21:21 Словарь теософских понятий | |
ИБН ГЕБИРОЛ Соломон Бен Иехуда: выдающийся философ и ученый, еврей по происхождению, живший в одиннадцатом веке в Испании. То же, что Авицеброн (см.). ИВАЛДИ Сканд.) Гном сыновья которого изготовили для Одина магическое копье. Один из подземных мастеров-кузнецов, который вместе с другими гномами ухитрился изготовить заколдованный меч для великого бога войны Черу. Этот обоюдоострый меч фигурирует в легенде об императоре Вителлии, который получил его от бога, "сам себе во вред", согласно предсказанию "мудрой женщины", пренебрег им, и был в конце концов убит этим мечем у подножия капитолия германским солдатом, похитившим это оружие. "Меч бога войны" имеет долгую историю, так как он снова появляется в полу-легендарной биографии Аттилы. После того, как тот женился против ее воли на Илдикде, прекрасной дочери короля Бургундии, которого он убил, его супруга достала от таинственной старой женщины этот магический меч и убила им короля гуннов. ИГАГА (Халд.) Небесные ангелы, то же, что Архангелы. ИГГДРАСИЛ (Сканд.) "Мировое Древо в древнескандинавской Космогонии, ясень Иггдрасил; древо Вселенной, времени и жизни". Оно имеет три корня, которые спускаются до холодного Хэла и расходятся оттуда к Етунхейму, царству Хримтхурсов, или "Инеистых Великанов", и к Мидгарду, земле и обиталищу детей людей. Его верхние ветви протянулись в небо, а самая высокая ветвь дает тень Валгалле, Дэвачану павших героев. Иггдрасил вечно свеж и зелен, так как Норны, три пророчащие сестры, Прошлое, Настоящее и Будущее, ежедневно поливают его водами жизни из источника Урд, находящегося на нашей земле. Он засохнет и исчезнет только в тот день, когда будет завершена последняя битва между добром и злом; когда, при победе первого, жизнь, время и пространство выйдут за пределы жизни, пространства и времени. Свое мировое древо имел каждый древний народ. У вавилонян было свое "древо жизни", которое было мировым древом, чьи корни проникали в великую нижнюю глубь или Гадес, ствол был на земле, а верхние ветви достигали Зикум, высочайший небесный чертог. Вместо Валгаллы, они помещали его в верхнюю листву в святом доме Давкины, "великой матери" Таммуза, Спасителя мира - Солнечного бога, убитого врагами света. ИДА (Сканд.) В "Эдде" равнины Иды, на которых боги собираются, чтобы держать совет. Поле покоя и отдохновения. ИДВАТСАРА (Санскр.) Один из пяти периодов, образующих Югу. Этот цикл является преимущественно ведийским циклом, и его берут в качестве основы для вычесления более длительных циклов. ИДЕОС В трудах Парацельса то же, что Хаос, или Мистериум Магнум, как этот философ называет его. ИДИЗЫ (Сканд.) То же, что дизы, феи и валькирии, божественные женщины в древнескандинавских легендах; их почитали тевтоны до времен Тацита, как указывает последний. ИДОЛ Статуя или изображение языческого бога; или же статуя или образ римского Святого, или фетиш нецивилизованных племен. ИДОСПАТИ (Санскр.) То же, что Нараяна или Вишну; в некоторых отношениях напоминает Посейдона. ИДРА РАББА (Евр.) "Большое Святое Собрание", раздел "Зохара". ИДРА СУТА (Евр.) "Малое Святое Собрание", другой раздел "Зохара". ИДУНА (Сканд.) Богиня вечной молодости. Дочь Ивалди, Гнома. В "Эдде" говорится, что она упрятала "жизнь" в Глубины Океана, и когда пришло нужное время, снова возвратила ее Земле. Она была женой Браги, бога поэзии, - это один из самых прелестных мифов. Подобно Хеймдалу, "родившемуся у девяти матерей", Браги при своем рождении поднимается на гребне волны со дна моря (см. "Браги"). Он женился на Идуне, бессмертной богине, которая сопровождает его в Асгард, где каждое утро угощает богов яблоками вечной молодости и здоровья. (См. "Asgard and the Gods".) ИДЭИЧЕСКИЙ ПАЛЕЦ Железный палец, сильно магнетизированный и употреблявшийся в храмах в целях лечения. Он творил чудеса в этой области, и поэтому считался обладающим магическими силами. ИЕГОВА (Евр.) Еврейское "имя Божества J'hovah есть соединение двух слов, а именно Jah (y,i, или j, Yodh, десятая буква алфавита) и hovah (Havah или Ева)", говорит крупный специалист в каббалистике м-р Дж. Ральстон Скиннер из Цинцинати, США. И еще: "Слово Иегова или Jah-Eve, имеет основное значение - существование или бытие в виде мужского-женского". Каббалистически, оно и в самом деле означает это последнее и ничего более; и как неоднократно доказано, является чисто фаллическим. Так, 26 стих в IV главе "Бытия" в его искаженном переводе звучит "...тогда начали люди призывать имя Господа", тогда как правильно это должно читаться "...тогда начали люди называть себя именем Jah-hovah", или мужчинами и женщинами, кем они стали после разделения полов. В действительности это описано в той же главе, когда Каин (мужчина или Jah) "восстал против Авеля, своего (сестры, а не) брата, и убил его" (пролил его кровь - в оригинале). Глава IV "Бытия" содержит, на самом деле, аллегорический рассказ о том периоде в антропологической и физиологической эволюции, который описан в "Тайной Доктрине", когда в ней говорится о третьей Коренной расе человечества. За ней следует глава V, в качестве маскировки, ибо должна следовать глава VI, в которой Сыны Бога брали в жены дочерей людей или великанов. Ибо это представляет собой аллегорию, намекающую на тайну Божественных Эго, воплотившихся в человечестве, после чего эти бесчувственные расы "стали могущественными людьми ...