Главная » Терминологический словарь менеджера


14:38
Терминологический словарь менеджера
Потребность в уважении - Одна из высших потребностей человека в модели иерархии потребностей А.Маслоу. Если к персоналу относятся уважительно, люди в организации, скорее всего, будут трудиться с высокой самоотдачей.
Правила - точное определение того, что следует делать в конкретной уникальной ситуации.
Предварительный контроль - фаза процедуры контроля, осуществляемая до начала собственно работы. На этой фазе происходят оценка планов, разработка процедур и правил работы, а также составление должностных инструкций в письменной форме.
Предпосылка - предположение, рассматриваемое как истинное. Используется в качестве отправной точки в процессе принятия решений.
Предприимчивый руководитель - менеджер, который изыскивает возможности и идет на преднамеренный риск, осуществляя изменения и вводя усовершенствования на своем предприятии.
Предприниматель-1) человек-творец, чья деятельность направлена на создание новых товаров или услуг, применение новых методов управления и т.п., предприниматель - это создатель новых потребностей у покупателей, удовлетворение которых приносит новое удовольствие или избавление от существующих мучений. 2) человек, который идет на риск при создании новой организации или при внедрении новой идеи, продукта или услуги.
Предпринимательские способности - главный ресурс, ответственный за развитие бизнеса. Современная экономика исходит из посылки, что все ресурсы (фирмы, национальной экономики) - капитал, труд, земля, предпринимательские способности - ограничены, поэтому организациям приходится совершать выбор - куда эти ресурсы направить. В современном информационном обществе последний тезис ставится под сомнение.
Предприятие - обособленная специализируемая единица, основанием которой является профессионально организованный трудовой коллектив, способный с помощью средств производства производить продукцию (выполнять работы, оказывать услуги) соответствующего назначения, профиля и ассортимента.
Прибыль - конечный доход предприятия от реализации его продукции (работ, услуг) и от других видов производственной и коммерческой деятельности. Разница между выручкой от реализации продукции (без налога на добавленную стоимость и акцизов) и затратами на производство и реализацию продукции.
Принцип исключений - концепция, согласно которой только значительные отклонения от стандартов и правил должны побуждать срабатывать систему контроля.
Принцип соответствия - принцип, согласно которому руководство должно делегировать индивиду достаточно полномочий, чтобы он был в состоянии выполнять те задачи, за которые несет ответственность.
Принятие решений - Процесс выбора альтернативы. Следуя специальному алгоритму, можно повысить эффективность принятия решений.
Приоритет (устанавливать приоритеты) - Степень важности одних действий в сравнении с другими. Правильное установление приоритетов - одно из главных умений любого менеджера. В статье к данному термину предлагается модель, облегчающая установление приоритетов. В этой модели выбор программы действий осуществляется с применением двух критериев.
Причинно-следственное моделирование - способ пробного прогнозирования будущего по результатам статистического анализа . зависимости между рассматриваемым и другими факторами.
Проведение изменений - Преодоление сопротивления отдельных лиц и групп в процессе проведения каких-либо нововведений на предприятии.
Прогнозирование - метод планирования, в котором предсказание будущего опирается на накопленный опыт и текущие предположения относительно будущего.
Продолжительность производственного цикла - время от начала первой производственной операции до окончания последней.
Продуктовая организационная структура - Организационная структура предприятия, в котором выделены достаточно автономные подразделения, руководители которых несут полную ответственность за разработку, производство и продвижение конкретного продукта.
Продуктовая организационная структура - структура, основным элементом которой являются отделения, ответственные за выпуск основных типов продукции.
Проект - замысел какого-то мероприятия (события), описание замысла и план его реализации.
Проектная группа - Временное организационное образование людей с руководителем во главе, имеющее целью достижение обычно одной важной цели. Включает в себя набор всех необходимых специалистов для выполнения задания в запланированные сроки. Пример формирования проектной группы стратегического планирования приведен к данному термину.
