Главная » Терминологический словарь менеджера


14:37
Терминологический словарь менеджера
Терминологический словарь менеджера

АВС (Activity Based Costing ) анализ — функционально-стоимостный анализ затрат (ФСА). Процесс распределения затрат с использованием первичных носителей стоимости, ориентированных на производственную и/или логистическую структуру предприятия с конечным распределением затрат по основным носителям (продуктам и услугам). Данный подход позволяет весьма точно и понятно установить связь между элементами себестоимости продукции и обрабатывающими функциями (или производственными процессами в широком смысле этого слова — то есть включается в понятие процессы логистической обработки товара).
СLV (Customer Lifetime Value) — «оценка жизненного цикла клиента». Показатель и методология расчета чистой прибыли, которую получит компания от клиента за определенное время. Методология является эффективным инструментом анализа управления взаимоотношений с клиентами, она связана с принципами сегментации клиентской базы предприятия и помогает грамотно управлять отношениями с клиентами в условиях, заявленных в законе Парето.
Соllective IQ — «коллективный интеллект» организации — совокупный интеллектуальный потенциал сотрудников. Термин введен Дагом Энгельбартом. Для того чтобы показать место и значение этого ресурса, им была предложена следующая классификация функций предприятия: А — первичная деятельность (изготовление конкретных изделий (например, автомобилей) или сервис (например, медицинское обслуживание); В — вторичная деятельность, направленная на улучшение основной функции; С — деятельность, направленная на совершенствование функции В. Коллективные знания как ресурс обеспечивают функционирование и развитие предприятий на уровне В и С.
Ехtended Enterprise — «расширенное предприятие». Режим работы предприятия, при котором оно должно быть открыто для взаимодействия с поставщиками, партнерами, клиентами, образовывать с ними единое сообщество, нацеленное на удовлетворение требований конечных потребителей.
НR (Нuman Resource) — человеческий ресурс. Совокупность человеческих ресурсов предприятия, играющих значительную роль в оценке физического и интеллектуального потенциала этого предприятия.
КМ (Кnowlede Management) — «управление знаниями». Универсальная дисциплина, основанная на интегральном подходе к созданию, накоплению, и, в некотором смысле, управлению знаниями, хранящимися в виде документов различного рода, а также знаниями, принадлежащими сотрудникам предприятия. Понятие появилось в начале 80-х годов. Автоматизированные системы КМ выполняют следующие функции: добыча данных и текстов, автоматизированный документооброт, организация совместной работы в сети, поддержка принятия решений. Сейчас также иногда говорят о появлении технологий КМ-Еnabled В1 («Интеллект бизнеса, поддерживаемый Управлением знаниями»).
ROI (Return On Investment) — «возврат инвестиций» — один из основных экономических показателей, влияющий на инвестиционную привлекательность и, следовательно, на соответствующий статус предприятия. Изначально также применялся для определения эффективности КИС, но позже ряд ведущих специалистов (в частности, Пол Страссман) убедительно показали, что никакой явной корреляции между размером инвестиций в информационные технологии и прибыльностью предприятия не существует. Это действительно так, если пользоваться традиционными методиками оценки эффективности инвестиций. Решение парадокса состоит в том, что экономическая оценка информационных технологий должна строиться не так, как в других отраслях, и прежде всего с учетом знания как экономического фактора. Сами по себе технологии не прибыльны — прибыль приносят операции над знаниями. К такому же выводу можно прийти, отталкиваясь от концепции «интеллектуального капитала». Наиболее интересные работы в этой области принадлежат Томасу Стюарту, первоначально опубликованные в виде цикла статей в журнале Forbes, а затем переизданные отдельной книгой. Подход Стюарта и его единомышленников к КМ основывается на констатации того факта, что капитал практически любого современного предприятия в основном нематериален. В биржевой стоимости высокотехнологических компаний до 95% выпадает именно на эту виртуальную часть.
SWOT- анализ - Инструмент анализа рынка, который позволяет в сжатом виде представить рыночную ситуацию - опасности и возможности, которые ожидают фирму на рынке, а также ее слабые и сильные характеристики - то есть ее потенциал. Английские буквы данной аббревиатуры связаны с первыми буквами английских слов - сига, слабость, возможность и опасность.
Автократичный руководитель (autocratic leader) - руководитель, имеющий достаточный объем власти, чтобы навязать свою волю исполнителям. В случае необходимости он сделает это, не колеблясь.
Автократия — система управления, при которой одному лицу принадлежит неограниченная верховная власть.
Автоматизированное проектирование (CAD – computer-assisted design) -применение ЭВМ для проектирования новой продукции. Отказ от черчения вручную экономит время и позволяет легко изменять проект.