славными людьми" (VI, 4), овладев разумом (манас), которого у них до того не было. ИЕГОВА НИССИ (Евр.) Андрогин из Ниссы (см. "Дионис"). Евреи поклонялись под этим именем Вакху-Озирису, Дио-Нису, и многообразным Иовам из Ниссы, Синая Моисея. Всеобщая традиция передает, что Вакх вырос в пещере Нисы. Диодор помещает Нису между Финикией и Египтом, и добавляет, что "Озирис вырос в Нисе ... он был сыном Зевса, и его имя составлено из имени его отца ( именительный падеж Зевс, родительный - Диос) и названия места: Дио-нис - Зевс, или Иов, из Ниссы. ИЕЗЕДЫ или иезиды (Перс.) Это секта пришла в Сирию из Басры. Они применяют крещение, верят в ангелов, но в то же время поклоняются Сатане. Их пророк Иезад, живший много веков ранее Магомета, учил, что вестник с неба принесет им книгу, писавшуюся испокон веков. ИЕНЭ, АНГАНТА Значение Анганта Иенэ известно всей Индии. Это есть действие элементала (бхута), который, привлеченный в чувственное и пассивное тело медиума, овладевает им. Другими словами, анганта иенэ буквально означает "одержание". И сейчас индусы боятся подобного бедствия столь же сильно, как и тысячелетия тому назад. "Ни один индус, тибетец или сингалез, если он только не самой низшей касты и ума, не может без дрожи ужаса смотреть на признаки "медиумизма", проявляющиеся в члене его семьи, не может не сказать, как теперь сказал бы христианин, что "в нем дьявол". Этот дар, благословение, и святая миссия, как это теперь называют в Англии и Америке, среди более древних народов, в странах-колыбелях нашей расы - где более долгий опыт, чем наш, научил их большей духовной мудрости - рассматривается как ужаснейшее несчастье." ИЕРОГРАММАТИКИ Так называли тех египетских жрецов, которым доверялось писание и чтение священных и сокровенных записей. Буквально, "переписчики сокровенных писаний". Они были наставниками неофитов, готовившихся к посвящению. ИЕРОФАНТ От греческого слова "Hierophantes"; буквально, "Тот, кто разъясняет священные понятия". Раскрывающий священное знание и Главный среди Посвященных. Название, дававшееся в храмах древности высшим Адептам, которые были учителями и толкователями Мистерий и Посвященными в заключительные великие Мистерии. Иерофант олицетворял собой Демиурга и разъяснял кандидатам к Посвящению различные феномены Творения, которые производились для их наставления. "Он был единственным толкователем эзотерических тайн и доктрин. Было запрещено даже произносить его имя в присутствии непосвященного. Он восседал в восточной стороне и на шее носил золотой шар в качестве символа власти. Его называли также Мистагог." (Кеннет Р.Х. Маккензи, IX, P.T.S., в "The Royal Masonic Cyklopaedia"). На еврейском и халдейском языках он звался Петр, раскрывающий, излагающий; отсюда Папа как преемник иерофанта древних Мистерий, восседает на языческом кресле Св. Петра. ИЕРУСАЛИМ, Jerosalem (Септуаг.) и Hierosolyma (Вульгата.) По-еврейски это пишется Yrshlim, или "город покоя", но древние греки удачно назвали его Hierosalem, или "Сокровенным Салемом", поскольку Иерусалим есть возрожденный Салем, где Мельхизедек был Царем-Иерофантом, признанным астрологом и поклонником Солнца, "Самого Высшего", между прочим. Там правил в свою очередь также Адони-Зедек и был последним из его Аморитских Правителей. Он вступил в союз с четырьмя другими правителями, и эти пять царей отправились отвоевывать Гидеон, но (согласно "Иисусу Навину", X) потерпели в этой битве поражение. И не удивительно, так как этим пяти царям противостали не только Иисус Навин, но и "Господь Бог", а также Солнце и Луна. В этот день, читаем мы, по приказу преемника Моисея "остановилось Солнце и стала Луна" (X, 13) на весь день. Ни один смертный человек, царь или простолюдин, не мог, конечно, выдержать такой град "больших камней с неба", какой был обрушен на них самим Господом ... "от Бет-орона до Азека" ... "и они погибли" (X, 11). После того, как они погибли, "они убежали и скрылись в пещере в Македе " (X, 16). Однако, такое непристойное поведение Бога, видимо, получило свое Кармическое наказание впоследствии. В разные периоды истории Храм еврейского Господа грабили, разрушали и сжигали (см. "Гора Мориа") - святой ковчег завета, херувимов, Шекину и прочее, но это божество казалось столь бессильным защитить свое имущество от осквернения, как будто в небесах больше не осталось камней. После того, как Помпей захватил Второй Храм в 63 г. до Р.Х., а третий, построенный Иродом Великим, сравняли с землей римляне в 70 г. н.э., в столице "избранного народа" Господа не было разрешено строить новый храм. Несмотря на Крестовые походы, с XIII века Иерусалим принадлежал мусульманам, и почти каждое место, святое и дорогое для памяти древних израильтян, а также христиан, теперь покрыто минаретами и мечетями, турецкими казармами и другими постройками Ислама. ИЕСОД (Евр.) Девятая Сефира; означает Базис или Основание. ИЕСОД (Евр.) Основание; девятый из Десяти Сефиротов, мужская активная сила, завершающая шесть, образующих Микропросопус. (у.