Проектная конверсионная система - тип конверсионного процесса, в котором каждое выпускаемое изделие или услуга уникальны по своей сути, решаемым задачам, области применения
Проектная мощность - производственные мощности предприятия (цеха, участка), которые введены в действие, но не освоены.
Проектная организационная структура - временная организационная структура, формируемая для достижения конкретной, четко очерченной цели.
Проектная/матричная организационная структура - Организация, в которой для решения в короткие сроки конкретной задачи создается временная группа специалистов, после решения задачи группа распускается. Пример матричной структуры - наложение проектной структуры на функциональную или дивизиональную, основные проблемы матричной структуры связаны с нарушением принципа единоначалия.
Проектно-конструкторская подготовка производства - совокупность взаимосвязанных процессов по созданию новых или совершенствованию выпускаемых конструкций изделий согласно требованиям заказчика (потребителя). Производительность - в количественном выражении это объем выпуска, деленный на объем потребленных ресурсов. В широком смысле - относительная эффективность и экономичность организации.
Производительность труда - показатель эффективности труда, определяемый как отношение результатов труда (производства) к затратам живого труда. Объем продукции (работ, услуг), произведенной в единицу рабочего времени, или количество рабочего времени, затраченного на изготовление единицы продукции.
Производственная мощность - максимально возможный годовой объем выпуска продукции, выполнения работ и оказания услуг установленной номенклатуры и ассортимента при наиболее полном использовании экономических ресурсов предприятия.
Производственная программа - развернутый план производства и продаж, характеризующий объем, номенклатуру, качество и сроки выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг.
Производственная функция - виды деятельности, которые производят товары или услуги, поставляемые организацией во внешнюю среду.
Производственный процесс - процесс превращения исходного сырья и материалов в готовый продукт, годный к потреблению или дальнейшей обработке.
Производственный цикл - интервал календарного времени от начала до окончания производственного процесса изготовления продукции, выполнения работ и оказания услуг.
Производство - процесс создания материальных и духовных благ для удовлетворения потребностей.
Производство по принципу "точно вовремя" - система управления материально-техническими запасами, в которой продукция, комплектующие изделия и материалы поступают только тогда и в таком количестве, когда и сколько их требуется. Основная цель системы заключается в том, чтобы сократить издержки капитала и издержки хранения.
Промежуточный управленческий процесс -важный аспект деятельности, перекрывающий и связывающий четыре основные функции: планирование, организацию, мотивацию и контроль. Его часто называют связующим процессом.
Промышленно производственный персонал - кадры предприятия, непосредственно связанные с процессом производства продукции (услуг), т.е. занятые основной производственной деятельностью.
Профессия - особый вид трудовой деятельности, требующий определенных теоретических знаний и практических навыков.
Процедуры - предписание относительно того, какие действия предпринять в конкретной ситуации.
Процесс обмена информацией - обмен информацией между двумя или большим числом людей.
Процесс управления - общий объем непрерывных взаимосвязанных действий или функций в рамках организации
Процессный подход - Управленческая концепция, согласно которой управление есть непрерывная серия взаимосвязанных действий или функций управления. Методология процессного подхода имеет более широкое применение (если не универсальное).
Процессный подход к управлению - подход к управленческой теории, основывающийся на концепции, согласно которой управление есть непрерывная серия взаимосвязанных действий или функций.
Пять S – контрольный список Гемба Кайдзен для наведения полного порядка, создания эффективности и дисциплины на рабочем месте. Термин образован из японских слов сеири (seiri) - сортировать, сейтон (seiton) - упорядочивать, сейсо (seiso) - чистить, сейкецу (seketsu) – систематизировать и ситуке (shituke) - стандартизировать.
Рабочая группа - группа, состоящая из лиц, работающих вместе.
Равенство конечного результата - принцип, согласно которому один и тот же результат может быть получен различными способами при различных начальных условиях.
