пример первичных процессов - сновидения (см. СНОВИДЕНИЯ), вторичных - мысль. Грезы, образная и творческая деятельность (см. ВООБРАЖЕНИЕ и КРЕАТИВНОСТЬ), а также эмоциональное мышление - это смешанные проявления обоих процессов. Эти два процесса напоминают дискурсивный и недискурсивный символизм, описанный Suzanne Langer (1951). По поводу отдельных возражений относительно взаимного антагонизма первичных и вторичных процессов и слабой адаптивности первичных процессов см. резюме Rycroft (1962). Мнение самого Фрейда об этих двух процессах см. Freud (1900, 1911, 1917).См. также ВЕРБАЛИЗАЦИЯ; СЛОВЕСНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ. ПРЯМОЙ АНАЛИЗ (DIRECT ANALYSIS) Вид ПСИХОТЕРАПИИ, которую отстаивал Rosen (1953) и при которой терапевт пренебрегает характерным для ТРАНСФЕРА свойством "как будто бы" и утверждает, что он является отцом пациента, его матерью и т.д. Первоначально получил поддержку как ПСИХОТЕРАПИЯ ПСИХОЗОВ. ПСЕВДО- (PSEUDO-) Ложный или вводящий в заблуждение. Отсюда: ЛОЖНАЯ БЕРЕМЕННОСТЬ (PSEUDOCYESIS). Состояние, при котором больная считает себя беременной, демонстрируя некоторые признаки беременности - обычно отсутствие месячных и увеличение живота, - но в действительности беременной не является. ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ЛЖИВОСТЬ (PSEUDOLOGIA FANTASTICA). Состояние, при котором субъект имеет привычку много и подробно говорить такого рода неправду, которая способствует повышению собственной значимости и интереса к нему других. ПСЕВДОВЗАИМНОСТЬ (PSEUDO-MUTUALITY). Феномен, наблюдаемый в супружеских парах и в семьях, члены которых объединены способностью удовлетворять невротические потребности друг друга. См. Wynne (1958). ПСИХИАТР (PSYCHIATRIST) Практикующий врач, специализирующийся в ПСИХИАТРИИ. ПСИХОАНАЛИТИК может быть психиатром, но может и не быть им. АНАЛИТИКИ БЕЗ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ не являются психиатрами, поскольку не имеют медицинского диплома. Аналитик с медицинской подготовкой вряд ли станет претендовать на то, чтобы быть психиатром, если только у него не было также практики в области общей психиатрии, т.е. в лечении форм ПСИХИЧЕСКИХ БОЛЕЗНЕЙ, при которых психоанализ не показан. ПСИХИАТРИЯ (PSYCHIATRY) Отрасль медицины, имеющая дело с больными, предъявляющими симптомы душевного расстройства (см. ПСИХИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ), независимо от того, имеют они физическую или психическую природу. Распространенное отождествление психиатрии с психоанализом не обосновано в силу нескольких причин: а) психиатрическая практика включает лечение ряда заболеваний, о которых известно, что они - физического происхождения, напр., общий паралич душевнобольного, старческое СЛАБОУМИЕ, органические ПСИХОЗЫ, умственная отсталость; б) среди психиатрических методов лечения имеются такие, которые не являются ни психоаналитическими, ни психотерапевтическими, например, электросудорожная терапия и применение транквилизаторов, антидепрессантов и седативных препаратов; в) многие психиатры активно выступают против психоанализа и никогда не рекомендуют его даже для тех видов заболеваний, для которых он, по мнению психоаналитиков, показан; г) природа функциональных психозов, в частности, ШИЗОФРЕНИИ и МАНИАКАЛЬНО-ДЕПРЕССИВНОГО ПСИХОЗА, которые дают наибольшее число больных для психиатрических клиник, остается проблематичной; ОРГАНИЧЕСКАЯ ШКОЛА считает, что психозы вызываются до сих пор не выясненными физическими причинами; ДИНАМИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННАЯ ШКОЛА говорит о роли ПСИХОГЕННЫХ ФАКТОРОВ, не претендуя, однако, на то, что излечение может быть достигнуто существующими психоаналитическими или психотерапевтическими методами; д) лишь небольшая часть психиатров, по крайней мере, в Англии, имеет некоторую подготовку по психоанализу. ПСИХИКА (1) (MIND) В переводе Фрейда, сделанном Стрэчи, немецкое "Seele" переводится как "душа", a "Psyche" - как "психика". Тем не менее, оба термина являются синонимами, также как слова "психический" и "душевный". Как показал Брирли, психоанализ рассматривает психику как процесс, а не предмет, несмотря на обыкновение Фрейда относить психические явления к ПСИХИЧЕСКОМУ АППАРАТУ. "Общая теория психоанализа, если