21:58 Словарь терминов телевидения | |
Графика на телевидении - надписи, титры, субтитры, иллюстрации, диаграммы, заставки, рисунки. Это важные компоненты зрительного ряда телепрограмм, которые обычно предваряют и завершают передачи, позволяют оперативно давать сведения о погоде, спортивных результатах, включать объявления между передачами, искусно и тонко обозначить ход времени или смену места действия. Сложный, но перспективный вид изображения на телевидении - электронная графика, которая с помощью компьютера может создавать в кадре самые неожиданные, яркие, современные образы. Телевизионная графика - новая разновидность изобразительного искусства, уникальный вид .художественного творчества, объединяющий свойства телевизионного и графического мастерства, а также специфические выразительные особенности. Графика не только обеспечивает передачу точной и ясной информацией, но и помогает художнику выразить те или иные идеи. Грим на телевидении. Различают обычный, корректировочный и характерный грим. Назначение обычного грима - ничего не меняя в облике актера, так распределить светотень на лице, чтобы добиться в изображении нужного баланса тонов (убрать блеск лба, синеву свежевыбритого подбородка, тени вокруг глубокопосаженных глаз). Корректировочный грим помогает скрыть недостатки лица, выгодно подчеркнуть его привлекательные стороны. Характерный грим используется для того, чтобы выявить специфические черты образа, создать типаж. Меняя контуры лица, его овал, прическу, можно преобразить актера до неузнаваемости. Выбор грима диктуется не только художественными соображениями, но зависит и от чисто технических факторов: интенсивности освещения, светового баланса, направления света, декораций, соотношения контрастности лица и фона, регулировки видеосигнала, освещенности изображения на фотокатоде трубки, коэффициента контрастности, спектральной характеристики трубки. Действие в художественном телефильме, в телепьесе - изображение в кадре поступков героев и других персонажей фильма, телепьесы в их взаимосвязи, составляющих сюжетную линию произведения. Высказывания, движения, жесты, мизансцены - все это и образует действие в телевизионном кадре. Декорации в телестудии. Обстановка в студии должна соответствовать теме и целям передачи, фильма, спектакля, размерам студии, не ограничивать передвижения камер, микрофонов, осветительных приборов. Выбор цвета, тоноконтрастности декораций должен учитывать особенности передающих камер и светотехники. На практике различают следующие виды декораций - нейтральный фон, реалистические, символические, абстрактные, силуэтные, гротесковые декорации. Часть декораций называется выгородкой, она оснащается различными деталями. Демократизация телевидения - реализация процесса свободного волеизъявления творческих коллективов телевидения, равенство всех перед законом, подчинение своих замыслов требованиям аудитории, обеспечение необходимых и достаточных условий для творческого проявления личности работниками телевидения, поиск новых путей приобщения телезрителей к формированию программ, к непосредственному участию их в передачах. Демократизация ведет к повышению роли творческих коллективов в решении крупных вопросов организации вещания, производственной работы и социальной защиты сотрудников. Функции государственного и общественного телевидения осуществляются независимо от политических и общественных организаций. Недопустима монополизация эфирного времени той или иной политической группой. Демократизация управления телевидением - привлечение к работе по оценке передач и фильмов представителей различных слоев населения, интеллигенции, трудовых коллективов, расширение авторского нештатного актива, создание условий для наиболее полного и свободного проявления способностей работников телевидения, проведение творческих конкурсов и осуществление контрактной системы работы с кадрами, выборы редакционно-художественных советов студий, объединений и их руководителей. Демократизация управления должна основываться на общих и специальных законах функционирования телевидения в стране. Главный смысл осуществляемой демократизации управления телевидением состоит: - в демонтаже административно-командной системы управления; - в развитии обратных связей, в возможно более полном учете интересов и запросов телезрителей в программной политике; - в преодолении монополии телестудий; - в создании системы соревновательности, конкуренции программ, возможности выбора альтернативных предложений с максимальным учетом запросов аудитории; - в обеспечении постоянного обновления кадров вещания; - в становлении и развитии хозрасчетных отношений внутри и вне телевизионных организаций; - в создании попечительских и художественных советов, • актива авторов, обозревателей, консультантов. Держатель лицензии. Держателем лицензии является предприятие, обладающее лицензией на вещание, проводящее программную политику и осуществляющее производство и распространение звуковой, визуальной и аудиовизуальной массовой информации. Лицензия на вещание выдается комиссией по телерадиовещание не позднее десяти дней после внесения в установленном порядке платы за лицензию. Первоначальный срок действия лицензии составляет: 1. Двенадцать лет - на пользование кабельными или проводными сетями. 