Развитие организации - долгосрочная программа усовершенствования возможностей организации решать различные проблемы и способностей к обновлению, в особенности путем повышения эффективности управления культурой организации. При этом активно используются теоретические и технологические новинки, достижения прикладных наук о поведении, в том числе и теории операций
Разделение труда - Всеобщий закон (проявляет свое действие не только в производстве, но и в живой природе), согласно которому применение разделения труда позволяет повысить эффективность производства (товаров, услуг, энергии и др.).
Размещение ресурсов — размещение факторов производства в соответствии с структурой потребительского спроса. Расширенный принцип Эпштейна — Гейзенбурга — принцип, гласящий: В области исследований и разработок из трех параметров лишь два можно определить одновременно. Имеет ряд следствий: Если заданы цель и время для ее достижения, то нельзя угадать, сколько это будет стоить. Если ограничены время и ресурсы, невозможно предсказать, какая часть задания будет выполнена. Если четко ставится цель исследований и выделяется конкретная сумма денег, то нельзя предсказать, когда эта цель будет достигнута. Если же Вам повезет, и Вы сможете точно определить все три параметра, значит, Вы имеете дело не с исследованиями и разработками .
Разумная вера - влияние, основанное на вере исполнителя в то, что оказывающий влияние имеет соответствующий опыт. Знания руководителя принимаются на веру.
Расширение объема работы - реорганизация труда с расширением объема выполняемых работ.
Рациональное решение - выбор, подкрепленный результатами объективного анализа. Рациональное решение, в отличие от основанного на суждении, не зависит от опыта, накопленного в прошлом.
Региональная организационная структура - тип дивизиональной структуры, в которой используется географический принцип построения.
Резерв времени - разница между самым ранним возможным временем завершения проекта и самым поздним допустимым временем его завершения. Резерв времени дает свободу при планировании выполнения тех событий, которые не лежат на критическом пути.
Результативность – способность добиваться результата.
Реинжиниринг бизнес-процессов — это создание новых и более эффективных бизнес-процессов без учета предшествующего развития.
Реклама - Неличное представление товара или услуги (например, в СМИ) от имени известного спонсора.
Рекомендательные полномочия - форма административных полномочий, предполагающая, что линейные руководители обращаются за административными решениями и рекомендациями, но не обязаны их принимать.
Релевантная информация для принятия решения - данные, отбираемые под конкретные задачу, лицо, цель и период времени.
Рентабельность производства - отношение совокупной прибыли к среднегодовой стоимости основных фондов и оборотных средств предприятия.
Реорганизация труда - в передовых организациях изменение условий труда путем расширения объема или углубления содержательности работ в целях повышения внутренней удовлетворенности работников.
Ресурсная концепция стратегического управления - Основана на системе взглядов на управление, согласно которой разработка долговременной программы действий фирмы на рынке начинается не с изучения рынка, а с анализа внутреннего потенциала фирмы (оценки ресурсов и компетенций фирмы), с учетом которого уже затем подбираются наиболее оптимальные рыночные возможности для фирмы.
Ресурсы — источники и предпосылки получения необходимых людям материальных и духовных благ, которые можно реализовать при существующих технологиях и социально-экономических отношениях. Ресурсы подразделяются на три основные группы: материальные ресурсы; трудовые ресурсы, в том числе интеллектуальные ресурсы; природные (естественные) ресурсы.
Решение - выбор альтернативы.
Риск - уровень неопределенности в предсказании результата.
Робот - программируемое устройство для выполнения операций с материалами и инструментами, которые иначе пришлось бы выполнять рабочим. Роботы особенно полезны при выполнении монотонных, повторяющихся операций.
Руководители низового звена (линейные руководители) — руководители в организации на уровне, находящемся непосредственно над уровнем неуправленческого персонала.
Руководитель высшего звена - руководитель, отвечающий за решения для организации в целом или для значительной части этой организации.
Руководитель, предприниматель - руководитель, который активно ищет новые возможности и добровольно принимает на себя риск, вводя изменения и усовершенствования.
Руководитель, сосредоточенный на труде - руководитель, занимающийся прежде всего организацией работы и разработкой системы вознаграждений с целью повышения производительности труда.