определять се как можно более обобщенно, есть психология психических процессов и их организации. В такой психологии психика перестает быть статической структурой или чем-то вещественным и становится динамической сущностью, тем, что объединяет действия и последовательность адаптивных реакций" - Brieriey (1951). Психоанализ также считает, что психика (психические процессы) находится в некоторой сущностной связи с телом (телесными процессами). Несмотря на языковые традиции, заставляющие говорить о теле и психике как о вещах различных, хотя и взаимодействующих, психоанализ содержит ряд понятий, которые связывают психологию с физиологией и биологией. Среди них ИНСТИНКТ, ИД, БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ, АФФЕКТ, сексуальность (см. СЕКС), ЭРОГЕННЫЕ ЗОНЫ, СИМВОЛИЗМ. ПСИХИКА (2) (PSYCHE) Душа. Психоаналитическая литература, вслед за Фрейдом, использует термины "психика" и "ДУША" (Seele) как синонимы. Оба соответствующих прилагательных - психический и душевный - являются также синонимами прилагательного "ментальный". Ни один из них не имеет отношения к "ПСИХИЧЕСКОМУ ИССЛЕДОВАНИЮ" в смысле изучения паранормальных явлений, сверхчувственного восприятия и т.д. Однако, в то время как душа обычно противопоставляется "телу", психика противопоставляется "COME". ПСИХИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ (MENTAL ILLNESS) Этот термин охватывает ПСИХОЗЫ, ПСИХОНЕВРОЗЫ и ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА - три различных клинических сущности. Некоторые из них, по крайней мере некоторые из психозов - это болезни, сходные с физическими недугами: у них имеются очевидные физические причины, объясняющие СИМПТОМЫ без учета личности больного или мотивов, по которым он хотел бы быть больным. Неврозы сходны с физическими недугами тем, что имеют симптомы, на которые жалуется пациент, но не поддаются объяснению без обращения к личности и мотивам пациента, т.е. они суть создания самого больного, а не просто результат влияния на него тех или иных причин. Поведенческие расстройства - это состояния, при которых отсутствуют симптомы, на которые "пациент" жалуется сам: возражает против анормального поведения общество, а не пациент. Обществу выгодно считать неврозы и тем более поведенческие расстройства болезнями, т.к. это оправдывает возможность терапевтического вмешательства. В основе этого подхода лежит ошибка мышления: бессознательные мотивы приравниваются к причинам. См. Szasz (1961), Home (1966), Rycroft (1966). ПСИХИЧЕСКИЙ (PSYCHIC, PSYCHICAL) См. ПСИХИКА, 1, 2. ПСИХИЧЕСКИЙ АППАРАТ (PSYCHIC(AL) APPARATUS) Основное понятие фрейдовской МЕТАПСИХОЛОГИИ. "Мы полагаем, что психическая жизнь есть функция аппарата, которому мы приписываем характеристики протяженности в пространстве, и который состоит из нескольких частей (т.е. ИД, ЭГО и СУПЕР-ЭГО)" - Freud (1940). Формулировки, согласно которым психическая деятельность локализуется в какой-либо части аппарата, называют ТОПОГРАФИЧЕСКИМИ; те, которые определяют ее в терминах взаимодействия частей или изменения формы, называют СТРУКТУРНЫМИ; те, которые постулируют движение в ней ЭНЕРГИИ, называют ЭКОНОМИЧЕСКИМИ. Психоаналитики существенно расходятся в своем отношении к психическому аппарату, одни воспринимают эту идею с удовольствием, другие находят, что она лишь сбивает с толку. Первые рассматривают ее как понятие, которое оправдывает притязания психоанализа считаться объективной, лишенной субъективизма НАУКОЙ, столь же точной и строгой в своих формулировках, как и другие дисциплины, сформировавшиеся давно и имеющие прочные позиции. Вторые чувствуют, что идея психического аппарата устраняет личность, а объективность достигается ценой того, что игнорируется ее собственное содержание. КЛАССИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ и ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ используют данное понятие; ОБЪЕКТ-ТЕОРИЯ отвергает его, хотя в то же время пытается сохранить многие идеи, классически сформулированные с позиций этого понятия; ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ использует его как отправной пункт в своей критике психоанализа. Собственные формулировки Фрейда см.: Freud (1900,1917,1940). Весьма умелый подход к понятию можно найти у Rapaport (1951). Доброжелательную