2. Шесть лет - на пользование частотами для зефирного телевещания. 3. Пять лет - на пользование частотами для эфирного радиовещания. При согласии на то держателя лицензии и комиссии по телерадиовещанию действие лицензии может пролонгироваться на срок, не превышающий ее первоначального срока действия. Детское телевещание - система направленных телепрограмм, адресованных самому юному поколению зрителей - дошкольного, школьного, подросткового и юношеского возраста. Цель таких программ - всестороннее воспитание и образование детей и юношества. По жанрам и формам детское телевидение весьма многообразно: сказки, публицистические программы, приключенческие, научно-фантастические, научно-популярные фильмы, встречи с интересными людьми, викторины, конкурсы, мультфильмы. Диалог на телеэкране - разговор, беседа, речевое общение между двумя и более лицами. Передача, в которой мысль автора развернута в виде собеседования или спора двух или более лиц. В основе диалога - традиции интеллектуального устного общения, собеседования знакомых, друвей, родных. Дикторы телевидения знакомят зрителей с распорядком передач, с теми изменениями, которые произошли в программах дня, другими сообщениями. Диктор может быть также ведущим передачи, сказочником, чтецом и конферансье в концерте. Хорошая внешность и звучность голоса - важные, но не самые главные качества для диктора. Главное - в совершенстве владеть своей профессией, быть высокообразованным человеком, разбираться в вопросах политики, экононики, в музыке и литературе, верно и честно служить своей профессии. Документальное тел_евидение - вид вещания, объединяющий разделы информации, публицистики, научно-популярного вещания, кино- и телехроники и другие неигровые жанры передач и фильмов. Драматургия телевизионного произведения - построение передачи, фильма, программы, которое отвечает четырехчастному делению описываемого действия, независимо от того, документальное или игровое это произведение, а также независимо от его хронометража. Драматургия предполагает развитие действия, события, характера героя или мысли по четырем стадиям: экспозиция (обоснование темы, интриги); развитие действия, мысли, характера, ведущее к кульминации, а затем к развязке. Евровидение - система международного обмена телевизионной информацией, основанная в 1954 году. Объединяла 26 стран Западной Европы, в настоящее время в нее входят и некоторые страны Центральной и Восточной Европы. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод принята 4 ноября 1950 г., вступила в силу 3 сентября 1953 г. Статья 10 Конвенции провозглашает: а) Каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения. Это право включает свободу придерживаться своих мнений, получать и распространять информацию и идеи без вмешательства со стороны государственных властей и независимо от государственных границ. Настоящая статья не препятствует государствам требовать, чтобы радио-, теле- и кинокомпании имели разрешения. б) Поскольку пользование этими свободами налагает обязанности к ответственность, оно может быть сопряжено с формальностями, условиями, ограничениями или наказаниями, установленными законом и необходимыми в демократическом обществе в интересах государственной безопасности, территориальной целостности или общественной безопасности, для предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности населения, для защиты репутации или прав других лиц, для предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или для поддержания авторитета и беспристрастности судебных органов. Жанр телепередач. Понятие "жанр" обобщает черты, свойственные произведениям, построенным на основе одинаковых закономерностей. Жанры отличаются по роду (документальные или игровые), по методу построения образа (символика, реальность, аллегория), по предмету изображения (личность, документальные кадры, игровые сцены), по характеру изображения (реальная или сатирическая картина, карикатурное изображение), по способу создания (кино-, видео-, фотофильм). Жанр - исторически складывающийся тип телевизионных произведений, которые имеют общие черты, свойства. Каждый