Руководитель, сосредоточенный на человеке -руководитель, который заботится в первую очередь о людях и повышает производительность труда путем совершенствования человеческих отношений. В континууме руководства Лайкерта такой тип руководителя располагается на противоположном конце от руководителя, сосредоточенного на труде.
Руководство организацией - способность оказывать влияние на отдельных лиц и на группы, побуждая их работать на достижение целей организации.
Рыночная цена - стоимость товара (работы, услуг), сложившаяся под влиянием соотношения спроса и предложения на рынке.
Рынок – совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товарной продукции (товаров, услуг) и окончательно признаётся общественный характер заключённого в ней труда. Всякий институт или механизм, который сводит вместе покупателей и продавцов конкретного товара, услуги.
Самоменеджмент - относительно недавно выделившийся самостоятельный раздел теории управления; управленческая деятельность, обеспечивающая повышение эффективности управления собой и своими действиями.
Сборочный конвейер - устройство, которое перемещает детали или обрабатываемые изделия от рабочего к рабочему. Каждый рабочий выполняет закрепленную за ним работу.
Связующий процесс - в управлении это процесс, необходимый для осуществления планирования, организации, мотивации и контроля. Основные связующие процессы - это принятие решений и общение (коммуникация). Руководство тоже можно рассматривать как связующий процесс.
Сдельная оплата труда - форма оплаты труда, при которой заработная плата работникам начисляется по заранее установленным расценкам за каждую единицу выполненной работы или изготовленной продукции.
Себестоимость продукции - выраженные в денежной форме индивидуальные издержки предприятия на производство и реализацию продукции.
Семантика - изучение способа использования слов и передаваемых ими значений.
Семинар по менеджменту - кратковременное учебное мероприятие, имеющее целью закрепление теоретических знаний или изучение нового. Формы проведения семинара - проверка знаний путем опроса слушателей, творческое обсуждение новой для слушателей управленческой ситуации, мастер-классы и др.
Сертификат соответствия - документ, подтверждающий соответствие сертифицированной продукции, процесса или услуги по конкретному стандарту или другому нормативному документу.
Сертификация продукции - деятельность по подтверждению соответствия продукции определенным стандартам и техническим условиям и выдача документов, подтверждающих это соответствие.
Сетевое планирование - форма графического отражения содержания работ и продолжительности выполнения стратегических планов и долгосрочных проектов.
Сетка управления - двухразмерный подход к оценке эффективности руководства. Согласно этому подходу в руководстве различаются 5 основных стилей: вертикальная ось сетки представляет "заботу о людях", а горизонтальная - "заботу о производстве".
Синтез - творческий процесс созидания целого из составных элементов.
Система - единство, состоящее из взаимозависимых частей, каждая из которых привносит что-то конкретное в уникальные характеристики целого. В то же время любая часть системы испытывает на себе влияние целого. Организации считаются открытыми системами, потому что они динамично взаимодействуют с внешней средой.
Система взглядов на менеджмент, парадигма управления - Концепция, разрабатываемая теоретиками менеджмента, которой руководствуются на практике высшие управляющие при построении системы управления предприятием.
Система качества - в международной системе стандартов качества совокупность организационной структуры, распределения ответственности, процессов, процедур и ресурсов, обеспечивающая осуществление общего руководства качеством. В отечественной практике применяется термин «система управления качеством».
Система обратной связи - в управлении любой механизм, обеспечивающий получение данных о результатах, которые могут быть использованы руководителями для корректировки отклонений от намеченного плана.
Система производства по типу проектов - вид производственного процесса, в котором каждая выпускаемая единица продукции уникальна по своей конструкции, выполняемым задачам, месторасположению или по каким-либо другим важным признакам.
Система с непрерывным процессом переработки - вид процесса с выпуском больших количеств однородного продукта.
Система с фиксированной периодичностью - метод периодического восстановления уровня материально-технических запасов, например раз в две недели. Объем заказа при этом зависит от объема наличия на момент заказа.
