20:24 терминология | |
ДЕТСТВО - этап развития человека, предшествующий взрослости; характеризуется интенсивным ростом организма и формированием высших психических функций. Д., по международным нормам, закрепленным в Конвенции ООН о правах ребенка, охватывает период жизни от рождения до примерно младшего юношеского возраста (до 18 лет). По возрастной периодизации, принятой в педагогике, детством считается период до 11 лет, к-рый включает: младенчество - до 1 года; раннее детство - до 3 лет; дошкольный возраст - до 7 лет; младший школьный возраст - до 10 - 11 лет. ДЕЦЕНТРАЦИЯ (ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ) УПРАВЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ - один из механизмов развития познавательных процессов личности, формирования ее моральной зрелости и совершенствования навыков общения; функционирует на основе способности к восприятию точки зрения др. людей. Ключевое понятие в теории Ж. Пиаже, в к-рой она определяется как механизм преодоления эгоцентризма и означает процесс преобразования смысла образов, понятий и представлений ребенка с учетом возможных точек зрения др. людей. Играет значительную роль в развитии самостоятельного творческого мышления. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - профессиональная деятельность, направленная на создание в пед. процессе оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора возможностей свободного и творческого самовыражения. Основная проблема Д. п. - совмещение требований и целей учителя с возможностями, желаниями и целями учеников; успешное осуществление Д. п. обусловливается уровнем профессионального сознания учителя, овладения им пед. технологией, пед. техникой. Три модели П. д.: педагогика принуждения (авторитарная педагогика), педагогика полной свободы, педагогика сотрудничества. ДИАГНОЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ - определение характера и объема способностей учащихся, затруднений, испытываемых ими в учебе, отклонений в поведении. Д. п. ставится на основе данных об освоении учениками школьных программ, наблюдения за их обучением, деятельностью, изучения ее результатов и др. ДИДАКТИКА (от греч. didaktikos - получающий, относящийся к обучению) - теория образования и обучения, отрасль педагогики. Предметом Д. является обучение как средство образования и воспитания человека, т. е. взаимодействие преподавания и учения в их единстве, обеспечивающее организованное учителем усвоение учащимися содержания образования. Функции Д.: теоретическая (диагностическая и прогностическая) и практическая (нормативная, инструментальная). ДИДАКТИКА УРОКА - система правил подготовки, проведения и анализа результатов урока. ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА УЧИТЕЛЯ - совокупность документов и дидактических материалов, с помощью к-рых учитель осуществляет обучение, развитие и воспитание детей на уроках и внеклассных занятиях. Включает в себя: стандарт образования, учебную программу, календарные и тематические планы, конспекты уроков, планы воспитательной работы, пособия, наглядные средства и т. п. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА - руководящие положения, к-рые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения. Напр., одним из правил реализации принципа наглядности является такое: использовать различные виды наглядности, но не увлекаться их чрезмерным количеством. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ - основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. ДИДАКТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ - способности обучать. ДИПЛОМ (франц. Diplôme, от греч. Díplōma - сложенный вдвое документ, от diplóō - складываю вдвое), 1) официальный документ об окончании высшего или среднего специального учебного заведения, о присвоении учёной степени или учёного звания. 2) Документ, удостоверяющий право учреждения, организации или отдельного гражданина на осуществление определённых действий (например, на ведение торговли). 3) Награда за достижения в различного рода конкурсах, соревнованиях, выставках и др. ДИПЛОМНАЯ РАБОТА - заключительная работа учебно-исследовательского характера, выполняемая оканчивающими университеты, экономические, театральные, художественные и др. вузы и некоторые средние специальные учебные заведения. Д. Р., как правило, представляет собой самостоятельное исследование какого-либо актуального вопроса в области избранной студентом (учащимся) специальности и имеет целью систематизацию, обобщение и проверку специальных теоретических знаний и практических навыков выпускников. Д. Р. предполагает достаточную теоретическую разработку темы с анализом экспериментов, наблюдений, литературных и др. источников по исследуемому вопросу. Для выпускников вузов искусств Д. Р. являются: созданная роль (актёры), спектакль (режиссёры) или документальный киноматериал (кинооператоры); произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптура, декорации и др. (художественные специальности); для выпускников литературного института - литературное произведение. Защита Д. Р. теоретического или экспериментального характера предусмотрена вместо дипломного проекта для некоторых специальностей во втузах. Д. Р. защищается на заседаниях государственной экзаменационной комиссий (ГЭК) вузов и государственных квалификационных комиссий (ГКК) средних специальных учебных заведений. Выпускникам, защитившим Д. Р. и сдавшим государственный экзамен по одной из общественно-политических дисциплин, выдаётся диплом о присвоении соответствующей квалификации ДИРЕКТОР, директора, мн. Директора, м. (латин. Director - руководитель). 