жанр имеет свои законы, вытекающие из его формы (репортаж, очерк, интервью, беседа). Содержание понятия жанра изменяется и усложняется из-за "диффузии" жанров, когда черты одного из них переходят в другой, например, документальные жанры используют для реставрации фактов и событий актерские сцены, фрагменты художественных кино- и телефильмов. В последние годы происходит живой процесс взаимодействия и модификации жанров, перелива их из печати, радиовещания, театра, кино в телевидение и обратно. В ходе такого интенсивного процесса рождаются новые жанры, накапливающие свои особенности, приобретающие в результате модификации новое качество. Таким образом, жанр есть конкретное единство особенных свойств формы в ее основных чертах - своеобразной композиции, образности, речи, ритма передачи; жанр есть "опредмечивание" авторского, художественного замысла телепрограммы. Соблюдение общих и специфических законов жанра есть главное условие высокого качества и эффективности телепередачи. Законодательство России о телевидении - правовые принципы и юридические нормы функционирования телекомпаний, которые отражены в Конституции России, в "Законе о средствах массовой информации" 199^ года, в Указах Президента России и в постановлениях Правительства, посвященных порядку и правилам ведения дел на телевидении и в связи с телевещанием. Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" в области телевидения действует в полном объеме в отношении держателей лицензии, являющихся редакциями средств массовой информации, а в отношении иных держателей лицензии - только в части соответствия содержания и формы распространяемой ими информации требованиям, закрепленным в Законе Российской Федерации "О средствах массовой информации". К телевидению применяется законодательство Российской Федерации о связи в части, определяющей порядок деятельности предприятий связи в области вещания. Замысел передачи - первая, начальная стадия работы над передачей после определения ее .задачи, темы, цели. Замысел во многом определяет сценарный план (сценарий), жанр передачи, состав участников, место съемок; характер монтажа и использование различных художественных приемов. Заявление на получение лицензии на вещание. В нем указываются: 1. Наименование и юридический адрес заявителя. 2. Способ распространения информации. 3. Примерная тематика и специализация теле- или радиопрограмм. 4. Периодичность и максимальный объем телерадиовещания. 5. Языки телерадиовещания. 6. Предполагаемая зона обслуживания. 7. Сведения о наличии у заявителя ранее выданных лицензий и учрежденных им средствах массовой информации, а также перечень средств массовой информации, производством или распространением которых занимается заявитель. 8. Сведения о наличии у заявителя сертификата соответствия технических средств телерадиовещания. 9. Дата заявления. Звук в телевидении - один из двух путей воздействия на зрителей с целью добиться высокой эффективности телепередачи. Звук не столько сопровождает изобразительную часть передачи, сколько обогащает восприятие изображения, порой подчиняя его себе. Сочетание звуковых и зрительных образов и есть телевидение. Взятые из жизни в их естественном звучании, реалистические звуки ассоциируются у зрителей с какой-либо конкретной обстановкой. Звуки фантастические или абстрактные обращены к эмоциям и воображению зрителя. Звуковая часть передачи имеет свои измерения: высоту или частоту (число полных колебаний, которые звук совершает в секунду, измеряется в герцах) и громкость (интенсивность, амплитуда колебаний, измеряется в децибелах). Звук в телепередаче может быть синхронным, несинхронным, нести элементы драматургии: звуковой образ эпизода - это звуковая характеристика его. Сочетание звука и изображения есть видеозвуковая композиция кадра, которая может быть: а) при совпадении характеров звука и изображения по ходу действия; б) при контрастном сочетании звука и изображения; в) при подкреплении изображения бытовым звуком; г) при изображении без звука. Звукорежиссер в сотрудничестве с режиссером занимается музыкальным оформлением телевизионных передач. При этом его задача заключается в том, чтобы каждый смысловой кусок литературного сценария получил свое звуковое оформление или свою мелодию, которая помогла бы выявить суть содержания, придавала эмоциональную окраску и определяла ритм всей передачи. Зона обслуживания телецентра - территория, на которой телезрители имеют возможность получать звуковую, визуальную, аудиовизуальную информацию Либо данные с качеством, соответствующим действующим стандартам. Зрительный образ в телевидении может быть конкретным, отображающим объект в объемном, неискаженном виде, или абстрактным, создающим настроение, рассчитанным на сильную эмоциональную реакцию зрителя. Зрительные образы могут быть также фантастическими, полностью меняющими реальность, для того чтобы стимулировать воображение зрителя, юмористическими, сатирическими и т.