критику см.: у Brierley (1951), полное неприятие - у Guntrip (1961). Следует, по-видимому, добавить, что Фрейд часто и последовательно высказывался об этом понятии как о КОНСТРУКТЕ. См. ИНСТИНКТ-ТЕОРИЯ и ОБЪЕКТ-ТЕОРИЯ; ОНТОЛОГИЯ; ПЕРСОНОЛОГИЯ; ТЕОРИЯ ПРОЦЕССА; ФЕНОМЕНОЛОГИЯ. ПСИХИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ (PSYCHIC(AL) DETERMINISM) См. ДЕТЕРМИНИЗМ, ПСИХИЧЕСКИЙ. ПСИХИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ (PSYCHICAL RESEARCH) Парапсихология; изучение паранормальных явлений (экстрасенсорное восприятие, психокинез). Интерес Фрейда к психическому исследованию и оккультизму, существовавший у него на протяжении всей жизни, а также АМБИВАЛЕНТНОЕ к ним отношение описаны в его биографии: Jones, v. 3 (1957). "Желание верить упорно боролось с предостережениями не верить". ПСИХОАНАЛИЗ (PSYCHOANALYSE) 1. Вид лечения НЕВРОЗОВ, изобретенный Фрейдом в 1890-х гг. и разрабатывавшийся далее им самим, его учениками и последователями. Ключевые определяющие понятия: 2. а) СВОБОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ, сменившая ГИПНОЗ; б) ИНТЕРПРЕТАЦИЯ, сменившая внушение; в) ТРАНСФЕР. Сущность ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ заключается в том, что пациенту предлагают свободно высказываться и помогают ему в этом; в том, что интерпретируют как ассоциации, так и те препятствия, с которыми пациент сталкивается, пытаясь ассоциировать, а также в том, что интерпретируют его чувства и отношения к аналитику. Виды ПСИХОТЕРАПИИ, использующие теорию Фрейда в сочетании с другими методами, представляют собой, строго говоря, Психоаналитически ориентированную психотерапию, но не психоанализ. 3. Психологические теории происхождения неврозов и (позднее) общего психического РАЗВИТИЯ, сформулированные Фрейдом, его учениками и последователями параллельно с открытием и разработкой психоаналитического лечения. Ключевыми определяющими понятиями являются: 4. а) БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - представление о том, что существует психическая деятельность, которая субъектом не осознается, но которая тем не менее оказывает динамическое воздействие на его поведение; б) СОПРОТИВЛЕНИЕ - идея о том, что СОЗНАНИЕ сопротивляется проникновению БЕССОЗНАТЕЛЬНЫХ тенденций и делает это с помощью ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ; в) ТРАНСФЕР - понятие о том, что на отношение субъекта к объектам настоящего бессознательно влияет его отношение к прошлым объектам и что, в частности, отношение пациента к своему аналитику повторяет его отношения с родителями в детском возрасте. 5. Хотя 1 и 2 определяют психоанализ в терминах, которые (я надеюсь) являются приемлемыми для фрейдистских аналитиков всех школ, непрофессионалы употребляют этот термин в значительно более широком смысле, включая теории и терапевтические методы всех ПСИХОТЕРАПЕВТОВ - последователей Фрейда, Юнга и Адлера, невзирая на то, что ЮНГИАНЦЫ называют себя АНАЛИТИЧЕСКИМИ ПСИХОЛОГАМИ, а свою теорию - аналитической психологией, а АДЛЕРИАНЦЫ называют себя ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПСИХОЛОГАМИ. Относительно ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО ПСИХОАНАЛИЗА см. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ. ПСИХОАНАЛИТИК (PSYCHOANALYST) Любой, кто прошел курс обучения ПСИХОАНАЛИЗУ в официально признанном психоаналитическом институте и кто практикует лечение психоанализом. ПСИХОБИОЛОГИЧЕСКИЙ(PSYCHOBIOLOGICAL) 1. Относящийся к психологическим проблемам в биологии или к проблемам, требующим как психологического, так и биологического рассмотрения. 2. Относящийся непосредственного к психобиологической школе психиатрии, основанной в Америке Адольфом Мейером. ПСИХОГЕНЕЗ (PSYCHOGENESIS) Происхождение и развитие психических процессов. ПСИХОГЕННЫЙ (PSYCHOGENIC) Характеристика заболеваний и симптомов, имеющих психическую природу. ПСИХОДИНАМИКА (PSYCHODYNAMICS) Или 1. Изучение психических процессов с ДИНАМИЧЕСКОЙ точки зрения. Или 2. Теоретическое формулирование механизмов (динамики) психики конкретного человека, свободной от патологии. ПСИХОДРАМА (PSYCHODRAMA) Вид ПСИХОТЕРАПИИ, при которой пациент должен играть роль в каком-либо спектакле, созданном с учетом специфики его симптомов или проблем; другие роли при