у.у.) ИЕУ "Первый человек"; гностический термин, употребляемый в "Pistis-Sophia". ИЕХИДА (Евр.) Букв., "Индивидуальность"; эзотерически, высшая индивидуальность или Атма-Буддхи-Манас, когда объединены в одно. Эта доктрина содержится в "Халдейской Книге Чисел", которая учит семеричному делению так называемых человеческих "принципов", что делает и Каббала в "Зохаре", согласно "Книге Соломона" (III, 104a, как переведено в "Каббале" И.Мейера). Во время зачатия Святой "посылает д'юк-на или призрак образа тени", подобный лицу человека. Это замышляется и оформляется в божественном целем, т.е. образе тени Элохима. "Элохим сотворил человека в своем (своих) целем", или образе, говорится в "Бытие" (I, 27). Именно целям ожидает дитя и принимает его в момент его зачатия, и этот целем есть наша линга шарира. "Руах с Нэфеш образуют подлинную личность человека", также и его индивидуальность или, как выразился бы каббалист, комбинация этих двух называется, если он (человек) заслуживает это, Иехида. Эта комбинация есть то, что теософы называют двойственным Манасом, Высшим и Низшим Эго, слитыми с Атма-Буддхи и ставшими одним. Ибо, как объяснено в "Зохаре" (I, 205b, 206a, изд. Броди): "Нэшама, душа (Буддхи), включает в себя три степени, и поэтому имеет три названия, подобно вышеупомянутой тайне: а именно Нэфеш, Руа'х, Нэшама", или Низший Манас, Высшее Эго и Буддхи, Божественная Душа. "Необходимо также заметить, что Нэшама имеет три деления", говорится в "Каббале" Мейера, "высшее есть Ие-хи-да" - или Атма-Буддхи-Манас, последнее снова как целое; "средний принцип есть Хай-я" - или Буддхи и двойственный Манас; "и последняя и третья, собственно говоря, Нэшама" - или Душа вообще. "Они проявляются в Ма'хшаба, мысли, Целем, призраке образа, Цурат'ах, прототипах (майавических формах или рупах), и Д'юкне, тени призрачного образа. Д'мут, сходство или подобие (физическое тело) есть более низшее проявление" (с. 392). Таким образом, здесь мы находим верное отражение Эзотерической науки в "Зохаре" и других каббалистических трудах, полное эзотерическое семеричное деление. Каждый теософ, который изучал эту доктрину, очерченную сперва в "Оккультном Мире" и "Эзотерическом Буддизме" м-ра Синнетта, и позднее в "Теософе", "Люцифере" и других трудах, опознает ее в "Зохаре". Для примера сравните то, что преподается в теософских трудах о до- и посмертном состоянии трех высших и четырех низших человеческих принципов, со следующими словами из "Зохара": "Так как эти три суть один узел, подобно как выше, в мистерии Нэфеш, Руа'х и Нэшамы, они все суть одно и связаны в одном. Нэфеш (Кама-Манас) не имеет света от собственной субстанции; и именно поэтому она связывается с тайной гуфф, тела, чтобы обеспечить наслаждение и пищу и все, что ему требуется. ...Руа'х (Дух) есть то, что едет верхом на этой Нэфеш (низшей душе) и властвует над ней, и освещает (обеспечивает) ее всем, что ей требуется, т.е. (светом разума), и Нэфеш есть трон (проводник) этого Руа'х. Нэшама (Божественная Душа) переходит в этот Руа'х, она управляет им и освещает его Светом Жизни, а этот Руа'х зависит от Нэшамы и получает от нее свет, освещающий его. ...Когда "верхняя" Нэшама восходит (после смерти тела), она направляется к... Старцу Старцев, Наисокровенному из всего Сокровенного чтобы получить Вечность. Руа'х (пока) не идет в Ган Эден (Дэвачан), потому что он (смешан с ) Нэфеш... Руа'х идет вверх в Эден, но не так высоко, как душа, а Нэфеш (животный принцип, низшая душа) остается в могиле внизу (или Камалоке)." ("Зохар", II, 142a, изд. Кремона, II, fol. 63b, col. 252.) Трудно было бы не узнать в вышесказанном наши Атма (или "верхнее" Нэшама), Буддхи (Нэшама), Манас (Руа'х) и Кама-Манас (Нэфеш), или низшую животную душу; первая из которых после смерти человека направляется, чтобы присоединиться к своему интегральному целому, второй и третий идут в Дэвачан, а последний, или Камарупа, "остается в своей могиле", иначе называемой Камалокой или Гадесом. ИЕЦИРА (Евр.) См. "Иецира", с. 396. ИЕЦИРА (Евр.) Третий из Четырех Каббалистических Миров, относящийся к Ангелам, "Мир Формирования", или Олам Иецира. Его также называют Малахайа, или "Ангелическим". Это обитель всех правящих Гениев (или Ангелов), которые управляют и руководят планетами, мирами и сферами. ИЕЦИРА, Сефер; или "Книга Творения". Самое оккультное из всех каббалистических сочинений, имеющихся ныне в руках современных мистиков. Предположение, что оно было написано Авраамом, конечно, из шести перахимов (глав), разделенных на тридцать три короткие мишны или раздела; в ней рассматривается эволюция Вселенной на основе системы соответствий и чисел. Там говорится, что Божество создало ("сотворило") Вселенную с помощью чисел, "тридцатью двумя тропами (или путями) сокровенной мудрости"; причем эти пути соответствуют двадцати двум буквам еврейского алфавита и десяти