22:18 Словарь ударений русского языка | |
Стимул - (лат. < stimulus < остроконечная палка, которой погоняли животных) – побуждение к действию, побудитель. причина к осуществл. чего-л., толчок, напр., мат. стимул. Сцилла и Харибда - в древнегреческой мифологии – два чудовища, обитавшие на прибрежных скалах по обе стороны морского пролива и губившие мореплавателей; между Сциллой и Харибдой – положение, когда опасность угрожает и с той и с другой стороны (или с разных сторон). Субретка - (фр. < soubrette) – в комедиях 17-19 вв. (преимущественно французских) – бойкая, находчивая служанка, посвящённая в секреты своей госпожи. Суверенитет – (нем. Souveranitat < фр. Souverainete) – полная независимость государства от других государств в его внутренних делах и внешних отношениях. Национальный суверенитет – совокупность прав нации (народа) на свободу выбора социального и политического строя, на территориальную целостность, экономическую независимость и т. д. Сфинксова - (гр. 2) в древнегреческой мифологи – крылатое чудовище с туловищем льва, с головой и грудью женщины; 3) * загадочное существо; непонятный, странный человек; 4) гвинейский павиан – узконосая обезьяна с длинной красновато-коричневой шерстью, образующей у самцов мантию; 5) сфинксы – род крупных бабочек семейство бражников. Т Такт - (нем. < takt < прикосновение, ощущение) – 1) муз. наименьшая группа однородных ритмических долей, определяющая тот или иной размер; 2) – чувство меры, подсказывающее наиболее деликатную линию поведения по отношению к кому-л., чему-л. Тантал - (гр. < Tantalos) – 1) в древнегреческой мифологии – лидийский царь, осуждённый Зевсом на вечные муки голода и жажды, несмотря на близость земных плодов и воды; муки Тантала или танталовы муки – нестерпимые мучения от сознания близости желанной цели и невозможности её достигнуть. Тартар - (гр. < Tartaros) – в древнегреческой мифологии –подземное царство мёртвых, преисподняя, ад. Тезаурус (тэ) - (гр. < thёsauros < запас) – лингв. словарь языка с полной смысловой информацией. Тембр (тэ) - (фр. < timbre) – окраска или характер звука голоса, муз. инструмента, зависящие от того, какие обертоны сопутствуют основному звуковому тону. Темп (тэ) - (ит. < tempo < время) – 1) абсолютная скорость исполнения муз. произведения – скорость движения (частота следования) счётных единиц; 2) скорость осуществления чего-л., интенсивность развития, быстрота движения; степень быстроты в исполнении какого-л. дела, задания. Тесситура (тэ) - (ит. < tessitura) – муз. высотное положение звуков в муз. произведении по отношению к диапазону певческого голоса или муз. инструмента; соответствие тесситуры характеру голоса певца или техническим возможностям данного инструмента является одним из условий художественного исполнения (естественности, свободы, красоты звучания и т.п.). Толерантность - (лат. < telerabtia< терпение) – 1) терпимость, снисходительность к кому-л. или чему-л. Транспорентно – публично. Ф Фабула - (лат. < fibula < повествование, история) – сюжетная основа художественного произведения, предопределённая литературной традицией расстановки лиц и событий. Фавор - (лат. favor < благосклонность, расположение) – покровительство влиятельного лица. Факсимиле - (лат. < fac simile < делай подобное) – 1) точное воспроизведение каким-либо способом рукописи, документа, чьей-либо подписи; 2) точное воспроизведение картины при помощи фотомеханической репродукции (факсимильная репродукция). Фантом - (фр. < fantome < призрак) – 1) причудливое явление; призрак, привидение; 2) мед. модель человеческого тела или его части в натуральную величину, служащая наглядным пособием. Феномен - (гр. Фата - Моргана - (лат. fata Morgana < фея Моргана - по преданию, живущая на морском дне и обманывающая путешественников призрачными видениями) – сложный мираж, при котором на горизонте возникают изображения предметов, лежащих за горизонтом, обычно сильно искаженные и быстро изменяющиеся. Фатум - (лат. fatum) – судьба, рок, неизбежность. Фетиш - (фр. < fetiche < волшебство) – 1) неодушевлённый предмет, который, по представлению верующих, наделён сверхъестественной магической силой и служит объектом религиозного поклонения; 2) * предмет слепого поклонения. Флёр - (нем. < flor) – 1) тонкая, прозрачная (обычно шёлковая) ткань; 2) * скрывающая пелена, которая мешает ясно видеть что-либо; покров таинственности, окутывающий что-либо. Флирт - (англ. < flirt) – ухаживание, кокетничанье, любовная игра. Фонема - (гр. < phonёma < звук) – лингв. минимальная единица звукового строя языка; фонемы служат для построения и различения значимых единиц языка; морфем, слов, предложений (например, фонемы «д» и «т» в словах «дом» и «том»). Фонетика - (гр. < phonetikё) – 1) раздел языкознания, изучающий акустические и физиологические (артикуляционные) особенности звуков речи; 2) акустические и физиологические (артикуляционные) свойства звуков данного языка. Форс-мажор - (фр. fors majeure) – в праве – событие, чрезвычайные обстоятельства, которые не могут быть предусмотрены, предотвращены или устранены какими-либо мероприятиями, напр. стихийное бедствие; непреодолимое препятствие. Фраза - (гр. Фрикативный - (лат. противоп. смычные согласные. Х Хаос - (гр. < chaos< в древнегреческой мифологии) – зияющая бездна, наполненная туманом и мраком, из которого произошло всё существующее. Хаос - (гр. Холдинг - (англ. Хунта – (исп. Junta