д. Сложное переплетение зрительных образов возможно при монтаже передачи. Идейность, идея художественной телепередачи - определенность социально- политических взглядов авторов передачи, сознательная или объективно формирующаяся приверженность создателей телепроиэведения и его самого одной социально значимой идее. После отказа от официальной марксистско-ленинской идеологии среди журналистов получила хождение мода вообще отказываться от какой- бы то ни было идейности, которая была синонимом большевистского понимания общественного развития. Но дело здесь глубже: в основе всякого произведения искусства лежит некая идея как фундамент, цель и вывод развития действия в телеспектакле, фильме или в документальной передаче. Идея художественная - это обобщающая все компоненты передачи образная мысль, которая является основополагающей в конкретном телевизионном произведении. Импровизация в кадре - особый вид творчества, при котором оно происходит непосредственно в процессе его исполнения, в ходе самой передачи, в момент ее трансляции или ретрансляции. Истоки импровизации участников телепередачи восходят к устной речи, к народному творчеству. Легкая на вид, рождающаяся на глазах у телезрителей импровизация является, как правило, результатом трудной предварительной творческой работы, результатом соединения таланта и интеллекта выступающего, комментатора или иного участника передачи. Неожиданный, внезапный поворот мысли или хода событий, которым посвящена передача, привлекает телезрителя, любящего экспромт - живую импровизацию. Инсценировка на телевидении - литературное произведение, переведенное на языки изображения и звука. Оно становится телевизионным произведением, превращая литературный оригинал в сценарий. Искусство телевидения помогает стать новому произведению самостоятельным художественным сочинением, которое отражает позицию не только автора текста, но и взгляды телевизионных авторов. Инсценировка на телевидении в отличие от произведений, созданных по мотивам первоисточника, обладает лишь относительной самостоятельностью, что отражается на развитии сюжета, героев и стиля первоисточника. Интелсат - международная организация спутниковой связи. Создана в 1964 году. Участвуют более ИЗ государств, решающая роль принадлежит США (1/7 часть международных программ принадлежит американским компаниям). Интервью - кино- или видеоматериал, отражающий в кадре корреспондента, его вопросы и ответы участника событий или компетентного лица на актуальные темы. Интервью может быть передано в эфир как новость или войти в сообщение, репортаж, комментарий. В этом случае оно является вспомогательной частью журналистской работы над передачей. Интервью может быть и самостоятельным материалом. В такой форме аудитории предлагается не результат работы, а ее процесс. И тогда интервью приобретает значимость информативной беседы. В телевизионной практике различают следующие виды интервью: Интервью о факте представляет информацию о каком-либо предмете или явлении. Интервью-мнение. Цель его - выяснение мнения интервьюируемого, его оценка событий. Интервью о личности. Речь идет об информации о самом опрашиваемом или об информации, полученной при помощи опрашиваемого. Интервьюируемый здесь - на первом плане. Журналисту надо помнить, что интервьюируемый - главное лицо, интервьюер - лишь посредник для слушателя. Часто журналисту хочется и сообщить известную ему информацию, и прокомментировать ответы, и выразить собственное мнение. Ничего принципиального против этого возразить нельзя. Но таким образом интервью видоизменяется, становясь беседой или дискуссией, где оба партнера равноправны и попеременно исполняют более или менее идентичные роли. "Интерспутник" - международная организация космической системы связи, созданная в 1971 году. В ее состав входят страны бывшего СЭВ и ряд развивающихся государств. Для передачи информации используются спутники связи типа "Горизонт". Источники телеинформации. Работник телевидения имеет право свободного выбора источников информации, если этот выбор не нарушает прав личности и не оскорбляет достоинства гражданина, неприкосновенности его жилища и имущества, тайны переписки и телефонных разговоров. Тележурналист обладает правом на профессиональную тайну по поводу источника информации. Однако в случаях, когда информация или комментарий затрагивают интересы государственного или общественного строя, национальную безопасность и политические социально- экономические