Автоматизированные складские системы (AS/RS – automated storage and retrieval systems) - управляемые ЭВМ погрузочно-транспортные устройства для складирования и выдачи изделий по команде. ЭВМ также следит за местонахождением каждого изделия на складе. Эти системы также
называют автоматизированными складами.
Адаптация работника (в управлении персоналом) - Процесс приспособления работника к новому месту работы (при переходе в новую фирму, на новую должность и др.).
Адаптивная структура (adaptive structure) - организационная структура, позволяющая гибко реагировать на изменения в окружающей среде и принимающая в расчет все инновационные приемы управленческой деятельности и тем самым принципиально отличающаяся от механистической (или бюрократической) структуры. Называется также органической структурой.
Административные полномочия (staff authority) - форма полномочий, передаваемая административным функциям и руководителям в отличие от линейных полномочий, когда последние передаются подчиненным.
Анализ - разложение, один из методов научного исследования. Самый распространенный вид анализа - классификация: черный - белый, большой - средний - маленький. Аналитик - специалист, хорошо владеющий методами научного анализа.
Анализ внешней среды (environmental analysis) - процесс стратегического планирования, предназначенный для контроля факторов, внешних по отношению к организации, с целью определения возможностей и опасностей.
Анализ временных рядов (time-series analysis) - анализ, основанный на предложении, согласно которому случившееся в прошлом служит достаточно надежным указанием на то, что произойдет в будущем. Называется также проектированием тенденций.
Анализ на безубыточность (breakeven analysis) - метод, используемый при принятии решений, для определения положения дел, при котором общий доход равен совокупным издержкам.
\Анализ производственных операций (job analysis) - определение производственных заданий, социальных и личных характеристик работы с целью повышения эффективности труда.
Анализ содержания работы (job analysis) - определение задач, которые должны быть выполнены, а также индивидуально-социальные характеристики такой работы для обеспечения более эффективного и целесообразного найма работников.
Анкета - инструмент исследования, состоящий из перечня вопросов и обеспечивающий относительно быстрый сбор информации о рынке (опрос потребителей и др.), о выполняемой работе (опрос на рабочих местах с целью сбора информации для составления должностной инструкции и др.). До начала составления любой анкеты следует четко сформулировать цель исследования.
Антикризисное управление - деятельность менеджмента фирмы, направленная на преодоление острых проблем предприятия, накопившихся в результате плохого управления. Сопротивление переменам коллектива фирмы на этапе преодоления внутреннего кризиса обычно снижается (полезный пример описания антикризисного управления в корпорации "Крайслер" дает Ли Якокка в своей книге "Карьера менеджера"). Грамотное антикризисное управление обычно начинается с процедуры оценки потенциала предприятия.
АСУ - автоматизированная система управления (САМ – computer-assisted manufacturing) - ряд технологий производства, позволяющих осуществлять управление работой оборудования и контроль за работой оборудования при помощи ЭВМ.
Аутсорсинг - 1) (outsourcing — использование внешних источников) — это передача стороннему подрядчику некоторых бизнес-функций или частей бизнес-процесса компании; 2) замена "натурального хозяйства" (делаем все сами) выбором компанией внешних поставщиков товаров и услуг, необходимых для производства собственной продукции.
Базисные (основные, первичные) потребности (primary needs) - обычно врожденные потребности, такие, как потребность выжить.
Бенчмаркинг - методика анализа слабых сторон фирмы, основанная на сравнении своего потенциала с потенциалом главного конкурента. MC MA свое видение полезности данной методики - "кликни" по термину.
Бизнес-анализ — процесс «диагностики» деятельности предприятия, при котором выявляется реальная организационная структура предприятия с учетом всех имеющихся в наличии взаимосвязей. При этом разрабатывается и осуществляется ряд мер по оптимизации организационной структуры, что позволяет снизить издержки компании, создаются системы управленческого и финансового контроля, системы планирования деятельности, разрабатываются механизмы прогнозирования спроса, внедряются новые системы автоматизации управления с учетом поправок, сделанных аналитиками.
Бизнес-единица (business unit, ENG) - отдельно управляемое подразделение компании, ответственное за всю деятельность, необходимую для разработки, производства и продажи однотипной продукции или услуг.
Бизнес-процесс (деловой процесс) — это множество внутренних шагов (видов) деятельности, начинающихся с одного или более входов и заканчивающихся созданием продукции или услуги, необходимой потребителю. Потребители могут быть как внешними, так и внутренними, (это серия логически взаимосвязанных действий, при которых ресурсы предприятий или организаций используются для создания или получения полезного для потребителя продукта или услуги в фиксированный промежуток времени. Т.е. это поток работы, переходящий от одного работника другому (от одного отдела другому). Процессы всегда имеют начало, определенное число шагов и четко очерченный конец.