этом исполняют члены терапевтической группы. ПСИХОЗ (PSYCHOSIS) Как психиатрия, так и психоанализ используют этот термин для описания душевных заболеваний, жертвы которых рассматриваютсякак NON COMPOS MENTIS; это отличает его от НЕВРОЗА, где здравый ум пациента никогда не ставится под сомнение. Психиатрическое понимание психоза обычно подразумевает отсутствие у пациента ИНСАЙТА в отношении того факта, что он болен, тогда как психоанализ рассматривает психоз с позиций утраты способности к ТЕСТИРОВАНИЮ РЕАЛЬНОСТИ. Психиатрия различает ОРГАНИЧЕСКИЕ ПСИХОЗЫ, которые вызваны очевидным органическим заболеванием, обычно заболеванием головного мозга, и ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПСИХОЗЫ, при которых не наблюдается органического поражения. Существуют разногласия, являются ли функциональные психозы следствием еще не выявленных физиологических и органических причин или представляют собой ПСИХОГЕННЫЕ заболевания, отличающиеся от неврозов лишь более тяжелым течением. Эта полемика является частью разногласий, которые разделяют ОРГАНИЧЕСКУЮ и ПСИХОДИНАМИЧЕСКУЮ психиатрические школы. Как психиатрия, так и психоанализ признают три функциональных психоза: ШИЗОФРЕНИЮ, МАНИАКАЛЬНО-ДЕПРЕССИВНЫЙ ПСИХОЗ и ПАРАНОЙЮ (хотя последняя иногда рассматривается как разновидность первой). Согласно КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ, психозы, даже психогенной природы, не поддаются психоаналитическому лечению, поскольку представляют собой расстройства нарциссического типа (см. НАРЦИССИЗМ), при котором пациент не способен к формулированию ТРАНСФЕРА. Однако небольшая, но героическая группа аналитиков, которые все же пытаются анализировать психотиков, утверждает, что последние способны к трансферу, но что этот трансфер качественно отличается от невротического: вместо того, чтобы принимать аналитика как ОБЪЕКТ (и, в определенной степени, ХОРОШИЙ ОБЪЕКТ), больной психозом рассматривает его как часть себя или как врага (трансфер идентификации и преследования (см. ИДЕНТИФИКАЦИЯ и ПРЕСЛЕДОВАНИЕ)). За последние годы теоретическое отличие между психозом и неврозом утратило свою ясность в связи с идеей о том, что психотические процессы образуют часть ПСИХОПАТОЛОГИИ неврозов и даже нормальный младенец проходит через психотические стадии развития. Эта идея, которая составляет существенную часть КЛЕЙНИАНСКОЙ концепции, берет начало из работ Абрахама, утверждавшего, что и ШИЗОФРЕНИЯ, и МАНИАКАЛЬНО-ДЕПРЕССИВНЫЙ ПСИХОЗ представляют собой РЕГРЕССИЮ к ОРАЛЬНОЙ стадии ЛИБИДНОГО и ЭГО РАЗВИТИЯ. См. ПАРАНОИДНО-ШИЗОИДНАЯ ПОЗИЦИЯ; ДЕПРЕССИВНАЯ ПОЗИЦИЯ. ПСИХОЛОГ(PSYCHOLOGIST) Любой, получивший подготовку или практикующий в каком-то направлении ПСИХОЛОГИИ. ПСИХОЛОГИЯ (PSYCHOLOGY)Традиционно определяется как "наука о психике", однако в последние годы все чаще понимается как "наука о поведении". Последнее определение обходит стороной философские проблемы природы психики, но делает необходимым рассмотрение МЫШЛЕНИЯ как формы поведения. Определения понятия "психология" относятся либо к специализированным отраслям: патологическая, нормальная, животных, ЧЕЛОВЕКА, ДЕТСКАЯ, ГЕНЕТИЧЕСКАЯ (развитая), ИНДУСТРИАЛЬНАЯ, СОЦИАЛЬНАЯ, КЛИНИЧЕСКАЯ, НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЯ, либо к различным системам мышления: БИХЕВИОРИСТСКАЯ, ГЕШТАЛЬТ, ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ, ФРЕЙДОВСКАЯ, ЮНГИАНСКАЯ, АДЛЕРИАНСКАЯ. Фрейдовская психология есть ПСИХОАНАЛИЗ, ЮНГИАНСКАЯ психология - АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ; АДЛЕРИАНСКАЯ -индивидуальная психология. См. ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ; ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ. ПСИХОМОТОРНАЯ ЗАТОРМОЖЕННОСТЬ(PSYCHOMOTOR RETARDATION) Психиатрический термин, обозначающий резкое замедление как психических, так и физиологических процессов, имеющее место при глубокой ДЕПРЕССИИ. Часто рассматривается как свидетельство ЭНДОГЕННОГО характера депрессии, т.е. органического, а не психогенного происхождения. ПСИХОНЕВРОЗ (PSYCHONEUROSIS)Специальный психоаналитический термин для обозначения одной из групп НЕВРОЗОВ, а именно той, в которой симптомы трактуются как проявление КОНФЛИКТА между ЭГО и ИД. Психоневроз отличается от ПСИХОЗА тем, что не нарушается ТЕСТИРОВАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ, т.