20:18 Словарь рифм | |
Кольцевые рифмы ПРАВИТЬ ПОДЕЛИТЬСЯ ← Перекрёстные рифмы Кольцевые рифмы автор - составитель Дмитрий Николаевич Смирнов → См. Словарь рифм. «Кольцевая» рифма – разновидность рифм по взаимному расположению в стихе. Образуется при кольцевом (опоясывающем) способе рифмовки АВВА (aBBa, AbbA или abba). Кольцевые рифмы называют также «охватными», «опоясанными» или «опоясывающими». Примеры: AbbA Но вот, насытясь разрушеньем (А) И наглым буйством утомясь, (b) Нева обратно повлеклась, (b) Своим любуясь возмущеньем... (А) А. С. Пушкин: «Медный всадник» ABBA Счастье жизни — в искрах алых; (А) В просветленьях мимолётных, (B) В грёзах ярких, но бесплотных, (А) И в твоих очах усталых. (B) И. Северянин: «Стансы», 1907 abba Старик, терпи (а) Тяжкий недуг, (b) И ты, мой друг, (b) Терпи и спи... (а) А. А. Блок: «Вспомнил я старую сказку...» 1913 aBBa Отверженное слово «мир» (а) В началe оскорблённой эры; (B) Свeтильникъ в глубинe пещеры (B) И воздух горных стран — эфир; (а) О. Э. Мандельштам «Звeринец» Цитата-комментарийПравить 7. Четверостишие типа AbbA, равное по объему перекрестному, несколько иным образом влияет на распределение смыслов вписанных в него синтаксических единств, а главное, оно менее устойчиво и в «потоке» легче распадается на составные части: Кругом подножия кумира Безумец бедный обошел И взоры дикие навел На лик державца полумира. (V, 147—148) Это четверостишие напоминает первый пример перекрестного четверостишия, где мы нашли последовательно осуществленный параллелизм обеих полустроф. Почти аналогичная картина и здесь. Опоясывающие рифмы стихов 1-го и 4-го завершают строки, посвященные Петру; Евгению, его поведению (глагольной основе строфы) отданы стихи средние — 2-й и 3-й, Близость рифмы «обошел» — «нашел», подчеркивая смысловую близость строк, усиливает впечатление, что эта строфа делится не на полустрофы Ab + bA, a скорее на среднее замкнутое двустишие, заключенное в кольцо, его опоясывающее, — A + bb+A. Кольцевое четверостишие в условиях, когда синтаксис нарушает строфические границы, распадается на составные части легче, чем перекрестное: ... потому Что он не разбирал дороги Уж никогда; казалось — он Не примечал. Он оглушен Был шумом внутренней тревоги. (V, 146) Синтаксическая дробность здесь приводит почти к полному уничтожению строфы. Разница синтаксической функции слов «дороги» и «тревоги» препятствует установлению тех связей, которые эти слова в качестве рифм должны поддерживать. Перекличка опоясывающих рифм здесь затруднена характером того двустишия, которое заключено между этими рифмами. Это двустишие в обоих стихах имеет переносы; главное же здесь то, что и сами полустишия не имеют синтаксического сходства; в частности, рифмующиеся концы стихов «казалось — он» и «он оглушен» не создают впечатления прочности внутреннего двустишия, благодаря тому что местоимение «он» в первом случае находит себе аналогию не столько в рифме «оглушен», сколько в предрифменном таком же местоимении «он». Интересно, что кольцевое четверостишие обладает гибкостью, позволяющей ему в условиях синтаксического равновесия представлять собой весьма прочную элементарную строфу, которая в «потоке» с успехом может служить в качестве опорного каркаса в начале или в конце стихового периода; то же четверостишие в иных синтаксических условиях либо легко выясняет свое среднее двустишие, либо вообще распадается, сливаясь с соседними элементарными строфами. Именно в этой последней функции оно и фигурирует в онегинской строфе, тогда как в «Медном всаднике» мы находим его в обоих положениях попеременно в одной из двух указанных функций. Б. Рудаков: РИТМ И СТИЛЬ «МЕДНОГО ВСАДНИКА» Ссылка на страницу: Словарь рифм Теги: Словарь рифм | |
|
ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам
Всего комментариев: 0 | |