Бухгалтерский учет — система сбора и обработки финансовой информации о предприятии, дающая ее пользователям возможность выносить обоснованные суждения о финансовом положении организации и принимать экономические решения. В зависимости от круга пользователей различают финансовый учет и управленческий учет.
Бюджет (budget) - план, отражающий ожидаемые результаты и распределяемые ресурсы в количественной форме. Служит в качестве контрольного эталона.
Бюрократия (bureaucracy) - тип организации, для которой характерны специализированное распределение труда, четкая управленческая иерархия, правила и стандарты, показатели оценки работы, принципы найма, основывающиеся на компетенции работника.
Вероятность (probability) -уровень вероятности конкретного события.
Вертикальное разделение труда (vertical division of labor) - разделение и координация усилий и выполнения составляющих работу компонентов (управление и производство). Вертикальное разделение труда создает уровни управления.
Взаимозависимость факторов внешней среды (тт.егге1ат.ес!пе55, егтгоптепг.а1) -сила, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы.
Видение стратегическое - представление о фирме в достаточно далеком будущем. Разработка стратегического видения - мощный инструмент современного управления, позволяет создать необходимые ориентиры, помогающие высшему руководству организации разработать программу конкретных действий и на настоящий период.
Виды консультирования - экспертное, процессное, обучающее консультирование. В чистом виде встречаются крайне редко. Выполняя работу эксперта (специалиста в каких-то вопросах), консультант при выдаче даже готовых рекомендаций вынужден знакомить клиента хотя бы с применяемой терминологией - то есть проводить обучение. В свою очередь, в процессе обучающего консультирования соответствующий специалист всегда представляется как эксперт, например, по вопросам теории управления. В процессном консультировании, например, когда идет обсуждение вариантов решения проблем или иных вопросов, два другие вида консультирования всегда присутствуют в явном или неявном виде.
Вице-президент по планированию и развитию (директор по развитию) - в российских компаниях это должностное лицо чаще всего отвечает за ... строительство в фирме. В то время, как на самом деле, данная должность предполагает, в первую очередь, наличие предпринимательских способностей у такого руководителя в фирме.
Власть - 1) зависимость одного объекта (человека, механизма, обстоятельств и др.) от другого. 2) (pover) - возможность действовать или способность воздействовать на ситуацию или поведение других людей.
Власть в организации (authority, organisational) - ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия части людей в организации на выполнение заданий.
Власть, основанная на вознаграждении (rewardpower) - власть, основанная на убежденности исполнителя, что лицо, оказывающее влияние, имеет возможность удовлетворить его активную потребность или доставить ему удовольствие.
Власть, основанная на принуждении (coercive pover) - влияние, основанное на вере исполнителя, что оказывающий влияние может наказать его или ее, затруднив удовлетворение насущных потребностей исполнителя.
Влияние (influence) - 1) поведение какого-либо человека, которое изменяет отношение и чувства к нему других людей. 2) прямое и/или косвенное воздействие на людей (индивидуумы, группы), вызывающее изменение их поведения. При этом влияющий субъект может осознавать или нет целей и последствий своего влияния. Один из главных инструментов влияния -власть: в этом случае влияние выступает в качестве промежуточной цели (конечная цель - ожидаемый результат влияния), а власть - в качестве средства достижения этих целей. Есть и другие инструменты влияния, например, обращение к потребностям объекта влияния (человека, группы). • Влияние, власть и потребности - тесно взаимосвязаны. Пример: выступая в качестве экспертов в области управления (власть эксперта), предположим, что мы убедительно доказываем жителям Сети, что их в чем-то обманывают. "Потребность в справедливости" может заставить читателей журнала МС&МА совершить под влиянием нашего слова определенные действия.
Вмешательство в ход развития организации (OD intervention) - один из видов мероприятий, осуществляемых организацией, подразделением или рабочей группой в ходе организации программы развития организации.
Внешние поощрения (extrinsic reward) - сюда относится все, что в рамках мотивации имеет какую-либо ценность для сотрудников организации и может быть предложено им в качестве стимула к работе. Наиболее типичными примерами такого рода поощрений являются: заработная плата, социальные блага, престижное помещение для работы и т. п.
Внешняя неопределенность (uncertainty, environmental ) - это функция объема доступной информации в отношении фактора окружающей среды и относительной уверенности в точности этой информации
Внутреннее вознаграждение (intrinsic reward) - ценности, приписываемые человеком процессу совершения работы, например удовлетворение от достижения поставленных целей. Внутренние вознаграждения удовлетворяют потребности высшего порядка.
Внутренние переменные (internal variables) - ситуационный фактор внутри
организации. К основным внутренним переменным относятся цели,
структуры, задания, технологии и люди.
Внутренний консультант по управлению - специалист, говорящий гадости про уровень менеджмента высшего руководителя фирмы самому
руководителю за приличное вознаграждение.