е. у пациента имеется ИНСАЙТ относительно того, что он болен и что его симптомы свидетельствуют о заболевании; от ПЕРВЕРЗИИ отличается тем, что его симптомы причиняют страдания, при этом Это остается неповрежденным; от невроза ХАРАКТЕРА психоневроз отличается тем, что конфликт продуцирует симптомы, а не характерологические особенности и, наконец, от АКТУАЛЬНОГО НЕВЮЗА тем, что конфликт порожден в прошлом. Психоневрозы делятся на три группы: КОНВЕРСИОННАЯ ИСТЕРИЯ, ИСТЕРИЯ ТРЕВОГИ (ФОБИЯ) и НЕВРОЗ НАВЯЗЧИВЫХ СОСТОЯНИЙ. Их объединяют не только вышеуказанные характеристики, но и то, что они поддаются психоаналитическому лечению. (См. ИСТЕРИЯ ТРЕВОГИ; КОНВЕРСИОННАЯ ИСТЕРИЯ; НЕВРОЗ НАВЯЗЧИВЫХ СОСТОЯНИЙ.) ПСИХОПАТ(PSYCHOPATH)Человек, поведение которого делает возможным поставить психиатрический диагноз ПСИХОПАТИЯ. ПСИХОПАТИЯ (PSYCHOPATHY) Психиатрический и медиюо-юридический термин для обозначения того, что принято называть моральным слабоумием. В классификации болезней (Mental Health Act) 1959 г. она определяется как "стойкое расстройство или психическая неполноценность (со снижением или без снижения интеллекта), которая проявляется в патологической агрессивности или крайне безответственном поведении пациента, когда необходимо или желательно медицинское лечение". "Сексуальная неразборчивость (промискуитет) или другое аморальное поведение" специально исключается из видов поведения, которые позволяют ставить подобный диагноз. Понятие представляет собой логический гибрид, поскольку объединяет медицинские и юридические критерии, но выполняет полезную функцию, давая возможность правонарушителям лечиться в специальных клиниках. Понятие не признается Шотландским законодательством. В психиатрии это явление рассматривается как одно из ПОВЕДЕНЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ. ПСИХОПАТОЛОГИЯ (PSYCHOPATHOLOGY) 1. Изучение патологической психической деятельности. 2. Теоретическое формулирование патологической работы психики конкретного человека. Часто используется в более широком смысле, включая ПСИХОДИНАМИКУ. ПСИХОСЕКСУАЛЬНЫЙ (PSYCHOSEXUAL) Относящийся к психическим аспектам СЕКСУАЛЬНЫХ явлений. В литературе часто используется слово "сексуальный", когда подразумевается "психосексуальный". ПСИХОСОМАТИКА (PSYCH ESOMA) Поскольку в психоаналитических работах принимается положение о том, что человек состоит из двух частей - тела (СОМЫ) и ПСИХИКИ, то в случаях, когда необходимо подчеркнуть единство организма, иногда употребляется термин "психосоматика". См. ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЙ. ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЙ(PSYCHOSOMATIC) Заболевания и симптомы определяются как "психосоматические", если а) симптомы сопровождаются выраженными физиологическими расстройствами функций, и б) симптомы и болезнь в целом могут рассматриваться как проявления личности пациента, конфликтов, истории его жизни и т.д. Условие а) отличает психосоматическое расстройство от НЕВРОЗА, особенно от КОНВЕРСИОННОЙ ИСТЕРИИ. Условие б) отличает его от истинного и неосложненного ОРГАНИЧЕСКОГО заболевания. Определение границ психосоматического заболевания затруднено двумя факторами: свободой толкования, при которой условие б) считается выполненным, и тем, что конституциональные факторы могут предрасполагать к определенным видам как психических, так и соматических заболеваний. Большинство литературы по психосоматическим болезням свидетельствует, что пациенты, страдающие определенным соматическим недугом, имеют общие личностные особенности. Возможно, бронхиальная астма, язва желудка и язвенный колит являются наиболее подтвержденными психосоматическими заболеваниями. ПСИХОТЕРАПЕВТ(PSYCHOTHERAPIST) Или 1. Человек, который, практикует ПСИХОТЕРАПИЮ любого вида, независимо от того, имеет ли он медицинское образование и к какой из школ он принадлежит. Или 2. Любой человек, который практикует психотерапию, но не является ПСИХОАНАЛИТИКОМ. Последнее нелогичное использование термина объясняется двумя причинами: а) наличием людей, которые практикуют психотерапию, но по самым разным причинам хотят дать понять, что они не психоаналитики; и б) притязаниями ПСИХОАНАЛИЗА (в основном принятыми) на то, что он является более глубоким, интенсивным и основательным методом лечения по сравнению с другими видами психотерапии и поэтому существует сам по себе. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПСИХОТЕРАПЕВТ- это человек, который утверждает, что он использует психоаналитические теории и техники, но не претендует на то, чтобы получить подготовку в психоаналитическом институте. ПСИХОТЕРАПИЯ(PSYCHOTHERAPY) Любой вид "лечения разговором" (во всех видах психотерапии говорит та или другая сторона, а в большинстве - говорят обе). Психотерапия может быть ИНДИВИДУАЛЬНОЙ или ГРУППОВОЙ, поверхностной или глубинной (см. ГЛУБИННЫЙ И ПОВЕРХНОСТНЫЙ), интерпретативной (см. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ), поддерживающей или суггестивной; последние три различаются по целям, которые лежат в основе высказываний терапевта. Под ИНТЕНСИВНОЙ психотерапией подразумевается или частота посещений пациента, или проявляемая терапевтом активность. Данный термин во всех случаях подчеркивает отличие от соматического лечения, но, в зависимости от контекста, или включает, или исключает ПСИХОАНАЛИЗ (см. предыдущую статью ПСИХОТЕРАПЕВТ), несмотря на то, что психоанализ может быть справедливо определен как продолжительная, интенсивная, интерпретативная психотерапия. См. также ФОКАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ. ПСИХОТИЧЕСКАЯ ТРЕВОГА (PSYCHOTIC ANXIETY) Термин, используемый в основном КЛЕЙНИАНСКИМИ аналитиками относительно ДЕПРЕССИВНОЙ и ПАРАНОИДНОЙ (преследования) ТРЕВОГИ. Эти два вида рассматриваются как "психотические" по двум причинам: считается, что они а) обусловлены теми уровнями личности и теми стадиями РАЗВИТИЯ, на которых возникают ПСИХОЗЫ, т.е. ДЕПРЕССИВНОЙ ПОЗИЦИЕЙ и ПАРАНОИДНО-ШИЗОИДНОЙ ПОЗИЦИЕЙ и б) представляют страх полного уничтожения. Неклейнианское использование термина подразумевает, вероятно, страх потери ИДЕНТИЧНОСТИ. ПУСТОТЫ, ЧУВСТВО (FUTILITY, SENSE OF) Понятие, использованное Фэрбэрном для описания преобладающего аффекта при ШИЗОИДНЫХ расстройствах. Р РАБОТА (WORK) Серьезная деятельность, обычно противопоставляемая ИГРЕ или ЛЮБВИ. На заре психоанализа восстановление способности пациента любить и работать рассматривалось как критерий эффективности аналитического лечения. РАЗВИТИЕ (DEVELOPMENT) Психоанализ утверждает, что поведение человека можно рассматривать в его развитии, т.е. интерпретировать поведение взрослого как усложнение, или эволюцию, ИНФАНТИЛЬНОГО поведения, и что его "высшие" формы можно понимать как усложнение примитивных влечений и паттернов поведения. Процесс развития в целом можно рассматривать как результат двух факторов: эволюции врожденных процессов развития и влияния опыта на эти процессы. ТРАВМАтическим является опыт, который нарушает или искажает развитие; ТОЧКИ ФИКСАЦИИ обусловливают ТОРМОЖЕНИЕ развития. Не существует подходящих терминов для обозначения опыта, ускоряющего развитие (т.е. продуцирующего раннее развитие), как и для обозначения негативного опыта (СТИМУЛЬНАЯ депривация), ведущего к остановке развития. Поскольку КЛАССИЧЕСКАЯ АНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ связана с идеей деления ПСИХИКИ на ЭГО и ИД, она вынуждена постулировать параллельные формы развития: РАЗВИТИЕ ЭГО и развитие ЛИБИДО. Первое заключается в приобретении ФУНКЦИЙ ЭГО, увеличивающих его АВТОНОМНОСТЬ, а второе - в превращении ПРЕГЕНИТАЛЬНЫХ сексуальных и агрессивных влечений (см. СЕКС и АГРЕССИЯ) во взрослые сексуальные и сублимированные виды деятельности (см. СУБЛИМАЦИЯ). РАЗВИТИЕ ЭГО (EGO DEVELOPMENT) Психоаналитическое положение, согласно которому психика делится на ИД и на ЭГО, заставляет делать различие между развитием либидо и развитием Эго; при этом первое является продвижением по различным либидным стадиям, на которых меняются источники и способы получения сексуального удовольствия (см. ЛИБИДО), а второе - ростом и приобретением функций, которые позволяют индивиду все больше и больше управлять своими ИМПУЛЬСАМИ, действовать независимо от родительских фигур и контролировать ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ. Были сделаны попытки соотнести фазы развития либидо и Эго и описать: ОРАЛЬНОЕ Эго, стремящееся лишь к удовольствию и зависящее от матери; АНАЛЬНОЕ Эго, озабоченное управлением и овладением импульсами, и т.