права граждан, журналист по требованию государственных органов обязан назвать источник информации. Кабельное телевидение - разновидность местного вещания, имеющего кабельную сеть, которая может быть проложена под землей или протянута по столбам. По кабелю от источника информации к получателю приходит телеинформация. Источником информации в кабельном телевидении может быть собственная телестудия, подготовленные видеозаписи, а также спутниковое вещание - передачи, полученные на собственную антенну со спутников связи. Кабельные сети предлагают телезрителям набор обычных или специализированных программ за ежемесячную плату и с высоким техническим качеством. Кабельное телевидение уже получило большое распространение за рубежом. В нашей стране оно развивается стихийно, в зависимости от инициативы на местах. Канал распространения - определяемая комиссией по телерадиовещанию совокупность частот, каналов кабельных или проводных сетей, используемых держателем лицензии для целей телерадиовещания. Кинокадры на телевидении. С помощью телевизионной техники в работе с кадрами, записанными на кинопленку, можно осуществлять следующие операции: - фиксацию, остановку нужного кинокадра в течение неопределенного времени; - ускорение движения кинопленки - от неподвижного состояния до нормальной скорости; - наплыв изображения - постепенную смену одного кадра следующим за ним. Кодексы вещания - документы, принимаемые телерадиокомпаниями и содержащие концептуальные положения их программной политики, правила журналистской этики, профессиональной требовательности к культурному уровню, художественному качеству и мастерству теле- и радиопрограмм определенной тематики или специализации, иные стандарты производства и распространения массовой звуковой, визуальной и аудиовизуальной информации и данных. Кодексы вещания принимаются с учетом мнения журналистских коллективов телерадиокомпаний, с согласия их попечительских советов. Комментарий - выступление специалиста с оригинальным текстом по поводу события, факта с определенной оценкой, раскрывающей авторскую позицию. Комментарий следует за новостями и сообщениями и представляет собой аналитические высказывания по актуальным проблемам или событиям. Он должен помочь зрителю сформировать собственное мнение. Достигается это путем углубленного анализа проблем, осмыслением новостей в их взаимосвязи, изложением подоплеки и возможных последствий тех или иных событий. 28 Комментарий всегда передает субъективный взгляд и суждения автора. Предпосылками профессионального комментария являются независимость мышления автора, компетентность в данном вопросе и опыт в освещении общественных проблем. Комментатору необходимо учитывать степень подготовленности зрителей в том или ином вопросе. Ему следует убеждать аудиторию логикой мотивировок, темпераментом речи и заметной дистанцией по отношению к материалу. Он должен быть готов поставить под сомнение свое мнение, признать свои ошибки и перепроверить свои суждения. Чем короче телекомментарий, тем большей тщательности требует его подготовка. Здесь важны эффективное начало и конец. Короткий комментарий должен ясно выражать мысль, быть свободным от отступлений познавательного характера. Короткие фразы, в ряде случаев повторение основной мысли, ограниченное использование иностранных слов облегчат понимание комментария. Комментатор - автор комментария, тележурналист, который готовит и ведет передачи по различным вопросам внутренней и международной жизни. Комментатор выезжает на места для освещения событий в качестве специального корреспондента, принимает участие в разработке перспективных и текущих планов вещания, заказывает квалифицированным авторам литературные материалы, консультирует их. Он также осуществляет связи редакции с государственными учреждениями и творческими союзами, работает с письмами телезрителей, учитывает их при создании передач. Комментаторами становятся, как правило, опытные тележурналисты, которые помогают повышению квалификации молодых. Коммерческая телевизионная компания - ассоциация независимых акционерных, кооперативных и частных фирм, студий, творческих объединений и физических лиц. Существует исключительно на коммерческих началах. Коммерциализация телевидения – превращение телевидения в разновидность бизнеса, рост числа передач, скрыто или открыто рекламирующих товары, услуги, имидж определенной частной компании, выходящей в своей деятельности в области телевидения за рамки рекламы и спонсорства с целью извлечения прибыли из телевещания как из обычного бизнеса. Композиция кадра - продуманный отбор деталей и предметов, такая их расстановка в рамках кадра, которая позволяет максимально выразить основную мысль создателей