Главная » Архив материалов
« 1 2 ... 263 264 265 266 267 ... 916 917 »
КОНТРАБАС.

Самый низкий по звучанию среди струнных смычковых инструментов, контрабас играет очень важную роль в симфоническом оркестре. Это своего рода музыкальный фундамент, на который опирается звучание всех остальных инструментов.

Диапазон контрабаса -- от ми контроктавы до соль первой октавы. Чтобы не писать слишком много добавочных линеек, условились записывать партию контрабаса октавой выше его подлинного звучания.



КОНТРАБАС



Как сольный инструмент контрабас выступает редко. На нем очень трудно добиться остроты и точности интонации, так как он слишком большой и громоздкий. Играть на нем приходится стоя или сидя на специальном очень высоком табурете, а для того, чтобы заставить вибрировать его струны, приходится приложить немалые усилия.



Тем не менее некоторые контрабасисты достигают настоящей виртуозности и играют сложные пьесы, часто -- написанные для виолончели. Таким контраба ... Читать дальше »
Просмотров: 278 | | | Комментарии (0)

КАМЕРНАЯ МУЗЫКА.

В старину, когда не было концертных залов, филармоний, инструментальная музыка и небольшие вокальные произведения исполнялись, в основном, в домах любителей музыки. Собирались несколько друзей-музыкантов, расставляли подставки для нот -- пульты, вынимали из чехлов и футляров скрипки, альты, виолончели, а иногда и флейты и гобои, кто-то садился за клавесин, и начинался домашний концерт. Звучали сонаты, трио, квартеты. Иногда кто-нибудь пел под аккомпанемент клавесина или других инструментов. Среди слушателей обычно было лишь несколько человек родственников и знакомых.

Музицировали таким образом и в скромных домиках ремесленников, и в аристократических салонах. Отсюда-то и пошло выражение -- камерная музыка (camera по-итальянски -- комната), то есть музыка, предназначенная для исполнения не в большом зале театра или в церкви, а в комнате, музыка домашняя.



Понятно, что в комнате нельзя было играть симфонии, исполнять опе ... Читать дальше »
Просмотров: 294 | | | Комментарии (0)

ЖАНР.

В литературе, музыке и других искусствах за время их существования сложились различные виды произведений. В литературе это, например, роман, повесть, рассказ; в поэзии -- поэма, сонет, баллада; в изобразительном искусстве -- пейзаж, портрет, натюрморт; в музыке -- опера, симфония... Род произведений в пределах одного какого-то искусства называют французским словом жанр (genre).

Не все музыкальные жанры возникли в одно время. Опера, например, родилась в Италии в конце XVI века, а симфоническую поэму создал в середине XIX века Ференц Лист.



За время своего существования различные жанры сильно изменялись, но все сохранили при этом свои основные признаки. Так, опера -- это произведение для музыкального театра, которое имеет сюжет, ставится в декорациях и исполняется артистами-певцами и оркестром. Ее не спутаешь с балетом или симфонией. Но ведь и оперы бывают разные: исторические, героические, комические, лирические... Все они имеют с ... Читать дальше »
Просмотров: 307 | | | Комментарии (0)

ГОБОЙ.

Один из деревянных духовых инструментов гобой, вернее его предок, появился в глубокой древности. Еще в Индии в XII -- VII веках до новой эры был известен духовой инструмент оту. Его среднеазиатская родственница зурна, которую считают непосредственной предшественницей гобоя, и сейчас широко распространена в Средней Азии и на Кавказе. Греческий авлос, изображения которого вы могли видеть на древних музейных вазах и без которого не обходился в Древней Греции ни праздник, ни пир, тоже предок гобоя, как, впрочем, и старая (но значительно более молодая, чем авлос) русская свирель.ГОБОЙ



В Европу гобой пришел с Ближнего Востока, и в XVII веке стал постоянным участником оперного оркестра.



Диапазон гобоя -- от си, а у некоторых инструментов си-бемоль, малой октавы до фа третьей октавы. Как и у других деревянных инструментов, тембр у гобоя в разных регистрах неодинаков. Нижние его звуки довольно грубы и резки; средние -- насы ... Читать дальше »
Просмотров: 309 | | | Комментарии (0)

ВАЛЬС

-- см. Танец.



ВАРИАЦИИ.

Быть может, вам случалось когда-нибудь слышать фортепианную балладу Грига. Начинается она с мелодии суровой и скорбной, похожей на народную песню-думу. А потом эта мелодия появляется еще много раз, но каждый раз -- в новом обличье: то как взволнованный монолог, то как эпическое сказание, то в виде причудливого скерцо, то в характере траурного шествия.

Форма, в которой сочинил Григ свою балладу, называется вариации или, точнее, тема с вариациями.



Латинское слово variatio означает изменение. В музыке вариациями называется такое произведение, в котором основная мелодия повторяется много раз, но в ином характере. Иногда меняется только ее сопровождение, но чаще -- и она сама, ее ритм, темп, отдельные обороты.



Форма вариаций родилась в XVI веке. Тогда возникли две разновидности полифонических вариаций -- пассакалья и чакона.


... Читать дальше »
Просмотров: 277 | | | Комментарии (0)

АРФА.