основным числам. Эти десять - изначальные числа, из которых образовалась вся Вселенная, а за ними следуют двадцать две буквы, разделенные на Три Матери, семь двойных согласных и двенадцать простых согласных. Тому, кто хотел бы хорошо понять эту систему, советуется прочесть превосходный небольшой трактат д-ра Уинна Уэсткотта "Сефер Иецира". (См. "Иецира".) ИЗАРИМ (Евр.) Ессей-Посвященный. ИЗДУБАР Имя героя во фрагментах Истории и Теогонии халдеев на так называемых ассирийских табличках, как прочел его покойный Георг Смит и другие. Смит стремится отождествить Издубара с Нимродом. Это может быть так, а может быть и нет; но поскольку лишь "кажется", что имя этого вавилонского Царя Издубар, то его отождествление с сыном Куша также может оказаться более кажущимся, нежели реальным. Ученые уж слишком склонны проверять свои археологические открытия с помощью гораздо более поздних сообщений, находимых в книгах Моисея, вместо того, чтобы поступать наоборот. Во все периоды истории "избранный народ" любил воспользоваться тем, что принадлежало другим народам. От присвоения древнего повествования о Саргоне, Царе Аккада, и всецелого приложения его к Моисею, родившемуся (если вообще) на несколько тысячелетий позже, вплоть до "обкрадывание" ими египтян по указанию и божественному совету их Господа Бога, - все Пятикнижие кажется составленным из неопознанных мозаичных фрагментов Священных Писаний других народов. Это должно было бы сделать ассириологов более осторожными, но так как многие из них принадлежат к касте клерикалов, то такие совпадения, как с Саргоном, очень мало беспокоят их. Ясно одно: Издубар, или какое бы ни было его имя, во всех табличках представлен как могущественный великан, который столь же возвышался над всеми другими людьми своей величиной, как кедр - над кустарником, - охотник, согласно клинописным легендам, который боролся и победил льва, тигра, дикого быка и буйвола, самых грозных животных. ИЗИДА По-египетски - Исса, богиня Дева-Матерь; олицетворенная природа. В египетском или коптском языках - Уази, женское отражение Уазара, или Озириса. Она есть "солнцем одетая женщина" из страны Хеми. Изида-Латона есть Изида римлян. ИЗРАИЛЬ (Евр.) Восточные каббалисты производят это слово от Изарала или Азара, Бога-Солнца. "Изра-ил" означает "борющийся с богом"; "солнце, поднявшееся над Иаковом-Израилем" означает Солнце - бога Изарала (или Изар-ила), борющегося с материей, и чтобы оплодотворить ее, имеющую власть над "Богом и над человеком" и часто торжествующую над обоими. Исав, Эсау, Асу есть также Солнце. Исав и Иаков, аллегорические близнецы, являются символами вечно борющегося дуалистического принципа в природе - добра и зла, тьмы и света, а "Господь" (Иегова) есть их прототип. Иаков-Израиль есть женский аспект Исава, подобно тому как Авель - Каина, в то время как и Каин и Исав являются мужскими принципами. Потому, подобно Малах-Ихо, "Господь" Исав сражается с Иаковом и не побеждает. В "Бытие", XXXII, Бог-Солнце вначале борется с Иаковом, ломает ему бедро (фаллический символ) и все же терпит поражение от его земного образа - материи; и Бог-Солнце восходит над Иаковом и его бедром в завете. Все эти библейские персонажи, включая их "Господа Бога", являются образами, представленными в аллегорической последовательности. Они суть образы Жизни и Смерти, Добра и Зла, Света и Тьмы, Материи и Духа в их синтезе, и все проявляются в своих противоположных аспектах. ИЗУМРУДНАЯ СКРИЖАЛЬ ГЕРМЕСА Как выразился Элифас Леви, "эта Изумрудная Скрижаль представляет собой всю магию на одной странице; но Индия имеет одно-единственное слово, которое, когда понято, содержит "всю магию". Однако, это табличка, якобы найденная Сараи, женой Авраама (!), на мертвом теле Гермеса. Так утверждаю масоны и христианские каббалисты. Но в Теософии мы называем это аллергией. Разве это не может означать, что Сараи-свати, жена Брамы, или богиня сокровенной мудрости и познания, видя все еще много древней мудрости дремлющей в мертвом теле Человечество, возродила к жизни эту мудрость? Это повело к возрождению Оккультных Наук, столь долго забытых и пренебрегаемых, во всем мире. Сама скрижаль, хотя и содержит "всю магию", слишком длинна, чтобы приводить ее здесь. ИКХИР БОНГА "Дух Глуби" коларианских племен. ИКШВАКУ (Санскр.) Прародитель Солнечного племени (Сурьяванши) в Индии, и Сын Вайвасвата Ману, прародителя нынешней человеческой Расы. ИЛ (Греч.) Изначальное вещество или материя; эзотерически - однородное отложение Хаоса или Великой Глуби. Первый принцип, из которого была сформирована объективная Вселенная. ИЛ (Греч.) Изначальный ил или муть; называется также Hyle. ИЛА (Санскр.) Дочь Вайвасвата Ману; жена Буддхи, сына Сомы; в течение одного месяца женщина, а другого - мужчина, по велению Сарасвати; упоминание об андрогинной второй расе. Ила есть также Вак в другом аспекте. ИЛАВРИТИ (Санскр.) Область, в центре которой находится Гора Меру, обитель богов. ИЛИАДОС В сочинениях Парацельса то же, что "Идеос" (см.). Предвечная материя в субъективном состоянии. ИЛИН Один из богов в халдейской Теогонии