Внутрифирменный маркетинг или внутренний маркетинг - технология
установления согласованного взаимотношения между подразделениями и
отдельными специалистами внутри фирмы на основе принципов
взаимодействия покупателя и продавца на рынке в соответствии с
концепцией маркетинга.
Воздействие эксперта (expert power) - влияние, основанное на убеждении
последователей в том, что их лидер обладает особыми знаниями,
позволяющими удовлетворить возникшую потребность.
Вознаграждение (compensation) - в рамках теории мотивации это все, что
человеку может казаться ценным.
Вторичные потребности (secondary needs) - потребности, имеющие
психосоциальную природу, такие, как оценка, привязанность и власть.
Входная мощность- производственная мощность предприятия (цеха, участка) на
1 января текущего года или на конкретную дату.
Выборочный контроль при приемке (acceptance sampling) - метод контроля
качества, при котором решение о приемке крупной партии принимается по
результатам контроля небольшого количества образцов данной партии.
Выходная мощность - производственная мощность предприятия (цеха, участка)
на конец планового периода.
Гибкие производственные системы (FMS – flexible manufacturing systems) -
процессы производства, реализующие все достоинства высокой степени
автоматизации без потери гибкости.
Гигиенические факторы (hygiene factors) - согласно двухфакторной теории
Герцберга это факторы, лежащие в среде, окружающей сферу деятельности
человека. Их отсутствие может вызвать неудовлетворенность, но не может
активно мотивировать поведение.
Горизонтальное распределение труда (horizontal division of labor) - разделение
работы в организации на составляющие компоненты.
Горизонтальные связи - коммуникативные связи между различными
подразделениями одного уровня или людьми в организации, занимающих
неподчиненное отношение друг к другу.
Государственное управление - стандартная управленческая деятельность
(принятие решений, разработка стратегий и др.) по координации различных
субъектов национальной экономики, проводимая в условиях повышенной
неопределенности и при большом количестве внутренних и внешний
факторов, слабо поддающихся управленческому воздействию, что снижает
предсказуемость ожидаемых результатов.
Группа (group) - два лица или более, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо влияет на другое (другие) и испытывает на себе его влияние.
Группа руководителя (command group) - группа, состоящая из руководителя и подчиненных, находящихся в зоне его контроля.
Групповое мышление (groupthink) - тенденция отдельных личностей подавлять собственную точку зрения на ту или иную проблему, чтобы не нарушать гармонию группы.
Движущаяся сборочная линия (moving assembly line) - приспособление для перемещения производимого продукта от одного работника к другому, каждый работник при этом выполняет отдельные конкретные задания.
Двухфакторная модель Герцберга - модель, согласно которой вся мотивация распадается на две большие категории: гигиенические факторы и мотивы.
Действие - Набор внутренних и внешних импульсов личности, обеспечивающих движение человека к заданной цели.
Делегирование (delegation) - передача задач и прав получателю, который принимает на себя ответственность за них.
Делопроизводство — комплекс мероприятий по организации документооборота предприятия или организации.
Демократичный руководитель (democratic leader) - руководитель, который старается не навязывать свою волю подчиненным и исходит из предпосылки, что люди мотивированы потребностями высшего уровня. Сам он мотивирует своих подчиненных, создавая климат, где люди мотивируют себя сами.
Дерево решений (decision tree) - схематическое представление сложного процесса принятия решения по какой-либо задаче.
Децентрализованная организация — 1) (decentralized organization) -организационная структура, в рамках которой право принимать решения распределяется вплоть до нижестоящих управленческих структур; 2) организационная структура, в рамках которой право принимать решения распределяется вплоть до нижестоящих управленческих структур.
Диверсификация - появление у фирмы новых направлений деятельности, ориентированных на новые рынки.
Дивизиональная организационная структура (divisional departmentation) - 1) тип организационной структуры, разработанный в интересах больших организаций, для которых функциональные структуры уже перестают быть эффективными. Основными типами структур с отделениями являются региональные и продуктовые структуры, а также структуры, ориентированные на покупателя. 2) структура управления предприятием, в которой четко разделено управление отдельными продуктами и отдельными функциями. Ключевыми фигурами в управлении организациями с дивизионной структурой становятся менеджеры, возглавляющие производственные подразделения.
Дисфункциональный конфликт (dysfunctional conflict) - конфликт, который приводит к уменьшению степени удовлетворенности работой, ослаблению сотрудничества между группами, снижению эффективности деятельности организации.
Документооборот — система создания, интерпретации, передачи, приема и архивирования документов, а также контроля за их выполнением и защиты от несанкционированного доступа.

Ссылка на страницу: Терминологический словарь менеджера
Теги: Терминологический словарь менеджера
Просмотров: 610 | | Рейтинг: 0.0/0 Символов: 21736

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar


close