д. Наиболее целеустремленная из всех попыток - это СТАДИИ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА Эриксона, где вся жизнь от рождения и до смерти поделена на восемь стадий развития Эго. Развитие Эго можно также отнести к процессу, посредством которого Эго вычленяется из Ид. Согласно Glover (1939), это происходит путем слияния ряда первоначально разрозненных Эго-частиц. С другой стороны, есть представление Fairbairn (1952) о том, что в самом начале у ребенка имеется "единое, подвижное Эго", которое реагирует на ФРУСТРАЦИЮ расщеплением на три части: центральное Эго, либидное Эго и антилибидное Эго, или ВНУТРЕННЕГО ДИВЕРСАНТА. Первое из этих трех приблизительно соответствует фрейдовскому Эго, второе - Ид, а третье - СУПЕР-ЭГО (см. ФЕРБЕРНА ПЕРЕСМОТРЕННАЯ ПСИХОПАТОЛОГИЯ). Согласно Клейн, развитие Эго есть процесс ИНТРОЕКЦИИ объектов (см. КЛЕЙНИАНСКИЙ). РАЗРЯДКА (DISCHARGE) Понятие подразумевает предварительное образование заряда НАПРЯЖЕНИЯ, ЭНЕРГИИ, ИМПУЛЬСА или ЭМОЦИИ, разрядка которых ведет к снижению напряжения. Терапевтический эффект ОТРЕАГИРОВАНИЯ объяснялся предположением о том, что сдерживание вытесненной эмоции (см. ВЫТЕСНЕНИЕ) ведет к состоянию внутреннего напряжения, которое снимается разрядкой. ИНСТИНКТ-ТЕОРИЯ предполагает, что инстинктные импульсы создают состояние напряжения, которое разряжается, активностью инстинктов. РАЗРЯДКА АФФЕКТА - безличностное теоретическое определение того, что, как полагают, происходит в ПСИХИЧЕСКОМ АППАРАТЕ при выражении эмоций. АФФЕКТ РАЗРЯДКИ - это эмоция, возникающая во время разрядки импульса, в противоположность АФФЕКТУНАПРЯЖЕНИЯ, сопровождающего сдерживание импульса. См. также АФФЕКТ. РАППОРТ (RAPPORT) "Та таинственная эмоциональная связь" между аналитиком и пациентом, без которой невозможно психоаналитическое лечение. Вероятно, именно в силу интеллектуальной направленности психоанализа раппорт представляется ему таинственным. Понятие подразумевает, что изначально отношение одного человека к другому - это отстраненное наблюдение, как если бы другой был вещью; но если два человека намерены общаться (см. КОММУНИКАЦИЯ), то должен иметь место какой-то особый таинственный процесс. Но, возможно, все как раз наоборот, и раппорт происходит естественно, если только не тормозится (см. ТОРМОЖЕНИЕ) такими факторами, как отсутствие общих СИМВОЛОВ, подозрительность со стороны одного или обоих участников или недостаток ВООБРАЖЕНИЯ у терапевта. См. АФФЕКТ; ЭМПАТИЯ. РАССТРОЙСТВО ЛИЧНОСТИ (PERSONALITY DISORDER) См. ПОВЕДЕНЧЕСКОЕ РАССТРОЙСТВО. РАСЩЕПЛЕНИЕ (SPLITTING) Процесс (ЗАЩИТНЫЙ механизм), посредством которого психическая структура теряет свою целостность, образуя взамен две или более подструктуры. Описано как расщепление Эго, так и расщепление ОБЪЕКТА. После расщепления Эго обычно лишь одно из образовавшихся частичных Эго ощущается как "САМОСТЬ", другое же представляет собой (обычно) бессознательную "отколовшуюся часть Эго". После расщепления объекта эмоциональное отношение к двум подструктурам обычно прямо противоположное: один объект ощущается как "ХОРОШИЙ" (принимающий, добрый и т.д.), другой - как "ПЛОХОЙ" (отвергающий, злой и т.д.). Расщепление Эго и объекта часто связывается с ОТРИЦАНИЕМ и ПРОЕКЦИЕЙ; это трио составляет ШИЗОИДНУЮ защиту, посредством которой части себя (и ВНУТРЕННИХ ОБЪЕКТОВ) не признаются своими и приписываются объектам в окружении. Выражение "РАСЩЕПЛЕНИЕ ЭГО" употребляется в четырех различных, вносящих путаницу, значениях: а) для обозначения полного расщепления личности на две части, напр., в двойственной или множественной личности, в этом значении оно является синонимом "ДИССОЦИАЦИИ"; б) для обозначения ЭГО при сексуальных ПЕРВЕРЗИЯХ, особенно при ФЕТИШИЗМЕ (согласно Freud (1927, 1938), Эго фетишиста расщеплено, так как его отношение к своему объекту позволяет отказаться от КАСТРАЦИОННОЙ ТРЕВОГИ, которую другая часть его Эго признает); в)для описания рефлексивного САМОосознания (согласно Sterba (1934), психоаналитическое лечение требует расщепления Эго пациента, при этом одна часть идентифицируется с аналитиком (см. ИДЕНТИФИКАЦИЯ), наблюдая и размышляя над СВОБОДНЫМИ АССОЦИАЦИЯМИ, которые продуцирует другая часть в таком понимании расщепление, вовсе не будучи патологическим