Дамаския. ИЛЛА-А Адам (Евр.) Адам Илла-а есть небесный, высший Адам в "Зохаре". ИЛЛЮЗИЯ В Оккультизме все конечное (подобно вселенной и всему в ней) называется иллюзией, или майей. ИЛЛЮМИНАТЫ (Лат.) "Просветленные"; посвященные адепты. ИЛМАТАР (Фин.) Дева, падающая с небес в море перед сотворением. Она есть "дочь воздуха" и матерь семи сыновей (семи сил в природе). (См. "Калевала", эпос Финляндии.) ИЛЬДА БАОФ Букв., "дитя из Яйца", гностический термин. Он - творец нашего физического шара (земли), согласно учению гностиков в "Кодексе Назареев" (Евангелии назареев и эбеонитов). В последнем он отождествлен с Иеговой, Богом евреев. Ильдабаоф является "Сыном Тьмы" в плохом смысле, и отцом шести земных "Звездных", темных духов, антитезы светлых Звездных духов. Их соответствующие обители суть семь сфер, верхняя из которых начинается в "срединном пространстве", сфере их матери Софии Ахамот, а низшая оканчивается на этой земле - седьмой области. (См. "Раз. Изида", II, 213.) Ильда-Баоф является гением Сатурна, планеты; или вернее - злым духом ее властителя. ИМИР (Сканд.) Персонифицированная материя нашего глобуса в кипящем состоянии. Космическое чудовище в форме великана, которого в космогонических аллегориях "Эдд" убивают три творца, сыновья Бера, Один, Вили и Ве, которые, по преданию, одолели Имира и из его тела создали мир. Эта аллегория изображает три основные силы природы - разделение, формирование и развитие (или эволюцию) - побеждающие непокорного, буйного "великана" - материю и заставляющие его стать миром, или обитаемым глобусом. Любопытно, что древние, необразованные и примитивные язычники, со столь философски и научно правильными взглядами на происхождение и образование нашей земли, должны были, чтобы считаться цивилизованными, принять догму, что мир был сотворен из ничего! ИММА (Евр.) Мать, в противоположность Абба, отцу. ИММА ИЛЛА-А (Евр.) Высшая матерь; название, данное Шекине. ИМХОТ-ПУ или Имхотеп (Егип.) Бог учености (греческий Имут). Он был сыном Птаха, и в одном аспекте - Гермесом, так как изображается передающим мудрость, с книгой перед ним. Он есть солнечный бог; букв., "бог с красивым лицом". ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ Одно из названий, данных в Теософии и Оккультизме Человеческому Высшему Эго. Мы различаем бессмертное и божественное Эго - и смертное человеческое Эго, которое погибает. Последнее, или "личность" (Личное Эго), переживает мертвое тело лишь на время в Кама Локе; Индивидуальность же существует вечно. ИНДРА (Санскр.) Бог Небесного Свода, Царь звездных богов. Ведийское Божество. ИНДРАНИ (Санскр.) Женский аспект Индры. ИНДРИЯ или Деха Саньяма (Санскр.) Контроль над чувствами в практике Йоги. Это суть десять внешних посредников; пять чувств, употребляемых для восприятия, называются Джнана-индриями, и пять, используемых для действий - Карма-индриями. Панча-индрияни буквально и в оккультном смысле означает "пять корней, дающих жизнь" (вечную). У буддистов это суть пять положительных посредников, создающих пять божественных свойств. ИНДУВАНША (Санскр.) Также Сомаванша, или лунная раса (династия), - от Инду, Луна. (См. "Сурьяванша".) ИНЕИСТЫЕ ВЕЛИКАНЫ или Хримтхурсы (Сканд.) Они являются великими строителями, Циклопами и Титанами древних скандинавов, и играют видную роль в "Эдде". Они те, кто строят крепкий вал вокруг Асгарда (скандинавского Олимпа), чтобы защитить его от Етунов, злых великанов. ИНКАРНАЦИИ (Божественные) или Аватары. Концепция Непорочности столь же по преимуществу египетская, как и индусская. Как указывает автор "Egyptian Belief": "Это не является вульгарным, непристойным и сладострастным рассказом, как в греческой мифологии, но утонченным, этическим и духовным." И еще раз идею инкарнации обнаружил запечатленной на стене Фивийского храма Сэмьюэль Шарп, который ее анализирует следующим образом: "Вначале бог Тот ... как вестник богов, подобно Меркурию греков (или Гавриилу первого Евангелия), сообщает деве-царице Маутме, что она должна дать жизнь сыну, который будет царем Амунотафом III. Потом бог Неф, Дух ... и богиня Хатор (Природа) ... оба держат царицу за руки и кладут ей в рот иероглиф жизни, крест, который должен стать жизнью ожидаемого ребенка", и т.д., и т.д. Поистине, доктрина божественной инкарнации, или аватар, составляла величайшую тайну каждой древней религиозной системы! ИНКИ (Перуан.) Название, данное творящим богам в перуанской теогонии, а позднее - правителям страны. "Инки, числом семеро, вновь заселили землю после Потопа", утверждают они, согласно Косту (I, iv, с. 19). Они принадлежали в начале пятой Коренной расе и династии божественных царей, так же как и египетские, индийские и халдейские цари. ИНКУБ (Лат.) Нечто более реальное и опасное, чем значение, обыкновенно придаваемое этому слову, т.