2. Управляющий, начальник какого-н. Предприятия, учреждения. Директор фабрики. Директор училища. Директор банка. Красный директор (директор завода из рабочих; нов.). 2. В некоторые исторические эпохи - название членов коллегии, управляющей государством, директории (полит.) ДИССЕРТАНТ – лицо, защищающее диссертационную работу. ДИССЕРТАЦИЯ - Научно-исследовательская работа, подготовленная для публичной защиты и получения ученой степени. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ – форма обучения, основанная на переписках с помощью электронных, телекоммуникационных средств и средств программного обеспечения. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ И ОБРАЗОВАНИИ -1) организация учебной деятельности школьников, при к-рой с помощью отбора содержания, форм, методов, темпов, объемов образования создаются оптимальные условия для усвоения знаний каждым ребенком; 2) ориентация системы образования на удовлетворение различных образовательных потребностей. Д. в о. и о. бывает внешняя (организация спецшкол, открытие классов с углубленным обучением или коррекционных, факультативов, курсов по выбору и т. д.); внутренняя, когда в рамках обычного класса для каждого учащегося, учитывая его индивидуальные особенности, определяется наиболее рациональный характер работы на уроке, и элективная (предоставление учащимся права выбирать ряд предметов для изучения в дополнение к обязательным учебным дисциплинам). ДОКТОРАНТ – лицо, получающее образование в докторантуре. ДОКТОРАНТУРА – высшая степень высшего образования, форма подготовки высококвалифицированных научно-педагогических кадров, обеспечивающая получение степени доктора наук. ДОКТОР НАУК – высшая научная степень, присваиваемая по окончании второй ступени докторантуры. ДОКТОР ФИЛОСОФИИ – научная степень, присваиваемая по окончании первой ступени докторантуры. ДОМАШНЯЯ УЧЕБНАЯ РАБОТА - форма организации учебного процесса, самостоятельное выполнение учащимися заданий вне класса без непосредственного руководства учителя, но под его опосредованным влиянием. Виды Д. у. р.: по характеру познавательной деятельности - репродуктивная и творческая; по учебным действиям •- выполнение упражнений и решение задач, работа с учебником, наблюдения и опыты, чтение дополнительной литературы, подготовка докладов и сообщений. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – обучение на основе дополнительных образовательных программ с целью удовлетворения требований граждан в области образования. ДОЦЕНТ (от лат. Docens обучающий), научное звание и должность преподавателей высшего учебного заведения. Е ЕДИНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО - территория (регион), в которой государством и общественными организациями обеспечивается унифицированный уровень(ни) (стандарт) образования. З ЗАВУЧ, а, м. Сокращение: заведующий учебной частью, заместитель директора школы (училища) по учебно-воспитательной работе. ЗАДАЧА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - осмысление сложившейся пед. ситуации и принятие на этой основе решений и плана необходимых действий. ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ - конкретизированные или более частные цели пед. Исследования ЗАКОН ВОСПИТАНИЯ (как общественного явления) - закон, к-рый проявляется в обязательном и необходимом присвоении подрастающим поколением соц. опыта старших поколений, обусловливающим их включение в общественную жизнь, осуществление преемственности между поколениями, жизнеобеспечение общества, отдельного индивида и развитие сущностных сил каждой личности. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА - объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами пед. процесса. 3. п. п. могут обусловливаться соц. условиями (характер воспитания и обучения в конкретных исторических условиях определяется потребностями общества, экономики, национально-культурными особенностями); природой человека (формирование личности ребенка протекает в прямой зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей); сущностью воспитательного процесса (процессы воспитания, обучения, образования и развития личности неотделимы друг от друга; взаимосвязь соц. группы и личности в учебно-воспитательном процессе; взаимосвязь задач, содержания, методов и форм воспитания). ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ПО НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ учебного заведения является непосредственным руководителем и организатором научной и методической работы в новых типах профессиональных учебных - заведений (лицеи, колледжи, ВПУ и др.). Назначается, как правило, из числа наиболее квалифицированных инженерно-педагогических работников, имеющих послевузовское профессиональное или высшее образование и стаж работы в системе профтехобразования не менее пяти лет. ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ПО УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ РАБОТЕ (УПР) учебного заведения является непосредственным организатором учебно-производственной и методической работы в профессиональном учебном заведении. Он отвечает за правильную организацию учебной и учебно-производственной деятельности, выполнение учебных планов и программ, качество преподавания, формирования знаний, умений и навыков учащихся, организует и контролирует деятельность инженерно-педагогических работников учебного заведения, руководит внедрением достижений науки в педагогический процесс, обобщением и распространением передового педагогического и производственного опыта, оснащением учебного и учебно-производственного процессов современным оборудованием, станками, организует повышение квалификации мастеров производственного обучения и преподавателей. ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ ПО НАУКЕ - новая руководящая должность в школе. В обязанности 3. д. ш. п. н. входит формирование у педагогов, занимающихся исследовательской деятельностью, научного мышления и умений; разработка перспектив развития школьных экспериментов; контроль за работой школьных кафедр; осуществление межкафедральных связей и контактов с научными работниками из научно-исследовательских учреждений, лабораторий и вузов. 3. д. ш. п. н. должен иметь высокую квалификацию, владеть теоретическими знаниями по педагогике, психологии, методологии науки, культурологии, философии образования и т. п. и технологиями проектирования и экспертизы образовательных систем. ЗАНЯТИЕ - форма организации обучения, осуществляемая под руководством преподавателя в точно установленное время, с постоян¬ным составом обучаемых, в ходе которой решаются дидактические задачи, вытекающие из целей обучения. ЗАОЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - разновидность дистанционного образования, построенная главным образом на регулярной переписке между образователем и субъектом учебно-познавательной деятельности и потому в переводе на некоторые языки называемая обучением посредством корреспонденции. Исторически возникло как социальный институт, компенсирующий взрослым членам общества отсутствовавшие в детско-юношеском возрасте или неиспользованные возможности достигнуть образовательного уровня, необходимого для того, чтобы заниматься квалифицированным и приносящим удовлетворение трудом. Во многом продолжает оставаться таковым и в наши дни, давая возможность людям, испытывавшим экономические затруднения, совмещать учебу с оплачиваемым трудом. Обычно это специализированное образование, практикуемое в учреждениях двух типов: а) учебные заведения, реализующие свои программы исключительно через заочную форму обучения; б) заочные отделения в регулярных учебных заведениях. ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ - одна из форм безотрывного образования, получившая наибольшее распространение в системе высшего и среднего специального образования. Студенты посещают краткий курс установочных лекций. Ход дальнейшего освоения учебного материала контролируется и направляется преподавателем через проверку самостоятельно выполняемых письменных работ. Диплом заочного отделения приравнивается к диплому, полученному в стационарном учебном заведении. Срок обучений продолжительнее в среднем на один год. ЗАЧЕТ - организационная форма контроля за выполнением лабораторных, практических, расчетно-графических работ, курсовых проектов (работ), а также контроля усвоения знаний, навыков и умений, полученных на практических занятиях, семинарах, в процессе учебной, производственной технологической и производственной преддипломной практик. Результаты зачета могут оцениваться как дифференцированно (по пятибалльной системе), так и отметкой «зачтено» в зависимости от формы организации обучения. ЗАЩИТА ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА - форма проверки подготовленности выпускаемых специалистов. Защита проводится на открытом заседании Государственной квалификационной комиссии; на основании защиты выпускникам присваивается квалификация. Ссылка на страницу: терминология Теги: терминология | |
|
ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам
Всего комментариев: 0 | |