передачи, помочь зрителю связать данное изображение со своим прежним опытом, разбудить в нем интерес и потребность углубиться в материал передачи. В композиции кадра важно достигнуть целостности, которая проявляется в единстве настроения, стиля и ритма изображения, соответствующих происходящему действию в кадре. Точное композиционное построение приводит к определенным пропорциям в изображении, к его "золотому сечению", к такому соотношению отдельных частей кадра, которое наиболее благоприятно для человеческого глаза и становится художественным образом. Контент-анализ _телепередач - метод изучения тематики, содержания телепрограмм. Его задача - выявить, как отражается действительность на экране, насколько созданные телевидением модели соответствуют тому, что происходит в обществе. Система категорий: внешние признаки показываемой действительности; контекстовые признаки показываемой действительности; персонаж, субъект изображения. Система обработки позволяет в итоге получить данные разного характера: оперативные - описание содержания передач определенного периода, например одной недели; сравнительные - описание содержания одного периода в сравнении содержания телепередач с газетными статьями, с радиопередачами. В конечном итоге контент-анализ способствует повышению эффективности вещания. Контракт на телевидении является оптимальной формой организации телевизионного производства, фиксации и передачи прав собственности и авторских прав. Контрактная структура включает в себя следующие разделы: 1. Общие положения (перечень сторон договора, срок его действия и т.д.). 2. Обязанности работника. 3. Обязанности работодателя (телеорганизации). 4. Ответственность сторон за невыполнение обязательств. 5. Порядок расторжения (пролонгации) контракта и рассмотрения споров. Контракт заключается в соответствии с действующим законодательством о труде, нормами гражданского (авторского) права, Законом о печати и других средствах массовой информации на определенный срок или на время выполнения определенной работы (подготовка передачи, съемка теле- и видеофильма). При заключении контракта может использоваться конкурсный подбор работников (в соответствии с Положением о конкурсном порядке замещения должностей) или оценка профессионального уровня предполагаемого сотрудника художественным советом (специальной комиссией). Корреспондент обеспечивает редакцию оперативной информацией и другими материалами событийного характера, готовит и ведет телевизионные репортажи с места событий, выступает в передачах с собственными материалами. Корреспондент принимает участие в разработке перспективного и текущих планов отдела, редакции, организует выступления политических деятелей, специалистов народного хозяйства, представителей науки и культуры. Критерии качества телепередачи. Основные из них: - оперативность, актуальность темы; - компетентность и авторитет участников; - оригинальность, неожиданность драматургического хода, сценарного замысла, авторской позиции; - использование возможностей жанра, документального и игрового телевидения, их взаимодействия и взаимопроникновения; - применение художественных приемов, эстетически обоснованное сочетание выразительных, изобразительных средств - слова, видеоряда, музыки, шумов. Кульминация в телепередаче - вершина напряжения действия, когда особенно ярко выявляется сюжетный конфликт, цели героев или участников телепередачи и их внутренние качества. Кульминация ведет к развязке, к окончанию действия и концу передачи. Литературный концерт по телевидению (фильм-концерт) -театрализованная программа из одного или нескольких небольших по объему литературных произведений, объединенных общей темой, исполняемая актером (актерами) в концертном варианте. Основой передачи является сценарий (сценарный план) и режиссерская разработка. Литературный театр на телевидении - соединение литературного произведения и его языка с языком театра и телевидения, донесение замысла и содержания литературного произведения с помощью актеров, постановочного искусства, с использованием аудиовизуальных средств до телезрителя. Жанры литературного театра - чтение по телевидению произведения актером, инсценировка, создание видеопортретов героев или авторов произведений и очерков-рассказов о них и т.п. Лицензия на телевидении содержит следующую информацию, сообщаемую заявителем: 1. Полное наименование заявителя. 2. Статус держателя лицензии (государственный, общественный, частный). 3. Способ распространения информации. 4. Местонахождения заявителя. Ссылка на страницу: Словарь терминов телевидения Теги: Словарь терминов телевидения | |
|
ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам
Всего комментариев: 0 | |