е. "кошмар". Инкуб - это элементал мужского рода, а Суккуба - женского, и оба они неоспоримо являются привидениями средневековой демонологии, вызванными из невидимых сфер человеческой страстью и вожделением. Теперь некоторые погруженные во мрак спиритисты и спиритуалистические медиумы называют их "духами-невестами" и "духами супругами". Но эти поэтические наименования ничуть не мешают им быть тем, что они есть: упырями, вампирами и бездушными элементалами; бесформенными централами Жизни, лишенными чувств; короче говоря, субъективными протоплазмами, когда они оставлены в покое, но вызванными к известной жизни и форме творящими и болезненными мыслями определенных смертных. Они были известны в каждой стране, также как в каждом столетии, и индусы могут поведать не один ужасный рассказ о драмах, разыгранных в жизни молодых изучающих и мистиков пишачами, как их называют в Индии. ИНТЕРКОСМИЧЕСКИЕ БОГИ Планетарные Духи, Дхиан-Коганы, Дэвы различных степеней духовности, и "Архангелы" вообще. ИНЬ (Кит.) Женский принцип материи, оплодотворенной Yo, мужским эфирным принципом, и низвергнутый после этого во вселенную. ИОД (Евр.) Десятая буква алфавита, первая в четырехкратном символе сложного имени Jah-hovah (Иегова) или Jah-Eve, гермафродитной силы и существования в природе. Без более поздних гласных слова Иегова пишется как IHVH (буква Иод обозначает все три английские буквы y, i или j, в зависимости от того, что требуется в данном случае), и является муже-женским. Как показано в Каббале, буква Иод есть символ лингама, или мужского члена в его естественной тройной форме. Вторая буква Хе имеет своим символом иони, утробу или "окно-отверстие", как сказано в Каббале; символ третьей буквы Вау, является посох или гвоздь (епископский посох берет свое происхождение от этого), еще одна мужская буква; а четвертая одинакова со второй; полное значение будет - быть или существовать в одной из этих форм или в обеих. Таким образом, слово это или название является преимущественно фаллическим. Это есть имя воинственного Бога евреев, "Владыки Сонмов"; имя "агрессивного Иод" или Зод, Каина (благодаря перестановке), который убил своего брата женского рода, Авеля, и пролил его (ее) кровь. Это название, выбранное христианскими писателями из многих других, явилось неудачным для их религии из-за своих ассоциаций и первоначального значения; это в лучшем случае число, а на самом деле, член. Эта буква Иод перешла в God и Gott. ИОНГ ГРЮБ (Тибет.) Состояние абсолютного покоя, то же, что Паранирвана. ИОНИ (Санскр.) Утроба, женский принцип. ИПАТИЯ (Греч.) Женщина-философ, жившая в Александрии в пятом веке и учившая многих знаменитых мужей, среди других и епископа Синезии. Она была дочерью математика Феона и прославилась своею ученостью. Став жертвой дьявольского заговора Теофила, епископа Александрийского, и его племянника Кирила, она была гнусно убита по их приказу. Вместе с ее смертью погибла Неоплатоническая Школа. ИРАНСКАЯ ЭТИКА Небольшое сочинение под названием "Ancient Iranian and Zoroastrian Morals", составленное м-р Дхунджибхой Джамсетджи Медхором, парсом-теософом из Бомбея, является великолепным трактатом, насыщенным высшими этическими учениями, на английском и гуджератском языках, и лучше познакомит изучающего с этикой древних иранцев, чем многие тома. ИРДХИ (Санскр.) Синтез десяти "сверхъестественных" оккультных сил в Буддизме и Брахманизме. ИРКАЛЛА (Халд.) Бог Гадеса, называемого вавилонянами "невиданной страной". ИТИФАЛЛИЧЕСКИЙ (Греч.) Определение богов как мужских и гермафродитных, - таких как бородатая Венера, Аполлон в женской одежде, Аммон породитель, Птах в зачаточном состоянии, и так далее. Однако, Фаллос, так бросающийся в глаза - и, согласно нашим чопорным понятиям, такой неприличный - в индийских и египетской религиях, в древнейшем символизме значительно более ассоциировался с другой и намного более чистой идеей, чем половое порождение. Как доказано многими востоковедами, он выражал воскресение, возвращение к жизни из смерти. И даже то второе значение не имело в себе ничего непристойного: "Эти изображения просто в крайне экспрессивной манере символизирует творящую силу природы, без непристойного умысла", пишет Мариетт Бей, и добавляет: "Это является лишь иным способом выражения небесного зарождения, которое должно заставить умершего начать новую жизнь". Христиане и европейцы очень строги по отношению к фаллическим символам древних. Скульптуры нагих богов и богинь с их символами зарождения стоят в секретных отделах, отведенных для них в наших музеях; зачем же тогда принимать и сохранять те же самые символы для духовенства и мирян? Празднества любви в ранней Церкви - ее агапэ - были столь же чистыми (или нечистыми), как и Фаллические праздники язычников; длинные мантии священнослужителей Римской и Греческой Церквей и длинные волосы последних, кропление святой водой и все остальное показывает, что христианская обрядность сохранила в более или менее видоизмененных формах весь символизм древнего Египта. Что же касается символизма чисто женской природы, то мы вынуждены признать, что в глазах каждого непредвзятого археолога полу-обнаженные костюмы наших образованных дам общества гораздо более наводят на мысли о культе женского пола, нежели ряды ионообразных светильников, зажигаемых вдоль главных дорог к храмам в Индии. ИУ-КАБАР-ЗИВО (Гност.) Известен также