Много веков насчитывает история арфы -- одного из древнейших музыкальных инструментов. Появилась она еще на заре человеческой цивилизации и стала прародительницей всех струнных инструментов. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ (ДВОЙНОЙ ГОБОЙ. ЛЮТНЯ И АРФА). ФРАГМЕНТ НАСТЕННОЙ РОСПИСИ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

Было это, возможно, так: однажды, натягивая тетиву лука, охотник заметил, что она издает нежный мелодичный звук. Он проверил свое впечатление, и звук понравился еще больше. Тогда он решил натянуть рядом еще одну тетиву, покороче, -- и получилось уже два музыкальных звука различной высоты. Стало возможным сыграть простенькую мелодию. Это было великое открытие: возник первый струнный щипковый инструмент.

Шли годы, десятилетия, века. К прежним струнам прибавлялись все новые и новые; но музыкальный инструмент продолжал иметь форму лука. Его держали в руках и играли, перебирая пальцами струны. Арфу любили в Древнем Египте, в Финикии и Ассирии. в Древней Греции ... Читать дальше »
Просмотров: 339 | | | Комментарии (0)

А



АДАЖИО.

Наверное, по радио или в телевизионных концертах вы не раз слышали: «Исполняется Адажио из балета Чайковского "Спящая красавица"». «Исполняется Адажио из балета Глазунова "Раймонда"». Что же это значит?

Adagio -- итальянское слово, которое переводится как «медленно, спокойно». Однако в музыке это слово приобретает неизмеримо более глубокий смысл. Оно указывает не только на темп, то есть скорость исполнения, но говорит о характере музыки -- сосредоточенности, глубоком раздумье.

Часто словом Адажио обозначают одну из частей крупного произведения для симфонического оркестра или какого-нибудь инструмента. Наверное, нет на свете человека, любящего музыку, который не знал бы «Лунной сонаты» Бетховена. И каждый помнит чудесную, глубоко волнующую мелодию первой части, мелодию, полную неизъяснимой красоты, плывущую над мерно колышущимся аккомпанементом. Бетховен назвал эту часть Адажио.

А в балете словом Ада ... Читать дальше »
Просмотров: 278 | | | Комментарии (0)

Отмечается некоторая зависимость между формой Н. и особенностями психотравмирующих воздействий. В этом плане особый интерес представляет концепция Е. Кге15сптег (1922) о “ключевых” переживаниях. Неврастения (более полно мы ее рассмотрим в следующей главе) чаще развивается при истощающем перенапряжении; такой вариант неврастении, как информационный Н., — от длительного переутомления вследствие переработки большого массива информационных данных в условиях высокой ответственности; “чистые Н. истощения” (Э. Е. Апап. 1958) — при переутомлении; ННС — при нарушении привычного стереотипа (например, ситуация изменилась, она стала новой, тягостной, в ней трудно или невозможно найти определенное решение); истерический Н. — при ущемлении эгоцентризма; вторичные Н. (в понимании Г. В. Морозова и М. С. Лебединского, 1972) — при реакции на тяжелое соматическое заболевание.

На формирование готовности к невротическому реагированию оказывает несомненное влияние и конституциональная ослабленн ... Читать дальше »
Просмотров: 255 | | | Комментарии (0)

Абулия(греч. аЬиИа — безволие, нерешительность) — первоначальное значение: безволие, утрата желаний, отсутствие стремлений, побуждений к деятельности, т. е. одна из характеристик апатико-абулического шизофренического дефекта. Однако в современной американской литературе это — недостаточность воли или мотивации, часто проявляющаяся неспособностью принять решение, ослаблением побуждения к действиям и мышлению, сопровождающаяся индифферентностью или отсутствием озабоченности последствиями своих действий или бездействия. Очевидно, что при таком понимании А. как симптом не привязывается жестко к шизофрении и может быть, например, проявлением психопатии неустойчивого круга или некоторых психоорганических расстройств.

Агрессия(лат. а@§ге55ю — движение на...) — нападение, наступление с целью насильственных действий. В современной американской литературе А. - сильные физические, словесные или символические действия. Может быть адекватной, защитной (включая здоровую тенденцию защища ... Читать дальше »
Просмотров: 297 | | | Комментарии (0)

Tabacus,i m табак
tabes,is f сухотка
tabula,ae f доска
tabuletta,ae f таблетка
taceo,tacui,tacitum,ere молчать
tachycardia,ae учащение сердечных сокращений
tachypnoe,es f учащенное дыхание
tacitus,a,um молчаливый
tactus,us m осязание
talis,e такой, такого качества
tam так, до такой степени
tamen однако
tamquam подобно тому, как; будто
tango,tetigi,tacturn,ere трогать, касаться
Tanninum,i n танин
tantulus,a,um столь малый, столь незначительный
tantum (наречие) только
tarsus,i m предплюсна-часть стопы между пятой и голенью
tartarus dentium зубной камень
tego, texi, tectum,ere покрывать
tela,ae f ткань
telencephalon,i n конечный (концевой) мозг
temperamentum,i n темперамент
temperantia,ae f воздержанность, умеренность
temporalis, e височный
tempus,oris n время; висок
tendo,inis m сухожилие
tendorrhaphia ... Читать дальше »
Просмотров: 274 | | | Комментарии (0)



close