Система с фиксированным количеством - метод, при котором осуществляется постоянный контроль уровня материально-технических запасов. Заказы размещаются только тогда, когда этот уровень падает ниже заданной и неизменной величины. Объем заказа всегда остается одним и тем же.
Система управления - Подсистема более крупного образования (образованного целого - системы), обеспечивающая достижение осознанных или неосознанных целей этого образованного целого. Система управления предприятием включает в себя: организационную структуру, людей, которые занимаются руководящими функциями, методы управления, которые эти люди применяют и другие переменные организации (одна из них - корпоративная культура), от которых зависит движение организации к ее целям.
Системный подход - Общеметодологический подход, концепция, согласно которой любая организация рассматривается как система взаимосвязанных элементов, выполняющая какою-либо функцию и взаимодействующая с внешней средой.
Ситуативная модель Фидера - модель, в которой выделены три фактора, влияющих на эффективность руководства: отношения между руководителем и членами коллектива, структура задания и должностная, т.е. законная, власть, данная руководителю по должности.
Ситуационная теория мотивации - модель мотивации, основанная на предположении, что поведение человека является функцией не только его потребностей, но и восприятия им той или иной ситуации и возможных результатов выбора того или иного типа поведения.
Ситуационное управление — оперативное управление, заключающееся в принятии управленческих решений по мере возникновения проблем в соответствии со складывающейся ситуацией.
Ситуационный анализ - Процесс сопоставления потенциала субъекта (фирмы, личности и др.) с характеристиками внешней среды, в которой этот субъект функционирует. Методология ситуационного анализа - ситуационный подход, один из наиболее распространенных инструментов, применяемых для выполнения ситуационного анализа
Ситуационный подход - Концепция управления, утверждающая, что оптимальное решение есть подбор факторов внутри организации, соответствующих ситуации в окружающей среде.
Ситуационный подход - концепция, утверждающая, что оптимальное решение есть функция факторов среды в самой организации (внутренние переменные) и в окружающей среде (внешние переменные). В данном подходе сделана попытка интегрировать отдельные аспекты исторически предшествующих школ управления путем сочетания определенных приемов. Концепция управления в конкретных ситуациях для более эффективного достижения целей организации. Известен под названием "конкретный подход".
Ситуационный подход в теориях лидерства - Согласно этого подхода, эффективное лидерство предполагает необходимость учета ситуации -требуется разное поведение руководителя по отношению к своим подчиненным в зависимости от ситуации. Факторы ситуации - зрелость коллектива, количество времени, необходимые для решения проблемы действия и др.)
Сложность внешнего окружения - определяется числом внешних факторов, на которые организации приходится реагировать, а также степенью переменчивости каждого такого фактора.
Слухи - информация, передаваемая по неформальным каналам сообщения.
Событие проекта - любой элемент проекта, требующий определенного времени исполнения, отсутствие которого может задержать начало других событий. События не обязательно включают в себя задачи, относящиеся к выполнению работ.
Совокупное мнение торговых агентов - метод прогнозирования спроса по "предчувствиям" персонала отдела сбыта и по мнению управляющего сбытом и некоторых торговых агентов.
Содержательность работы - относительная степень того влияния, которое рабочий может оказать на саму работу и на производственную среду.
Содержательные теории мотивации - Психологические модели, объясняющие человеческое поведение с точки зрения его потребностей. Одна из наиболее известных- иерархия потребностей Абрахама Маслоу.
Содержательные теории мотивации - теория мотивации, основанная на попытке определить в первую очередь те потребности, которые заставляют людей действовать. К числу таких теорий относятся теории Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Дэвида Мак-Клелланда.
Создание организации - процесс создания структуры организации, которая дает возможность ее сотрудникам эффективно работать вместе для достижения целей организации.

Ссылка на страницу: Терминологический словарь менеджера
Теги: Терминологический словарь менеджера
Просмотров: 645 | | Рейтинг: 0.0/0 Символов: 23328

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar


close