под именем Нэбат-Иавар-бар-Нуфин-Ифафин, "Владыка Эонов" в системе назареев. Он есть породитель (Эманатор) семи святых жизней (семи первичных Дхиан Коганов, или Архангелов, из которых каждый представляет одну из главных добродетелей), и сам называется третьей жизнью (третьим Логосом). В Кодексе к нему обращаются как к "Рулю и Виноградной Лозе пищи жизни". Таким образом, он идентичен с Христом (Christos' ом), который говорит: "Я есмь истинная Виноградная Лоза, и мой Отец есть Виноградарь" ("Иоанн", xv, i). Известно, что в римской католической Церкви Христос считается "повелителем Эонов", и также Михаилом, "который подобен богу". Таково было и убеждение гностиков. ИУРБО АДОНАЙ Презрительный эпитет, данный Иегове евреев последователями "Кодекса Назареев", гностиками Св. Иоанна. ИУРБО АДУНАЙ Гностический термин или составное название Иао-Иеговы, которого офиты считали эманацией их Ильда-Баофа, Сыном Софии Ахамот - гордым, честолюбивым и ревнивым богом, и нечистым Духом, которого многие гностические секты считали богом Моисея. "Иурбо называется недоразвитыми (евреями) Адунаем", говорится в "Codex Nasareaus" (т. III, с. 13). "Недоразвитые" и Неудавшиеся было прозвищем данным евреям их оппонентами гностиками. ИФИНГ (Сканд.) Широкая река, отделяющая Асгард, обитель богов, от дома етунов, больших и сильных колдунов. Ниже Асгарда находился Мидгард, где в солнечном эфире был построен дом Эльфов Света. По своему расположению и порядку размещения все эти Дома соответствуют Дэва- и другим Локам индусов, населенным разными классами богов и асуров. ИХТУС (Греч.) Рыба: символ Рыбы часто был относим к Иисусу, Христу нового Завета - частично потому, что пять букв, составляющих это слово, являются начальными буквами греческой фразы Iesous Christos Theou Uios Soter, Иисус Христос Спаситель, Сын Бога. Вследствие этого его последователей в первые века христианства часто называли рыбами, и в Катакомбах найдены рисунки рыб. Сравним также рассказ о том, что некоторые из его первых учеников были рыбаками, и утверждение Иисуса - "Я сделаю вас ловцами людей". Заметим также, что Vesica Piscis, условная форма рыбы вообще, часто содержит изображение Христа, святой девы или святого; она представляет собой длинный овал с остроконечными окончаниями, площадь, образованную пересечением двух одинаковых кругов, когда она меньше половины каждого из них. Сравним с христианской отшельницей, монахиней (Hun) - это слово есть халдейское название рыбы, а рыба связана с культом Венеры, богини, и римские католики еще и теперь едят рыбу в Dies Veneris, или пятницу. (у.у.у.) И-ЦЗИН (Кит.) Древнекитайский труд, писавшийся поколениями мудрецов. ИЧЧХА (Санскр.) Воля или сила воли. ИЧЧХА ШАКТИ (Санскр.) Сила воли; мощь желания; одна из оккультных Сил в природе. Та сила воли, которая, развитая оккультными упражнениями, создает нервные токи, необходимые для приведения в движение некоторых мускулов и парализации некоторых других. ИШВАРА (Санскр.) "Владыка" или личный бог - божественный Дух в человеке. Букв., суверенное (независимое) существование. Титул Шивы и других богов в Индии. Шиву называют также Ишварадэва, или верховный дэва. ИШИМ (Халд.) Б'не-Алейм, "прекрасные сыны бога", прообразы и прототипы более поздних "Падших Ангелов". ИШИТВА (Санскр.) Божественная Сила. ИШМОНИА (Араб.) Город, недалеко от которого погребен так называемый "окаменевший город" в Пустыне. Легенда повествует об огромных подземных залах и помещениях, коридорах и библиотеках, сокрытых в них. Арабы страшатся быть вблизи его после захода солнца. ИШТАР (Халд.) Венера вавилонян, называемая "самой старшей неба и земли", и дочь Ану, бога небес. Она есть богиня любви и красоты. Планета Венера как вечерняя звезда идентична с Иштар, а как утренняя звезда - с Анугит, богиней аккадийцев. Существует в высшей степени замечательный рассказ о ее сошествии в Гадес, на шестой и седьмой ассирийских плитках или табличках из расшифрованных покойным Г. Смитом. Каждый оккультист, читающий о ее любви к Таммузу, и его убийстве Издубаром, об отчаянии богини и ее сошествии в поисках возлюбленного через семь врат Гадеса, и, наконец, об ее освобождении из темного царства, - усмотрит прекрасную аллегорию души в поисках Духа. Й - Y. - Двадцать пятая английского алфавита и десятая еврейского - Иод. Это есть litera Pythagorae, пифагорейская буква и символ, указывающий на два ответвления, или тропы добродетели и порока, соответственно, правая - ведущая к добродетели, левая - к пороку. В еврейском каббалистическом мистицизме это есть фаллический мужской член, а также, как число, десять - совершенное число. Символически она представлена в виде руки с согнутым указательным пальцем. Ее числовой эквивалент - десять. ЙИМА (Зенд.) В "Вендидаде" - первый человек, и, в своем аспекте духовного прародителя человечества, то же, что Яма (см.). Другие его функции не приводятся в книгах Зенд, так как столь многие из этих древних фрагментов утеряны, уничтожены, или каким-нибудь другим способом убережены от рук профанов. Йима не был рожден, ибо он представляет собой первые три