букв. собрание, объединение) – 1) название общественно-политических организаций, объединений в Испании и в станах Лат. Америки; 2) исполнительный, правительственный орган власти в нек-рых латиноамериканских странах; 3) группа заговорщиков, незаконно захватывающих власть и правящих диктаторскими методами. Ц Цезура - (лат. < caesura) – 1) ритмическая пауза внутри стихотворной строки; 2) в музыке – грань между частями муз. произведения или его отдельными построениями; пауза, остановка. Цинизм - (гр. kynismos) – бесстыдство, наглость, грубая откровенность; вызывающе- презрительное отношение к общепринятым нормам нравственности и морали. Циничный – непристойный, бесстыдный. Э Эвфемизм - (гр. < euphёmismos < хорошо говорю) – более мягкое слово или выражение вместо грубого или непристойного, напр. «не сочиняйте» вместо « не врите». Эвфония – благозвучие. Эгида - (гр. Экскурс - (лат. < excursus < уклонение, отступление (в речи) – отступление от главной темы изложения для исследования, освещения побочного вопроса. Эксклюзивный - (фр. < exclusive < исключающий что-л. исключительный) – то, что распространяется на ограниченный круг предметов, напр. эксклюзивное право на владение чем-л.; эксклюзивное интервью – право опубликования такого интервью принадлежит какому-л. органу средств массовой информации(газете, журналу, радио – или телепрограмме. Эксперт - (лат. < expertus < опытный) – специалист в какой-либо области, производящий экспертизу: исследование какого-либо вопроса, требующего специальных знаний, с предоставлением мотивированного заключения, напр. врачебная э., правовая э. Эксплозия - (фр. < explosiа < взрыв) – лингв. взрыв при артикуляции смычных согласных. согласный Эксплозивный – лингв. взрывной согласный звук, образуемый прохождение струи воздуха в момент размыкания плотно сомкнутых органов речи, напр. б, п, д, т. Экспрессия (рэ) - (лат. < expression) – выразительность; сила проявления (чувств, переживаний). Элоквенция - (лат. < eloqientia) – уст. ораторское искусство. Эмбарго – (исп. embargo – наложение ареста, запрещение). 1) Запрещение государственной властью ввоза из какой-либо страны ( или вывоза в какую-либо страну), золота, товаров, ценных бумаг; 2) запрещение государственной властью захода в порты своей страны судов, принадлежащих другим странам, а также задержание судов, грузов и предметов вооружения, принадлежащих другому государству; применяемый как акт репрессий. Эмиграция - (лат. < emigrare < переселяться, выселяться). – 1) переселение из какой-либо страны в другую, вызываемое различными причинами (экономическими, политическими, религиозными и др.). Эмигрировать - переселяться из своей страны в какую-л. чужую страну. Эмфаза - (гр. Энигматический - (гр. < aimigma < загадка ) – загадочный, непонятный. Эристика - (гр. Эстетика (тэ) - (гр. < aisthёtikos < относящийся к чувственному восприятию) – философская дисциплина, изучающая выразительные формы, соответствующие представлениям о прекрасном, безобразном, возвышенном, низменном и т.д.; обращаясь к художественному творчеству, эстетика изучает искусство, как одну из форм идеологии, законы развития искусства, его идейное содержание, художественные формы и общественную роль. Этика - (лат. Этикет - (фр. Этимология - (гр. etyoolohia < истина; основное значение слова + Lohos < понятие, учение) – 1) происхождение слова и его родственные отношения к другим словам того же языка или других языков; 2) раздел языкознания, исследующий происхождение слов разных языков. Я Янус - (лат. ЛИТЕРАТУРА 1. Агеенко Ф. Л. Зарва М. В. Словарь ударения русского языка. М. Русский язык. 1993. 2. Орфографический словарь русского языка. Отв. ред. В. В. Лопатин. 31-е изд. М. Русский язык. 1994. 3. Орфографический словарь русского языка. Под ред. К. С. Горбачевич. М.; Русский язык, 1993-1994. Т. 1-4. 4. Словарь современного русского литературного языка. 6-е изд. М.; Русский язык, 1991. 5. Розенталь Д. Э. Теленкова М. А. Словарь трудностей русского языка. 6-е изд. М.; Русский язык. 1987. 6. Сводный словарь современной русской лексики. В 2-х т. Под редакцией Р. П. Рогожниковой. М.; Русский язык, 1991. 7. Современный словарь иностранных слов. Сост. Н. М. Ланда, Д.В. Смыслов, Р. Г. Апресян, К.М. Чёрный, М.; Русский язык, 1993. 8. Головин Б. Н. Основы культуры речи. М.; Высшая школа, 1988. 9. Голуб И.Б. Розенталь Д. Э. Секреты хорошей речи. М.; Международные отношения, 1993. 10. Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного произношения. М.; Просвещение, 1989. 11. Розенталь Д. Э. Джанджакова Е. В. Кабанова Н. П. Справочник по правописанию, произношению, литературоному редактированию, М.; Московская международная школа переводчиков. 1994. 12. Скворцов Л. И. Правильно ли мы говорим по-русски? М.; Знание. 1983. 13. Словарь ударений для работников радио и телевидения. Под. ред. Д. Э. Розенталя. Изд. 4-е, стереотип. М.; «Сов. Энциклопедия», 1971. 14. Справочник-практикум. Культура устной и письменной речи делового человека. М.; Изд. «Флинта». Изд. «Наука», 2004. 15. Словарь иностранных слов. Изд. 13-е, стереотипное. М.; «Русский язык», 1986. 16. Словарь ударений русского языка для краснослова. Автор Е. А. Окунцова. Новосибирск.Новосибирское книжное издательство, 1996. Ссылка на страницу: Словарь ударений русского языка Теги: Словарь ударений русского языка | |
|
ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам
Всего комментариев: 0 | |