явлением, становится проявлением самоосознания); г) для описания приведенного выше процесса развития и защиты. РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ (RATIONALIZATION) Процесс, при помощи которого действия объясняются ех post facto причинами, которые не только оправдывают их, но и скрывают их истинную мотивацию. РЕАЛЬНЫЙ, РЕАЛЬНОСТЬ (REAL, REALITY) Психоанализ сочетает приверженность здравому смыслу, или естественнонаучному взгляду, согласно которому может быть сделано различие между внешними явлениями, которые "реальны" или "действительно существуют", и психическими явлениями, которые являются субъективными образами, с убежденностью, что психические явления - суть динамические следствия, и поэтому, в определенном смысле, тоже реальны. В результате психоанализ использует понятие "реальный" в значении или объективно существующего, или субъективно значимого. Он также полагает, что все объективные явления расположены в пространстве, внешнем по отношению к субъекту и называемом ВНЕШНЕЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ (или реже ОБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ), а образы, мысли, ФАНТАЗИИ, чувства и т.п. расположены в пространстве внутри субъекта называемом ВНУТРЕННЕЙ, или ПСИХИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ. И внутренняя, и внешняя реальности являются теми сферами, в которых существуют явления и происходят процессы. Предположение о внутренней сфере реальности является КОНСТРУКТОМ, поскольку психические процессы никоим образом не могут рассматриваться как пространственно соотнесенные друг с другом: их связи существуют в категории времени. Хотя использование этого конструкта соответствует общепринятому пониманию - мы все помещаем наши мысли и чувства внутри себя - он дает возможность психоанализу, не уточняя смысла понятий, просто приравнивать "значимый" к "реальному" и тем самым игнорировать различие между мыслью и внешними явлениями, считая и ТО и ДРУГОЕ реальностями, существующими в пространстве. Такое логическое построение дает возможность психоанализу утверждать, что он является естественной, а не гуманитарной НАУКОЙ. Психоанализ, таким образом, постулирует две реальности: внешнюю (объективную) и внутреннюю (психическую, субъективную). В таких понятиях как ТЕСТИРОВАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ, АДАПТАЦИЯ К РЕАЛЬНОСТИ и ПРИНЦИП РЕАЛЬНОСТИ "реальность" означает "внешнюю реальность"; ДЕРЕАЛИЗАЦИЯ, однако, относится к психической реальности, поскольку пациенты с этим симптомом жалуются, что, хотя они и воспринимают внешний мир правильно, он для них больше не значим, он кажется "нереальным" (см. ДЕРЕАЛИЗАЦИЯ). Процессы ИНТЕРНАЛИЗАЦИИ, ИНТРОЕКЦИИ и ИНКОРПОРАЦИИ обычно означают, что объекты могут быть перенесены из внешней во внутреннюю реальность, а ПРОЕКЦИЯ и ЭКСТЕРНАЛИЗАЦИЯ означают движение объектов в противоположном направлении. Однако фактически эти понятия относятся скорее к изменению значимости, которая придается внешним объектам и психическим образам (ПОНЯТИЯМ). См. ОБЪЕКТИВНЫЙ И СУБЪЕКТИВНЫЙ; ВНУТРЕННИЙ; СМЫСЛ; НЕВРОЛОГИЯ; АДАПТАЦИЯ. РЕВНОСТЬ (JEALOUSY) Отличается от ЗАВИСТИ том, что включает трех участников: СУБЪЕКТА, ОБЪЕКТА, которого субъект любит, и третьего, который вызывает у субъекта ТРЕВОГУ относительно прочности чувств второго участника. Зависть подразумевает лишь двух участников: субъект и объект; первый завидует удаче второго или тому, чем он обладает. РЕВНОСТЬ имеет отношение к обладанию другим, ЗАВИСТЬ - к сравнению себя с другим. Ревность, по МакДугаллу, - сложная эмоция, предполагающая наличие чувства ЛЮБВИ. Обычно она вызывается Эдиповой ситуацией и является частью ЭДИПОВА КОМПЛЕКСА. ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ РЕВНОСТЬ, т.е. стойкая, необоснованная, бредовая ревность (см. также БРЕД) имеет внутреннюю связь с ГОМОСЕКСУАЛЬНОСТЬЮ и ПАРАНОЙЕЙ. Freud (1911) считал, что в триаде ревность - паранойя - гомосексуальность ревность и паранойя являются защитами от гомосексуальности; в настоящее время существует тенденция считать ведущим членом этой триады паранойю. Ссылка на страницу: Критический словарь психоанализа Теги: Критический словарь психоанализа | |
|
ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам
Всего комментариев: 0 | |