человеческие Коренные расы, первая из которых "не рождена"; но он есть "первый человек, который умирает"; ибо третья раса, та, которую одушевили разумные Высшие Эго, была первой, в которой люди разделились на мужчин и женщин, и "человек жил и умирал, и рождался вновь". (См. "Тайная Доктрина", II, с. 766 и далее.) ЙОГА (Санскр.) (1) Одна из шести Даршан или школ Индии; школа философии, основанная Патанджали, хотя истинная доктрина Йоги, та, о которой говорится, что она помогла подготовить мир к проповедям Будды, совершенно обоснованно приписывается более древнему мудрецу Яджнавалкия, автору "Шатапатха Брахманы" к "Яджур Веде", "Брихад Араньяки" и других известных трудов. (2) Практика медитации, как средство, ведущее к духовному освобождению. С помощью ее приобретаются психо-духовные силы, и вызванные экстатические состояния ведут к чистому и правильному восприятию вечных истин, как в видимой так и в невидимой вселенной. ЙОГАЧАРЬЯ (Санскр.) (1) Мистическая школа. (2) Букв., учитель (ачарья) Йоги, тот, кто овладел доктринами и упражнениями экстатической медитации - кульминацией которых являются Махасиддхи. Неверно смешивать эту школу с Тантрой, или школой Махатантры, основанной Самантабхадрой, ибо существуют две Школы Йогачарья, одна эзотерическая, другая народная. Доктрины последней собрал и снабдил комментариями Асамгха в шестом веке нашей эры, и его мистические тантры и мантры, его формулы, литании, заклинания и мудры, если применяются без Гуру, конечно, послужат скорее целям колдовства и черной магии, чем истинной Йоги. Те, которые берутся писать об этом предмете, обычно представляют из себя ученых миссионеров и вообще ненавистников Восточной философии. От таких нельзя ожидать непредубежденных взглядов. Так, когда в "Sanskrit-Chinese Dictionery" Эйтеля мы читаем, что отсчитывание мантр (которые он называет "заклинаниями"!) "должно сопровождаться музыкой и манипуляциями пальцев (мудра), и тогда может быть достигнуто состояние ментальной неподвижности (Самадхи)" - то тот, кто хотя бы немного знаком с истинной практикой Йоги, может только пожать плечами. Этот автор считает, что манипуляции пальцами, или мудра, необходимы для достижения Самадхи, "которое характеризуется тем, что нет ни мысли, ни уничтожения мысли, и которое состоит из шестикратного телесного (так!) и ментального счастья (йоги), вследствие чего происходит овладение сверхъестественной чудотворной силой". Никогда не будет достаточно предупреждать теософов против подобных фантастических и предвзятых объяснений. ЙОГИ (Санскр.) (1) Не "состояние шестикратного телесного и ментального счастья, как результат экстатической медитации" (Эйтель); но состояние, которое, когда достигнуто, делает практикующего с этого момента полным хозяином своих шести "принципов", ибо он теперь погружен в седьмой. Это дает ему полный контроль - благодаря его знанию Себя и Себя - над его телесными, интеллектуальными и ментальными состояниями, которые, будучи неспособными более препятствовать или воздействовать не его Высшее Эго, предоставляют ему свободу существовать в его первоначальном, чистом и божественном состоянии. (2) Также наименование того, кто практикует Йогу. К - Q. - Семнадцатая буква английского алфавита. Это устаревшее эолийское Qoppa и еврейское Koph. Как число она есть 100, и ее символом является задняя часть головы от ушей до шеи. У эолийских оккультистов она служила символом дифференциации. КА (Санскр.) Согласно Максу Мюллеру, вопросительное местоимение "кто", возведенное в сан божества без причины или основания. Однако оно имеет и свое эзотерическое значение, и есть имя Брамы в его фаллическом аспекте прародителя или Праджапати (см.) КАБА или Кааба (Араб.) Название знаменитого мусульманского храма в Мекке, крупный центр паломничества. Это сооружение небольшое, но очень оригинальное - кубической формы, 23 х 24 локтя в длину и ширину, и 27 - в высоту, с одним лишь отверстием в восточной стене для доступа света. В северно-восточном углу находится "черный камень" Каабы, который якобы упал прямо с неба и был белым ка снег, но постепенно стал черным из-за грехов человечества. "Белый камень", предполагаемая могила Измаила, находится в северной стороне, а место Авраама - к востоку. Если, как утверждают мусульмане, этот храм был, по молитве Адама после изгнания, перенесен Аллахом или Иеговой прямо из Эдема на землю, то "язычники" могут поистине считать, что они далеко превзошли божественную изначальную архитектуру по красоте своих сооружений. КАБАР ЗИО (Гност.) "Могущественный Владыка Великолепия" ("Кодекс Назареев"), то, кто породили семь благотворных жизней, "сияющих в собственной форме и свете", чтобы противодействовать влиянию семи "ко злу расположенных" звездных, или принципов. Они - потомство Карабтаноса, олицетворения страстного желания и материи. Последние являются семью физическими планетами; первые - их гениями, или Правителями. Ссылка на страницу: Словарь теософских понятий Теги: Словарь теософских понятий | |
|
ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам
Всего комментариев: 0 | |